Признак
У ребенка
Человека
Отсутствии зубов
37
К О Н Т Р О Л Ь Н ЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
1. Каковы основные этапы филогенеза зубочелюстной системы?
2. Когда начинают формироваться челюстные кости во внутри утробном периоде?
3. Когда начинается отделение ротовой полости от носовой во внутриутробном периоде?
4. Когда происходит закладка зачатков зубов во внутриутроб ном периоде?
5. Какие особенности строения зубочелюстной системы благо приятствуют сосательным движениям нижней челюсти?
6. Каковы особенности строения височно-нижнечелюстных сус тавов у новорожденного ребенка?
7. Каковы средние сроки прорезывания временных зубов?
8. Какая форма зубных рядов в период временного прикуса?
9. Каковы средние сроки прорезывания постоянных зубов?
10. Какая форма зубных рядов в период постоянного прикуса?
11. Какова целесообразность формирования сагиттальных и трансверзальных окклюзионных кривых в постоянном прикусе?
12. Что такое "миодинамическое равновесие" и его значение для развития зубочелюстного аппарата?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 4 — 6
Т е м а: методы обследования детей с зубочелюстными ано малиями.
Цель: освоить методы клинического, антропометрического, рентгенологического и функционального исследования при зубоче люстных аномалиях.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Оборудование | Пособия и средства контроля |
1. Инструктаж пре | План содержания занятия | |
подавателя о со | ||
держании занятия | ||
2. Проверка исход | Измерительный ин | Учебные пособия, лекции, табли |
ных знаний | струментарий, диап | цы, диапозитивы, рентгеновские |
роектор, негатоскоп, | снимки, контрольные вопросы, | |
ринопневмометр | учебные модели, фантомы | |
3. Самостоятельная | Смотровые стомато | Методические указания. Меди |
курация больных. | логические наборы. | цинская документация. Контро |
Решение клиничес | Инструменты | льные модели. Рентгенограммы |
ких задач | ||
4. Обсуждение при | Листок ежедневного учета рабо | |
нятых больных | ты врача-стоматолога (форма | |
037-1/у-88). Медицинские карты | ||
5. Контроль усвое | Бланки с ситуационными зада | |
ния темы | чами | |
6. Подведение ито | Лекции, учебники, дополнитель | |
гов занятия. Зада | ная литература, методические | |
ние на следующее | руководства по классификации и | |
занятие | диагностике зубочелюстных | |
аномалий | ||
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Методы исследования детей с зубочелюстными аномалиями весьма разнообразны.
Прежде всего проводится клиническое исследование. Паспорт ная часть помогает определить соответствие паспортного возраста с зубным и костным. Сведения о месте рождения, месте жительства, национальности позволяют определить популяционные особенности
39
строения зубочелюстной системы. В жалобах определяется ведущий мотив обращения пациента к ортодонту: косметический дефект, на рушение функций жевания, дыхания, звукообразования и т.д.
Анамнез жизни и заболевания помогает вникнуть в причины возникновения зубочелюстных аномалий и деформаций. Прежде всего необходимо подробно расспросить мать о состоянии ее здоро вья во время беременности, о ее возможных вредных привычках, о приеме определенных лекарств во время беременности. Необходимо выяснить не было ли родовой травмы ребенка.
Обязательно нужно осведомиться о методах вскармливания ре бенка на 1 году жизни. Искусственное вскармливание, наряду с об щим неблагоприятным действием на состояние здоровья ребенка, как правило, приводит к развитию зубочелюстных аномалий. Ог ромное значение в развитии зубочелюстного аппарата имеет состоя ние здоровья ребенка в первый год его жизни. Различные общие за болевания ребенка весьма отрицательно влияют на формирование зубочелюстной системы. Особое внимание необходимо обратить на разрушение зубов вследствие кариеса, травмы, воспалительных за болеваний. Предметом пристального внимания ортодонта должен стать способ дыхания ребенка. Среди патологии верхних дыхатель ных путей у детей значительное распространение имеют аденоид ные разрастания, полипы носа, риниты, искривления носовой пере городки. Все это приводит к затруднению носового дыхания, а, сле довательно, к возникновению ротового дыхания. По данным Ф.Я.Хорошилкиной с соавторами (1987) искривление носовой пе регородки, гипертрофия нижних носовых раковин, увеличенные аденоиды (48,5%) на задней стенке глотки и небно-глоточные мин далины (44%), а также другие хронические заболевания верхних дыхательных путей (69%) являются механическими препятствиями для носового дыхания. А.А.Погодина (1955) установила сочетание зубочелюстных аномалий с хроническими заболеваниями носа и глотки у 34% детей, тогда как у детей с нормальным прикусом эти заболевания встречаются лишь в 6%. При нормальном носовом ды хании во время покоя кончик языка прилегает к небной поверхнос ти передних зубов верхней челюсти. При ротовом же дыхании поло жение языка резко изменяется, он как бы распластывается на дне полости рта и прилежит к зубам нижней челюсти. Верхняя зубная дуга без внутренней опоры языка под действием щечной и жеватель ной мускулатуры сжимается с боков, удлиняется и выступает вперед. Кроме того, создающееся отрицательное давление в полости носа спо собствует формированию высокого ("готического") неба. За счет уве личения надподъязычных мышц нижняя челюсть смещается назад.
40
Особое внимание следует обратить на нарушения опорно-двига тельного аппарата. При правильной осанке голова и туловище нахо дятся на одной вертикали; если же голова ребенка находится впере ди туловища, есть большая вероятность развития зубочелюстных аномалий. Обязательно выясняется наличие вредных привычек у ребенка. В.П.Окушко (1975) выделяет следующие вредные привыч ки, играющие значительную роль в развитии зубочелюстных анома лий: привычки сосания (пальцев, губ, щек, языка, предметов), ано малии функции (нарушение функции жевания, глотания, привычка давления языком на зубы, ротовое дыхание, неправильная речевая артикуляция), зафиксированные позо-тонические рефлексы (непра вильная поза тела и нарушение осанки, неправильное положение нижней челюсти и языка в покое).
Осмотр ребенка в ортодонтическом кабинете включает в себя общий осмотр, изучение строения лица, обследование полости рта, зубов, челюстных костей, определение возможных функциональных нарушений.
При общем осмотре акцентируется внимание на телосложении пациента, его физическом развитии, форме рук, головы, выраженно сти носогубных и подбородочных складок, зиянии ротовой щели, выстоянии или западении переднего отдела альвеолярных отрост ков, губ и подбородка, укорочении нижней части лица, мышечном тонусе губ, асимметрии лица. Одновременно проводится пальпация. Исследуется походка пациента, осанка.
Обследование полости рта пациента включает в себя определе ние состояния зубов, слизистой оболочки десны и неба, а также рас положения уздечек верхней и нижней губы, языка, величины языка, высоты неба, развития альвеолярных отростков, челюстей, величи ны апикального базиса (базальной дуги), величины зубной и альве олярной дуг, формы, величины и количества зубов, их состояния и расположения в зубных рядах, формы зубных дуг, соотношения че люстей и зубных рядов, вида прикуса.
При динамическом исследовании определяются парафункции околоротовых мимических мышц (например, привычное напряже ние мышц губ и подбородка в результате нарушения функций дыха ния, глотания и речи, иногда появление "симптома наперстка"), па рафункции внутриротовых мышц, которые обусловлены повышен ной активностью мышц языка, дна полости рта и мягкого неба (на пример, выдвижение языка при патологии ротоглотки), бруксизм. Важным этапом динамического исследования является изучение движений нижней челюсти. Смещение нижней челюсти обусловли вается рядом причин, например, неправильным положением отдель-
41
ных зубов, нестершимися буграми временных зубов, повышающей прикус пломбой, вредными привычками, дисфункцией височно-нижнечелюстных суставов. При исследовании височно-нижнечелю-стных суставов применяется метод пальпации. Изучается экскурсия суставных головок, определяется болезненность суставов. Характер ными признаками патологии суставов является шум, треск, щелка нье при движениях нижней челюсти.
Нарушение функции носового дыхания определяется путем прикладывания к ноздрям ворсинок ваты и наблюдения за их от клонением при вдохе и выдохе.
Нарушение функции глотания характеризуется неправильным контактом кончика языка с тканями полости рта (толчок кончика языка о нижний альвеолярный отросток, нижнюю губу и нижние зубы), повышенной активностью мимических мышц, особенно под бородочной.
Среди специальных методов исследования детей с зубочелюс тными аномалиями особое значение имеет антропометрическое ис следование головы, лица, челюстей и зубных дуг. Эти исследова ния целесообразно начинать с изучения диагностических моделей че люстей. Некоторые авторы (Ф.Я.Хорошилкина) трактуют это как ме тоды биометрической диагностики при изучении моделей челюстей.
Изучение моделей челюстей целесообразно проводить, ориенти руясь на три плоскости. Срединно-сагиттальная плоскость прово дится через переднюю точку, образованную пересечением нёбного шва со второй поперечной нёбной складкой, идущей к клыку, и че рез заднюю точку, располагающуюся на границе твердого и мягкого нёба, которая соответствует задней носовой ости. Вследствие воз можности смещения нижней челюсти в сторону, лучше ориентиро ваться по уздечке языка. Горизонтальная плоскость (франкфуртс кая горизонталь) на лице проходит от козелков ушных раковин до нижних краев орбит (подглазничные точки). С помощью гнатостата, ориентируясь на нее, оформляется цоколь гипсовой модели. Орби тальная плоскость проводится перпендикулярно горизонтальной плоскости, ориентируясь на подглазничные точки.
Методику получения гнатостатических моделей разработал Simon (1916). Для этого он изготовил прибор — гнатостат (рис. 6).
Ручку оттискной ложки для верхней челюсти вставляют в паз штатива, который с помощью шарнирных соединений прикреплен к лицевой дуге. Лицевую дугу ориентируют в горизонтальной плоско сти соответственно орбитальной и ушной точкам. После выведения оттиска из полости рта на лицевую дугу одевают поперечную план ку с подвижной указкой, подводят планку вплотную к указателям
42
Рис. 6. Гнатостат по Симону
орбитальных точек и на оттиске наносят орбитальную плоскость. Модель отливают на специальной подставке, которая заменяет ли цевую дуги, и, таким образом, цоколь модели будет соответствовать горизонтальной плоскости. Сагиттальная плоскость соответствует вертикальному штативу.
Для исследования соответствия величины зубов и ширины зуб ных рядов предложены различные антропометрические методы. Наиболее простым и достаточно информативным является метод Pont (1907). Он установил наличие зависимости между суммой по перечных размеров четырех верхних резцов и шириной зубной дуги между первыми премолярами и первыми молярами в норме.
Дата: 2019-03-06, просмотров: 191.