ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 2 И № 3
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Тема: морфологическая и функциональная характеристика пе­ риодов развития зубочелюстного аппарата ребенка.

Ц е л ь: изучить особенности развития, строения и функции зу­ бочелюстного аппарата ребенка в периоды эмбрионального разви­ тия, беззубого рта, временного, сменного и постоянного прикусов.

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

         

Этапы занятия

Оборудование

Пособия и средства  

Контроля

                1. Инструктаж препо­   План содержания занятия   давателя о содержа­       нии занятия       2. Проверка исходных Диапроектор Учебные пособия, лекции,   знаний   таблицы, диапозитивы, кон­       трольные вопросы, учебные       модели и фантомы   3. Самостоятельная Смотровые стомато­ Методические указания.   курация больных. логические наборы. Медицинская документация   Решение клинических Инструменты     задач       4. Обсуждение при­   Листок ежедневного учета   нятых больных   работы врача-стоматолога       (форма 037-1/у-88)   5. Контроль усвоения   Бланки с ситуационными   темы   задачами   6. Подведение итогов   Лекции, учебники, дополни­   занятия. Задание на   тельная литература. Методи­   следующее занятие   ческие руководства по мето­       дам обследования детей с       зубочелюстными аномалиями          

 

 

СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЯ

 

Зубочелюстной аппарат ребенка — это не жевательный аппарат взрослого в миниатюре. Он проходит длительный путь развития, дифференциации, усложнения функций.


 

 

20


 

Для того, чтобы в достаточной степени освоить принципы фор­ мирования жевательного аппарата человека необходимо хотя бы очень кратко остановиться на основных этапах филогенеза зубоче­ люстной системы.

 

У хрящевых рыб имеются первичный зубочелюстной аппарат, состоящий из двух висцеральных дуг: челюстной (небно-квадрат-ный хрящ и меккелев хрящ) и подъязычной (челюстно-подъязыч-ный хрящ и подъязычный хрящ). Небно-квадратный хрящ соединя­ ется с черепом в передней своей части при помощи связки; задний его отдел при помощи челюстно-подъязычного хряща также подве­ шен к черепу связкой. Какого-либо оформленного сустава нет.

 

У костистых рыб имеется верхний и нижний ряд костей, образую­ щих челюстной аппарат. Между квадратной костью из верхнего ряда и сочленованной костью из нижнего ряда образуется первичный сустав. Зубочелюстной аппарат — вторичный, преимущественно состоящий из покровных костей, минующих хрящевую стадию развития.

Строение зубочелюстного аппарата у амфибий и рептилий принципиально такое же, как и у костистых рыб. Идет уменьшение количества костей, составляющих верхний и нижний ряд, за счет их слияния.

 

У млекопитающих имеется вторичный, т.е. костный зубочелюс­ тной аппарат и вторичный сустав, где сочленяются зубная кость и височная кость. У большинства млекопитающих сустав дисковый, исключение составляют однопроходные.

 

У классов хрящевых и костистых рыб, амфибий и рептилий зубы имеют неопределенную форму, имеется различное количество

 

и расположение зубов, смена их идет в течение всей жизни.

 

У млекопитающих имеется определенная форма зубов (по функ­ циональным группам), определенное их количество, определенное ко­ личество комплектов (смен зубов); зубы располагаются только на че­ люстях. У хищников преобладают вертикальные движения нижней челюсти, имеются острорежущие, трехбугорчатые коренные зубы. Для травоядных характерны боковые движения нижней челюсти и многобугорковые коренные зубы. У грызунов преобладают сагитталь­ ные движения нижней челюсти, чему способствует желобовидный су­ став, очень хорошо развиты самозатачивающиеся режущие зубы.

 

У человека эволюция жевательного аппарата достигла наивыс­ шей степени. Одновременно имеются значительные признаки ре­ дукции. Постепенно исчезает прогнатизм, появляется кривая Шпее. Сустав человека разумного значительно отличается от сустава ант­ ропоидов (табл. 3).


 

 

21


      Таблица 3




Дата: 2019-03-06, просмотров: 186.