Основные этапы проведения инвентаризации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее, чем в двух экземплярах.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом, в этом случае описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и так далее)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми позициями правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки, поэтому все незаполненные строки прочеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в передаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаруживают после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и тому подобное)                                                                                                                                                                                                                   заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и, в случае их подтверждения, производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

Таким образом, можно определить следующую последовательность проведения инвентаризации (рис. 39):





Рис.39. Последовательность проведению инвентаризации

Оптимальным результатом инвентаризации является отсутствие отклонений между данными бухгалтерского учета и фактическими данными инвентаризации. В этом случае нет необходимости осуществлять корректировку в бухгалтерском учете.

Результатом расхождений между данными бухгалтерского учета и инвентаризационной проверки могут быть излишки или недостачи.

Например, покупателю были отгружены товары, но в учете операция не проведена. В таком случае инвентаризация зафиксирует «недостачу». Или, например, в организации не отражено списание активов при их использовании или ликвидации, что также приведет к выявлению недостач. Встречается и другая ситуация: вовремя не оприходованы полученные ценности, в этом случае инвентаризационная комиссия установит излишки, которые следует оприходовать.

Для целей бухгалтерского учета, выявленные организацией излишки учитываются в составе прочих доходов. Стоимость излишков должна быть подтверждена документально или экспертным путем.

При оприходовании выявленных излишков на основании данных, отраженных в инвентаризационных ведомостях, составляется бухгалтерская справка, содержащая следующие проводки:

· Дебет счетов 01 «Основные средства», 07 «Оборудование     к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса» и другие

·  Кредит счета 91.1 «Прочие доходы»                                                                                                        - оприходованы излишки активов, выявленные при проведении инвентаризации.

Выявленные в результате инвентаризации недостачи отражаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:

· Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счетов 01 «Основные средства», 07 «Оборудование     к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса» и другие – отражена сумма выявленной недостачи.

· Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - списана недостача в пределах норм естественной убыли.

Если сумма недостачи взыскивается с виновных лиц (в том числе сверх норм естественной убыли), делаются проводки:

· Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - списана недостача на виновного лица.

В случаях, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, а так же при возникновении недостачи из-за форс-мажорных обстоятельств, расходы по недостаче относятся к прочим расходам организации:

· Дебет счета 91.2 «Прочие расходы» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - списана недостача, возникшая в результате форс-мажорных обстоятельств.

Списание недостач и убытков от порчи ценностей должно быть обоснованным и подтверждаться соответствующими документами. Порядок списания убытков от недостач в пределах норм естественной убыли необходимо утвердить учетной политикой предприятия. Естественную убыль можно списать только после проведения инвентаризации на основе соответствующего расчета. Расчет составляется бухгалтерией с участием материально ответственных лиц. Произведенный расчет проверяется членами инвентаризационной комиссии, а затем утверждается руководителем организации.

Если сумма недостачи превышает нормы естественной убыли, то необходимо проведение служебного расследования с целью определения наличие или отсутствие лиц, виновных в недостаче. Такое расследование может быть проведено инвентаризационной комиссией.

Обоснованное решение о списании недостачи сверх норм естественной убыли в расходы, либо об отнесении ее на виновных лиц принимается руководителем.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Вопросы для самопроверки:

11. Каковы требования к проведению инвентаризации?

12. Каково значение инвентаризации в практической деятельности организации?

13. С какой целью берется расписка с материально ответственных лиц перед проведением инвентаризации?

14. Какие виды инвентаризации вы знаете?

15. Кто решает вопрос о том, каким образом будет погашена недостача, выявленная при проведении инвентаризации?

16. Дать определение инвентаризации.

17. Кто устанавливает сроки проведения инвентаризации?

18. Как отражается в учете выявленная сумма недостачи?

19. Как отражается в учете выявленная сумма излишков?

20. Какие документы заполняются при проведении инвентаризации?

                                            

                             Тесты для самоконтроля:

1. Количество инвентаризаций и сроки проведения инвентаризации определяются:

а) руководителем организации;

б) вышестоящей организацией;

в) главным бухгалтером.

2. Обязательные инвентаризации проводятся:

а) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

б) перед составлением квартальной бухгалтерской отчетности;

в) перед составлением полугодовой бухгалтерской отчетности.

3. По объему инвентаризации подразделяются на:

а) сплошные;

б) частичные;

в) выборочные.

4. Для проведения инвентаризации в организации создается:

а) общественная комиссия;

б) постоянно действующая инвентаризационная комиссия;

в) комиссия административная.

5.До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии:

а) следует самостоятельно составить отчеты и приложить все приходные и расходные документы;

б) нет необходимости составлять или получать отчеты;

в) надлежит получить последние приходные и расходные документы на момент инвентаризации от материально ответственного лица.

6. Материально ответственные лица до проведения инвентаризации:

а) дают расписку;

б) выписывают для комиссии доверенность;

в) дают расписку и выписывают для комиссии доверенность.

7. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии:

а) менеджера;

б) материально ответственных лиц;

в) представителя вышестоящей организации.

8. При обнаружении материально ответственным лицом после инвентаризации ошибки он должен:

а) самостоятельно все заново пересчитать;

б) пересчитать все вместе с главным бухгалтером;

в) до открытия склада заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии.

9. При проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей оформляется:

а) инвентаризационная опись;

б) расчетно-платежная ведомость;

в) кассовый отчет.

10. Суммы излишков материалов, выявленные в результате инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете:

а) Дт 10 «Материалы», Кт 99 «Прибыли и убытки»;

б) Дт 10 «Материалы», Кт 91 «Прочие доходы и расходы»;

в) Дт 99 «Прибыли и убытки», Кт 10 «Материалы».

Дата: 2019-03-06, просмотров: 278.