Основные понятие теории контрактов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предметом изучения современной теории контрактов является контрактный процесс. Под последним подразумевается организация трансакций. В литературе по теории контрактов можно выделить три стадии контрактного процесса, а именно подбор принципалом агента (определение разницы между ними предлагается ниже в данной теме), заключение оптимального контракта и его реализация. Первые две стадии принято обозначать как ex ante контрактный процесс, а последнюю - как ex post контрактный процесс.

Тот раздел теории контрактов, который связан с изучением ex ante контрактного процесса, обычно обозначается как теория агентских отношений (agency theory). Основное допущение, принимаемое в рамках теории агентских отношений, состоит в том, что контракт после его заключения полностью реализуется и, таким образом, ex post контрактный процесс не связан ни с какими дополнительными трудностями. Основными предметными областями теории ex ante контрактного процесса являются пред- и постконтрактный оппортунизм.

На рис. 1 представлена схема, в которой увязываются основные понятия теории агентских отношений. Исходной является проблема ограниченности информации, имеющейся у экономических агентов. Благодаря этому появляется возможность проявления оппортунизма, т. е. склонности индивидов в стремлении к собственной выгоде прибегать к обману или сокрытию информации. Ограниченность информации и оппортунизм, вместе взятые, порождают проблему асимметричности информации, при которой информация, касающаяся существенных сторон сделки, доступна не всем ее участникам.

 

 

Рисунок 1 - Увязка основных понятий теории агентских отношений

 

Оппортунизм, с которым принципал пытается справиться на стадии поиска агента, принято обозначать как предконтрактный. Последний выражается в сокрытии агентом информации о своем типе. Под типом агента может подразумеваться, например, качество товара, который он продает, или его отношение к товару, который он покупает. В последнем случае классическим примером является искушенность человека в вопросе о качестве вина, так что вино определенного качества будет приносить различную полезность покупателю в зависимости от его искушенности.6 Следствием предконтрактного оппортунизма является неблагоприятный отбор (adverse selection), т. е. сужение рынка за счет уменьшения числа реализованных сделок.

Та разновидность оппортунизма, против которой направлены усилия принципала на стадии заключения контракта с уже найденным агентом,обозначается как постконтрактный оппортунизм. Он выражается в сокрытии агентом информации о своих усилиях или действиях после заключения контракта. Результатом постконтрактного оппортунизма является моральный риск (moral hazard), т.е. вероятность неблагоприятного влияния заключенного контракта на систему стимулов агента, в результате чего в рамках данного контракта уменьшается ожидаемая полезность принципала. Обе проблемы в данной теории решаются на стадии заключения контракта, т. е. основной вопрос здесь состоит в том, каким в той или иной конкретной ситуации должен быть контракт, чтобы исключить пред- или постконтрактный оппортунизм.

Далее, асимметричность информации на стадии поиска партнера принимает форму скрытой информации (hidden information), т.е. отсутствия у принципала информации о типе агента, а на стадии заключения контракта - форму скрытых действий (hidden action), которые имеют место, когда принципал не знает, каковы усилия агента, с которым заключен контракт.

Вместе с тем из вышеприведенных определений вытекает, что эти формы асимметричности информации являются также и формами проявления пред- и постконтрактного оппортунизма.

Проблемы, порождаемые обеими формами оппортунизма и асимметричности информации, - неблагоприятный отбор и моральный риск, - решаются посредством разработки оптимального контракта, который в первом случае направлен на выявление типа агента, а во втором случае - на настройку его стимулов. Приято выделять два способа выявления типа агента, которые обозначаются как фильтрация (screening) и сигнализирование (signaling). В первом случае предлагается меню контрактов, составленных таким образом, что агенты того или иного типа сами должны выбрать предназначенный для них контракт. В последнем случае инициатива исходит от агента, а именно он создает сигнал, позволяющий принципалу идентифицировать его тип.

Классическим примером сигнала является уровень образования.

Способы настройки стимулов агента, которые рассматриваются в пособии, сводятся к участию в прибылях и эффективной заработной плате представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Формы проявления оппортунизма и асимметричности информации, их экономических последствий и борьбы с ними

 

Ex post контрактный процесс изучается в рамках теории трансакционных издержек (transaction cost economics). Главная предпосылка данной теории заключается в том, что контракты всегда содержат неточности и прочие несовершенства, в силу которых их реализация может быть только частичной.

Отсюда вытекает необходимость в управлении контрактными отношениями после заключения контракта. Основной вывод данной теории заключается в том, что главной функцией контрактов, или организаций, является экономия на сумме трансакционных и производственных издержек.

В рамках данной теории существует два взгляда на причину указанной экономии. В одном случае основной упор делается на измерении рентабельности трансакций, т. е. издержках, связанных с неопределенностью экономических результатов и характеристик обмениваемых благ. Источником этой неопределенности является разновидность асимметричной информации, обозначаемая как проблема царя Соломона. Она проявляется в том, что стороны располагают одинаковой информацией, но не в состоянии донести ее до третьей стороны. В результате возникает разновидность морального риска, обозначаемая как моральный риск в коллективе (moral hazard in teams).

Основное значение контрактов, или организаций, усматривается в снижении этого рода неопределенности посредством, участия в прибылях, эффективной заработной платы или контроля. Следует отметить, что данная проблематика занимает промежуточное положение в рамках теории контрактов и может относиться и к ex ante, и к ex post контрактному процессу. Это зависит от того, на какой стадии решается проблема. Если она решается на стадии заключения контракта путем нахождения оптимальной схемы участия в прибылях (Holmstrцm, 1982) или эффективной заработной платы (Stiglitz and Weiss, 1984), то речь идет об ex ante контрактном процессе. Если же она разрешается на стадии реализации контракта посредством корректировки уровня и формы контроля, моральный риск в коллективе становится проблемой ex post контрактного процесса (Алчян и Демсец, 2003).

Другой взгляд на природу этой экономии предполагает, что она достигается за счет дифференцированного закрепления трансакций за различными структурами управления ими, т. е. для каждой трансакции подбирается наиболее подходящая для нее организация, будь то рынок, фирма или какая-либо промежуточная форма. Такова общая схема теории контрактов (рис. 2).

 

 

Рисунок 2 - Классификация основных предметных областей (показаны в рамках) и соответствующих им направлений (показаны без рамок) теории контрактов

 

Основные принципы контрактных отношений:

- Принцип свободы договора (отсутствие экономического принуждения)

- Принцип согласования (координации) интересов

Составляющие контракта:

- Предмет контракта

- Права и обязанности участников

- Ожидаемое поведение

- Издержки и выгоды участников

- Механизмы улаживания конфликтов

Параметры контракта:

- Размер контракта: объективный – устанавливается законодательством, субъективный (относительный) – устанавливается участником

- Продолжительность

- Реальное равенство (неравенство) участников

- Степень формализации

Юридическая классификация контрактов:

- Классический контракт

- Неоклассический контракт

- Отношенческий контракт

Степени специфичности активов:

- Актив общего назначения – актив, при альтернативном использовании которого не происходит потери в производственном потенциале.

- Специфичный актив – актив, который не может быть использован альтернативным образом без существенной потери в производственном потенциале.

- Идиосинкратический актив – актив, обладающий крайней степенью специфичности (альтернативная полезность использования стремится к нулю).

Признаки классического контракта: дискретность, презентативность, полная анонимность участников, доминирование формальных положений над неформальными

Виды классического контракта:

- Контракты с участием активов общего назначения

- Контракты в условиях низкой степени неопределенности

Признаки неоклассического контракта: признание и учет контрактной неполноты; необходимость использования механизма  разрешения конфликтов; участие третьей стороны (Арбтражный суд, Третейский суд), наличие специфических активов.

Признаки отношенческого контракта: неформальные отношения доминируют над формальными положениями контракта; роль репутации; взаимные уступки; механизм страхования в случае шоков; длительные партнерские отношения взаимные инвестиции в специфические активы.

 

Дата: 2019-03-06, просмотров: 267.