Направление: 44.04.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: магистратура
Направленность (профиль): «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 1
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6
2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 17
3. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 18
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 25
5. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 28
6. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 28
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 29
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Современный этап становления и модернизации отечественной логопедии характеризуется поиском наиболее эффективных методов преодоления усложняющихся речевых нарушений. Для осознанного выбора методик диагностики и определения эффективного коррекционного маршрута необходимы глубокие знания и понимание сущности речевых патологий, их схожести и специфичности.
Данный учебный курс позволяет магистрантам углубить и расширить свои знаний в рамках таких речевых патологий как нарушения голоса и ринолалия с позиций как клинико-педагогического так и психолого-педагогического подходов.
Материал излагается таким образом, что овладение им позволяет магистрантам актуализировать основные понятия и закономерностями общего, речевого и психического развития лиц нарушениями голоса и ринолалией, проблемами раннего выявления и коррекции данных патологических состояний речи, методологических подходов и организации психолого-педагогического сопровождения данной категории лиц на всех этапах диагностики и коррекции. Предложенные материалы ориентируют магистрантов на проектный подход в углубленном изучении и анализе современных теоретических исследований и практических данных, полученных в результате самостоятельной работы с лицами имеющими нарушения голоса или ринолалию.
Дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями голоса и ринолалией» имеет трудоемкость на дневной форме обучения 2 з.е. (72 часа). Из них 26 часов – аудиторная нагрузка (8 часов – лекционные занятия, 18 часов – практических занятий), 46 часов отводится для самостоятельной работы магистрантов. На заочной форме обучения имеет трудоемкость 2 з.е. (72 часа). Из них 16 часов – аудиторная нагрузка (4 часа – лекционные занятия, 12 часов – практических занятий), 52 часа отводится для самостоятельной работы магистрантов. Дисциплина изучается в течение первого курса, второго семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений магистрантов. Промежуточный контроль осуществляется в форме зачёта во втором семестре.
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в других дисциплинах образовательной программы.
Курс «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением голоса и ринолалией» тесно связан с дисциплинами «Медико-биологические проблемы дефектологии» и «История и методология логопедии». Для освоения дисциплины магистрантам необходимы знания клинических основ голосообразования и анатомии периферического артикуляционного аппарата. Магистрантам необходимы умения ориентироваться в структуре дефекта различных вариантов нарушений речи. Компетенции, формируемые в рамках обозначенной учебной дисциплины, полагаются на владение магистрантами основными приёмами и методами определения патологии, структуры нарушения речи при патологиях и методами коррекционного воздействия.
Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
При изучении дисциплины магистранты знакомятся с основной спецификой клинико-педагогического подхода в осознании этиопатогенеза, структуры дефекта нарушений голоса и ринолалии и психолого-педагогического подхода в организации диагностики и комплексной коррекции..
Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Научный семинар», «Научно-исследовательская работа».
1.4. Задачи дисциплины:
- сформировать у магистранта представление о современном этапе и основных направлениях развития логопедической помощи лицам с нарушениями голоса и ринолалией;
- создать условия для овладения умениями дифференциальной диагностики и коррекции нарушений просодической стороны речи и других речевых компонентов при ринолалии и нарушениях голоса;
- создать условия для овладения навыками комплексного сопровождения детей с ринолалией и их семей в процессе логопедической коррекции.
Реализация поставленной цели предполагает формирование у магистрантов следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО специального (дефектологического) образования данного уровня:
ПК-2 способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ;
ПК-5 готовность к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
1. | ПК-2 способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ | З.1. Клинико-педагогические основы ринолалии и нарушений голоса; этиопатогенез нарушений голоса и ринолалии. | У.1. Определять форму ринолалии, форму нарушений голоса; проектировать индивидуальный маршрут коррекции при ринолалии, при нарушениях голоса | В.1. Технологиями логопедической диагностики, дифференциальной диагностики и коррекции различных форм ринолалии и нарушений голоса |
2. | ПК-5 готовность к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения | 3.2. Место ринолалии и нарушений голоса в системе отечественной классификации нарушений речи; этиопатогенез ринолалии и нарушений речи | У.2. Проводить логопедическую диагностику состояния тембра, голоса и звукопроизношения при разных формах ринолалии и нарушениях голоса. | В.2. Технологиями проектирования психолого-педагогического сопровождения лиц с ринолалий и нарушениями голоса |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу магистрантов (в часах) | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | |||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | Раздел 1. Современные технологии дифференциальной диагностики и коррекции нарушений голоса |
| |||||||
1.1. | Акустические характеристики голоса. Голосообразование. Онтогенез голоса | 2 | 4 | 6 | |||||
1.2. | Нарушения голоса в системе речевых патологий | 2 | 4 | 6 | |||||
1.3. | Диагностика нарушений голоса как самостоятельной речевой патологии и в структуре других нарушений речи | 2 | 4 | 6 | |||||
1.4. | Технологии комплексной коррекции нарушений голоса | 2 | 2 | 5 | 9 | ||||
Итого по разделу | 4 | 6 | 17 | 27 | |||||
2 | Раздел 2. Современные технологии дифференциальной диагностики и коррекции ринолалии |
| |||||||
2.1. | Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата в норме и патологии | 2 | 4 | 6 | |||||
2.2. | Общие сведения о ринолалии как речевом нарушении | 2 | 4 | 6 | |||||
2.3. | Влияние врожденных расщелин губы и неба на развитие ребенка | 2 | 4 | 6 | |||||
2.4. | Открытая ринолалия. Первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта | 2 | 4 | 6 | |||||
2.5. | Закрытая и смешанная ринолалия | 2 | 4 | 6 | |||||
2.6. | Система обследования при ринолалии | 2 | 4 | 6 | |||||
2.7. | Методики коррекционной работы при ринолалии | 2 | 2 | 5 | 9 | ||||
Итого по разделу | 4 | 12 | 29 | 45 | |||||
Всего
72
Контроль: зачёт
Итого
72
2.1. Тематическое планирование дисциплины
«Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением голоса и ринолалией» (заочная форма обучения)
Курс «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением голоса и ринолалией» имеет общий объём 2 ЗЕТ (72 часа), из них – аудиторная (16 часов: 4 часа – лекционные занятия, 12 часов – практические занятия) и самостоятельная работа студентов (52 часа); 4 часа выделяется на итоговый контроль. Дисциплина изучается в течение IV семестра. Курс завершается зачётом в IV семестре.
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу магистрантов (в часах) | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | |||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | Раздел 1. Современные технологии дифференциальной диагностики и коррекции нарушений голоса |
| |||||||
1.1. | Акустические характеристики голоса. Голосообразование. Онтогенез голоса | 1 | 6 | 7 | |||||
1.2. | Нарушения голоса в системе речевых патологий | 1 | 4 | 5 | |||||
1.3. | Диагностика нарушений голоса как самостоятельной речевой патологии и в структуре других нарушений речи | 1 | 4 | 5 | |||||
1.4. | Технологии комплексной коррекции нарушений голоса | 1 | 1 | 5 | 7 | ||||
Итого по разделу | 2 | 3 | 17 | 24 | |||||
2 | Раздел 2. Современные технологии дифференциальной диагностики и коррекции ринолалии |
| |||||||
2.1. | Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата в норме и патологии | 1 | 6 | 7 | |||||
2.2. | Общие сведения о ринолалии как речевом нарушении | 1 | 4 | 5 | |||||
2.3. | Влияние врожденных расщелин губы и неба на развитие ребенка | 2 | 4 | 6 | |||||
2.4. | Открытая ринолалия. Первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта | 1 | 4 | 5 | |||||
2.5. | Закрытая и смешанная ринолалия | 2 | 4 | 6 | |||||
2.6. | Система обследования при ринолалии | 1 | 4 | 5 | |||||
2.7. | Методики коррекционной работы | 1 | 2 | 7 | 10 | ||||
Итого по разделу | 2 | 9 | 29 | 44 | |||||
Всего | 4 | 12 | 52 | 68 | |||||
Контроль: зачёт | 4 | ||||||||
Итого | 72 | ||||||||
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Название раздела 1 Современные технологии дифференциальной диагностики и коррекции нарушений голоса | ||||
Требования к результатам освоения модуля: З.1., У.1., В.1. | ||||
Содержание раздела 1.1. Акустические характеристики голоса. Голосообразование. Онтогенез голоса. Фонопедия как раздел логопедии. История развития фонопедии. Теории голосообразования. Миоэластическая теория механизмов голосообразования (Мюллер. Гарсиа.) Нейрохронаксическая теория Р. Юссона. Современный взгляд на понимание механизма голосообразования. Понятия: «регистры», «опора звука», «основной тон», «обертон», «фиксированный выдох», «форсированный выдох» и т. Д. Анатомические и физиологические основы голосообразования и голосоведения. Акустические параметры голоса (высота, сила, тембр, резонанс). Виды голосовой атаки. Явление резонанса в голосовом аппарате – возникновение воздушных колебаний в лицевой области, в трахее, бронхах. Звуковой объём голоса, динамический диапазон. Способы подачи голоса. Типы физиологического дыхания – грудной, брюшной, смешанный. Фонационное дыхание. Роль диафрагмы в создании подскладочного давления при фонации. Этапы развития детского голоса. Возрастные особенности голосовой функции. Мутация, стадии мутационного периода. Патологическая мутация (поздняя, неполная, преждевременная). Профилактическая и коррекционная работа логопеда в этот период. Дата: 2019-03-06, просмотров: 257. |