МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ГОЛОСА И РИНОЛАЛИЕЙ
Направление: 44.04.03
Специальное (дефектологическое) образование
Уровень образования: магистратура
Направленность (профиль): «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 1
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6
2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 17
3. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 18
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 25
5. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 28
6. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 28
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 29
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Современный этап становления и модернизации отечественной логопедии характеризуется поиском наиболее эффективных методов преодоления усложняющихся речевых нарушений. Для осознанного выбора методик диагностики и определения эффективного коррекционного маршрута необходимы глубокие знания и понимание сущности речевых патологий, их схожести и специфичности.
Данный учебный курс позволяет магистрантам углубить и расширить свои знаний в рамках таких речевых патологий как нарушения голоса и ринолалия с позиций как клинико-педагогического так и психолого-педагогического подходов.
Материал излагается таким образом, что овладение им позволяет магистрантам актуализировать основные понятия и закономерностями общего, речевого и психического развития лиц нарушениями голоса и ринолалией, проблемами раннего выявления и коррекции данных патологических состояний речи, методологических подходов и организации психолого-педагогического сопровождения данной категории лиц на всех этапах диагностики и коррекции. Предложенные материалы ориентируют магистрантов на проектный подход в углубленном изучении и анализе современных теоретических исследований и практических данных, полученных в результате самостоятельной работы с лицами имеющими нарушения голоса или ринолалию.
Дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями голоса и ринолалией» имеет трудоемкость на дневной форме обучения 2 з.е. (72 часа). Из них 26 часов – аудиторная нагрузка (8 часов – лекционные занятия, 18 часов – практических занятий), 46 часов отводится для самостоятельной работы магистрантов. На заочной форме обучения имеет трудоемкость 2 з.е. (72 часа). Из них 16 часов – аудиторная нагрузка (4 часа – лекционные занятия, 12 часов – практических занятий), 52 часа отводится для самостоятельной работы магистрантов. Дисциплина изучается в течение первого курса, второго семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений магистрантов. Промежуточный контроль осуществляется в форме зачёта во втором семестре.
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в других дисциплинах образовательной программы.
Курс «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением голоса и ринолалией» тесно связан с дисциплинами «Медико-биологические проблемы дефектологии» и «История и методология логопедии». Для освоения дисциплины магистрантам необходимы знания клинических основ голосообразования и анатомии периферического артикуляционного аппарата. Магистрантам необходимы умения ориентироваться в структуре дефекта различных вариантов нарушений речи. Компетенции, формируемые в рамках обозначенной учебной дисциплины, полагаются на владение магистрантами основными приёмами и методами определения патологии, структуры нарушения речи при патологиях и методами коррекционного воздействия.
Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
При изучении дисциплины магистранты знакомятся с основной спецификой клинико-педагогического подхода в осознании этиопатогенеза, структуры дефекта нарушений голоса и ринолалии и психолого-педагогического подхода в организации диагностики и комплексной коррекции..
Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Научный семинар», «Научно-исследовательская работа».
1.4. Задачи дисциплины:
- сформировать у магистранта представление о современном этапе и основных направлениях развития логопедической помощи лицам с нарушениями голоса и ринолалией;
- создать условия для овладения умениями дифференциальной диагностики и коррекции нарушений просодической стороны речи и других речевых компонентов при ринолалии и нарушениях голоса;
- создать условия для овладения навыками комплексного сопровождения детей с ринолалией и их семей в процессе логопедической коррекции.
Реализация поставленной цели предполагает формирование у магистрантов следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО специального (дефектологического) образования данного уровня:
ПК-2 способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ;
ПК-5 готовность к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
1. | ПК-2 способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ | З.1. Клинико-педагогические основы ринолалии и нарушений голоса; этиопатогенез нарушений голоса и ринолалии. | У.1. Определять форму ринолалии, форму нарушений голоса; проектировать индивидуальный маршрут коррекции при ринолалии, при нарушениях голоса | В.1. Технологиями логопедической диагностики, дифференциальной диагностики и коррекции различных форм ринолалии и нарушений голоса |
2. | ПК-5 готовность к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения | 3.2. Место ринолалии и нарушений голоса в системе отечественной классификации нарушений речи; этиопатогенез ринолалии и нарушений речи | У.2. Проводить логопедическую диагностику состояния тембра, голоса и звукопроизношения при разных формах ринолалии и нарушениях голоса. | В.2. Технологиями проектирования психолого-педагогического сопровождения лиц с ринолалий и нарушениями голоса |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу магистрантов (в часах) | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | |||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | Раздел 1. Современные технологии дифференциальной диагностики и коррекции нарушений голоса |
| |||||||
1.1. | Акустические характеристики голоса. Голосообразование. Онтогенез голоса | 2 | 4 | 6 | |||||
1.2. | Нарушения голоса в системе речевых патологий | 2 | 4 | 6 | |||||
1.3. | Диагностика нарушений голоса как самостоятельной речевой патологии и в структуре других нарушений речи | 2 | 4 | 6 | |||||
1.4. | Технологии комплексной коррекции нарушений голоса | 2 | 2 | 5 | 9 | ||||
Итого по разделу | 4 | 6 | 17 | 27 | |||||
2 | Раздел 2. Современные технологии дифференциальной диагностики и коррекции ринолалии |
| |||||||
2.1. | Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата в норме и патологии | 2 | 4 | 6 | |||||
2.2. | Общие сведения о ринолалии как речевом нарушении | 2 | 4 | 6 | |||||
2.3. | Влияние врожденных расщелин губы и неба на развитие ребенка | 2 | 4 | 6 | |||||
2.4. | Открытая ринолалия. Первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта | 2 | 4 | 6 | |||||
2.5. | Закрытая и смешанная ринолалия | 2 | 4 | 6 | |||||
2.6. | Система обследования при ринолалии | 2 | 4 | 6 | |||||
2.7. | Методики коррекционной работы при ринолалии | 2 | 2 | 5 | 9 | ||||
Итого по разделу | 4 | 12 | 29 | 45 | |||||
Всего
72
Контроль: зачёт
Итого
72
2.1. Тематическое планирование дисциплины
«Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением голоса и ринолалией» (заочная форма обучения)
Курс «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением голоса и ринолалией» имеет общий объём 2 ЗЕТ (72 часа), из них – аудиторная (16 часов: 4 часа – лекционные занятия, 12 часов – практические занятия) и самостоятельная работа студентов (52 часа); 4 часа выделяется на итоговый контроль. Дисциплина изучается в течение IV семестра. Курс завершается зачётом в IV семестре.
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу магистрантов (в часах) | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | |||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | Раздел 1. Современные технологии дифференциальной диагностики и коррекции нарушений голоса |
| |||||||
1.1. | Акустические характеристики голоса. Голосообразование. Онтогенез голоса | 1 | 6 | 7 | |||||
1.2. | Нарушения голоса в системе речевых патологий | 1 | 4 | 5 | |||||
1.3. | Диагностика нарушений голоса как самостоятельной речевой патологии и в структуре других нарушений речи | 1 | 4 | 5 | |||||
1.4. | Технологии комплексной коррекции нарушений голоса | 1 | 1 | 5 | 7 | ||||
Итого по разделу | 2 | 3 | 17 | 24 | |||||
2 | Раздел 2. Современные технологии дифференциальной диагностики и коррекции ринолалии |
| |||||||
2.1. | Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата в норме и патологии | 1 | 6 | 7 | |||||
2.2. | Общие сведения о ринолалии как речевом нарушении | 1 | 4 | 5 | |||||
2.3. | Влияние врожденных расщелин губы и неба на развитие ребенка | 2 | 4 | 6 | |||||
2.4. | Открытая ринолалия. Первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта | 1 | 4 | 5 | |||||
2.5. | Закрытая и смешанная ринолалия | 2 | 4 | 6 | |||||
2.6. | Система обследования при ринолалии | 1 | 4 | 5 | |||||
2.7. | Методики коррекционной работы | 1 | 2 | 7 | 10 | ||||
Итого по разделу | 2 | 9 | 29 | 44 | |||||
Всего | 4 | 12 | 52 | 68 | |||||
Контроль: зачёт | 4 | ||||||||
Итого | 72 | ||||||||
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Название раздела 1 Современные технологии дифференциальной диагностики и коррекции нарушений голоса | ||||
Требования к результатам освоения модуля: З.1., У.1., В.1. | ||||
Содержание раздела 1.1. Акустические характеристики голоса. Голосообразование. Онтогенез голоса. Фонопедия как раздел логопедии. История развития фонопедии. Теории голосообразования. Миоэластическая теория механизмов голосообразования (Мюллер. Гарсиа.) Нейрохронаксическая теория Р. Юссона. Современный взгляд на понимание механизма голосообразования. Понятия: «регистры», «опора звука», «основной тон», «обертон», «фиксированный выдох», «форсированный выдох» и т. Д. Анатомические и физиологические основы голосообразования и голосоведения. Акустические параметры голоса (высота, сила, тембр, резонанс). Виды голосовой атаки. Явление резонанса в голосовом аппарате – возникновение воздушных колебаний в лицевой области, в трахее, бронхах. Звуковой объём голоса, динамический диапазон. Способы подачи голоса. Типы физиологического дыхания – грудной, брюшной, смешанный. Фонационное дыхание. Роль диафрагмы в создании подскладочного давления при фонации. Этапы развития детского голоса. Возрастные особенности голосовой функции. Мутация, стадии мутационного периода. Патологическая мутация (поздняя, неполная, преждевременная). Профилактическая и коррекционная работа логопеда в этот период. Практическое занятие 1. Кол-во часов: 2. План: 2. Классификация нарушений голоса. 3. Этиопатогенез нарушений голоса. Список литературы: [2, 6, 7, 8, 10, ]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами по вопросам практического занятия
| ||||
Лекция 2. Тема: 1.4. Технологии комплексной коррекции нарушений голоса. Кол-во часов: 2. План: 1. Основные методы фонопедии. 2. Основные направления и этапы логопедического воздействия. 3. Восстановление голоса при различных его патологиях. Список литературы: [1, 6, 7, 11, 23] Информационное обеспечение: мультимедийная презентация «Восстановление голоса при различных патологиях» |
Практическое занятие 2. Тема: 1.3. Диагностика нарушений голоса как самостоятельной речевой патологии и в структуре других нарушений речи. Кол-во часов: 2. План: 1. Анализ существующих методик диагностики нарушений голоса. 2. Методы исследования строения и функций голосового аппарата. 3. Методы исследования голосовой функции. Список литературы: [1, 6, 7, 11, 23]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами по вопросам практического занятия. Занятие проводится на базе фонопедического кабинета МБУЗ ГКБ №1 г. Челябинска | |||
Практическое занятие 3. Кол-во часов: 2. План: 1. Основные направления и этапы логопедического воздействия. 2. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани. 3. Восстановление голоса при хронических ларингитах 4. Восстановление голоса после удаления гортани. 5. Восстановление функциональных нарушений голоса. Список литературы: [1, 6, 7, 11, 23]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами по вопросам практического занятия. Занятие проводится на базе фонопедического кабинета МБУЗ ГКБ №1 г. Челябинска | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |||
1. Выделить периоды в истории развития фонопедии – 3 балла. 2. Составить модель голосообразования – 3 балла. 3. Составить аналитическую таблицу «Классификация нарушений голоса» - 3 балла 4. Систематизировать основные методики диагностики и коррекции нарушений голоса – 8 баллов | 1. Провести обзор материалов, представленных в интернете, по обозначенной проблеме. Список сайтов – 2 балла 2. Обоснованные вопросы, оппонирование теоретических сообщений – 1 балл 3. Составление словаря терминов – 5 баллов 4. Мультимедийное сопровождение выступлений на семинарских занятиях -5 баллов 5. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме – 5 баллов 1. Электронный вариант статей по изучаемым темам – 1 балл | |||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | наименование оценочного средства | |||
ПК-2 способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ З.1. Клинико-педагогические основы ринолалии и нарушений голоса; этиопатогенез нарушений голоса и ринолалии. У.1. Определять форму ринолалии, форму нарушений голоса; проектировать индивидуальный маршрут коррекции при ринолалии, при нарушениях голоса В.1. Технологиями логопедической диагностики, дифференциальной диагностики и коррекции различных форм ринолалии и нарушений голоса | 1. 1. Составление аналитической схемы «Классификация ринолалии». 2. Проведение аналитического обзора и составление аналитической справки подходов к классификации патологии нёбно-глоточного смыкания Г.В. Чиркиной и А.Г. Ипполитовой, А.С. Балакирева, Е.А. Соболевой. 3. Составление схемы нарушений речи при различных формах ринолалии. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме | |||
Практическое занятие 4. Кол-во часов: 2. План: 1. Место ринолалии в системе клинико-педагогической классификации нарушений речи. 2. Формы ринолалии. 3. Классификация врожденных расщелин верхней губы и неба. 4. Сроки оперативного вмешательства. Список литературы: [4, 5, 12, 13, 15, 18, 23]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами по вопросам практического занятия. Занятие проводится на базе логопедического кабинета ГБУЗ «ЧОКБ» №1 г. Челябинска | ||||
Лекция 4. Тема: 2.7. Методики коррекционной работы Кол-во часов: 2. План: 1. Принципы и направления коррекционной работы. 2. Обзор методик коррекции ринолалии. 3. Дооперационная работа с детьми с ринолалией. 4. Система коррекционной работы в послеоперационный период. Список литературы: [4, 5, 12, 13, 15, 18, 23]. Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Система комплексной коррекционной работы при ринолалии» |
Практическое занятие 5. Тема: 2.3. (2 часа). Влияние врожденных расщелин губы и неба на развитие ребенка Кол-во часов: 2. План: 1. Виды сопутствующей патологии. 2. Комплексный осмотр специалистами. 3. Диспансеризация детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. Список литературы: [4, 5, 12, 13, 15, 18, 23]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами по вопросам практического занятия мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами по вопросам практического занятия. Занятие проводится на базе логопедического кабинета ГБУЗ «ЧОКБ» №1 г. Челябинска | |||
Практическое занятие 6. Кол-во часов: 2. План: 1. Особенности строения и деятельности речевого аппарата при открытой ринолалии. 2. Отклонения в фонематическом восприятии. 3. Нарушения лексико-грамматического строя речи. 4. Причины возможной дисграфии у детей с ринолалией. 5. Вторичная задержка речевого развития. 6. Состояние психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления. Список литературы: [4, 5, 12, 13, 15, 18, 23]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами по вопросам практического занятия | ||||
Практическое занятие 7. Кол-во часов: 2. План: 1. Органическая закрытая ринолалия. 2. Причины возникновения передней и задней форм органической закрытой ринолалии. 3. Функциональная закрытая ринолалия. 4. Методы коррекционного воздействия. 5. Смешанная ринолалия. Список литературы: [4, 5, 12, 13, 15, 18, 23]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами по вопросам практического занятия. Занятие проводится на базе логопедического кабинета ГБУЗ «ЧОКБ» №1 г. Челябинска | ||||
Практическое занятие 8. Тема: 2.6. (2 часа). Система обследования при ринолалии Кол-во часов: 2. План: 1. Объективные методы исследования при ринолалии. 2. Анамнестические данные. 3. Строение и функция артикуляционного аппарата. Общая и мелкая моторика. 10. Заключения специалистов. Список литературы: [4, 5, 12, 13, 15, 18, 23]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация «Результаты обследования ребёнка с закрытой/смешанной ринолалией» | ||||
Практическое занятие 9. Кол-во часов: 2. План: 1. Принципы и направления коррекционной работы. 2. Обзор методик коррекции ринолалии. 3. Дооперационная работа с детьми с ринолалией. 4. Система коррекционной работы в послеоперационный период. Список литературы: [4, 5, 12, 13, 15, 18, 23]. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации, подготовленные магистрантами по вопросам практического занятия. Занятие проводится на базе логопедического кабинета ГБУЗ «ЧОКБ» №1 г. Челябинска | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |||
1. Составить аналитическую схему «Классификация ринолалии». – 5 баллов 2. Провести обследование и определить форму ринолалии. – 8 баллов 3. Составить индивидуальный коррекционный маршрут и разработать перспективный план комплексной логопедической коррекции при разных формах ринолалии и на различных этапах. – 8 баллов | 1. Провести обзор материалов, представленных в интернете, по обозначенной проблеме. Список сайтов – 2 балла 2. Обоснованные вопросы, оппонирование теоретических сообщений – 1 балл 3. Составление словаря терминов – 5 баллов 4. Мультимедийное сопровождение выступлений на семинарских занятиях -5 баллов 5. Аннотированный список публикаций в периодической печати по изучаемой проблеме – 5 баллов 6. Электронный вариант статей по изучаемым темам – 1 балл | |||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | наименование оценочного средства | |||
ПК-5 готовность к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения 3.2. Место ринолалии и нарушений голоса в системе отечественной классификации нарушений речи; этиопатогенез ринолалии и нарушений речи. У.2. Проводить логопедическую диагностику состояния тембра, голоса и звукопроизношения при разных формах ринолалии и нарушениях голоса. В.2. Технологиями проектирования психолого-педагогического сопровождения лиц с ринолалий и нарушениями голоса | 1. На основе анализа существующих карт обследования при ринолалии, составление наиболее энергосберегающей схемы диагностики нарушений речи ребёнка раннего возраста, ребёнка дошкольного возраста и взрослого. 2. Проведение обследования и определение формы ринолалии. 3. Составление индивидуального коррекционного маршрута и разработка перспективного плана комплексной логопедической коррекции при разных формах ринолалии и на различных этапах. 4. Консультирование педагогов по вопросам организации образования ребёнка с ринолалией | |||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей:практ.пособие/Е.С.Алмазова; ред. Г. В.Чиркина.-М.:Айрис-Пресс: Айрис-Дидактика, 2005
2. Орлова О. С. Нарушения голоса [Текст]:учеб. пособие для вузов*/ О.С.Орлова.-М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВТК,2008
3. Чиркина, Г.В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата [Текст] / Г.В. Чиркина. - М.: Педагогика, 1969. http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/deti-s-narusheniem-artikuljacionnogo-apparata-3500
Дополнительная литература
4. Севастьянова, Е. В. Развитие силы голоса у старших дошкольников со стёртой дизартрией и нарушением зрения в процессе проведения коррекционных занятий / Е.В. Севастьянова // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. – 2009. – Т. 15. – № 4. – С. 26–28. – http://elibrary.ru/query_results.asp
5. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. Фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2007.
6. Чиркина, Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений у детей [Текст] / Г.В. Чиркина // Дефектология. - 2004. - № 8. http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/rol-semi-v-korrekcii-vrozhdennyh
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся
7. Балакирева А. С. Логопедия. Ринолалия [Текст]: учебное пособие для вузов/А.С. Балакирева.-Москва:В Секачев,2012
8. Дудьев, В. П. Психомоторика : словарь-справочник / В.П. Дудьев. – М. Владос, 2008. – Доступна эл. Версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE».
9. Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Сфера, 2005.
10. Лаврова, Е. В. Нарушения голоса: учебное пособие для вузов по специальности «Логопедия»: рек. УМО вузов РФ / Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. – М.: Академия, 2006.
11. Лаврова, Е. В. Логопедия : основы фонопедии: рек. УМО вузов РФ / Е.В. Лаврова. – М.: Академия, 2007.
12. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. Фак.: доп. М-вом образования и науки РФ / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2007.
13. Логопедия. Методическое наследие: в 5 кн.: пособие для логопедов и студ.дефектол.фак.пед.вузов ред. Л. С. Волкова; [ авт.- сост.С.Н.Шаховская,Т.В. Волосовец, О. С.Орлова,Л.Г.Парамонова].-М.:Владос.- ( Библиотека учителя-дефектолога).-Кн.1:Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: в 2 ч: Ч.1. Нарушение голоса.Дислалия.-2007
14. Соломатина Г.Н. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции/Г.Н.Соломатина, В.М.Володацкий.-М.:ТЦ Сфера,2005
15. Балакирева А. С. Логопедия. Ринолалия [Текст]: учебное пособие для вузов/А.С. Балакирева.-Москва:В Секачев,2012
16. Логопедия:учеб.для пед.вузов*/ред.Л.С.Волкова.-5-е изд., перераб.и доп.-М.:Владос,2007
17. Логопедия. Методическое наследие: в 5 кн.: пособие для логопедов и студ.дефектол.фак.пед.вузов авт.- сост. С.Н.Шаховская,Т.В.Волосовец,Л.Г.Парамонова; ред. Л. С. Волкова.-М.:Владос.-(Библиотека учителя- дефектолога ).- Кн. 1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: в 2 ч.- Ч.2. Ринолалия. Дизартрия.-2006
18. Логопедия [Текст]:учеб. для пед.вузов*/ред. Л.С. Волкова.-Изд. 5-е, перераб. и доп.-М.:Владос,2009
19. Основы логопедической работы с детьми: учеб. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей нач.кл., студентов пед.училищ/Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова; ред.Г.В. Чиркина.- 3- е изд. , испр.-М.:Аркти,2005.
20. Орлова, О. С. Нарушения голоса у детей: учебно-методическое пособие / О.С. Орлова. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
21. Орлова О.С., Эстрова П.А., Ефремова Э.И. Развитие детского голоса в онтогенезе//Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. –М., 2005. – С. 226-231.
22. Парамонова Л. Логопедия для всех [Текст]/Людмила Парамонова.-4-е изд.-СПб.:Питер,2010.
23. Хватцев, М. Е. Логопедия: в 2 кн. : книга для преподавателей и студентов пед. вузов. Кн. 2 / М.Е. Хватцев; под науч. Ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2009.
24. Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции. – Дефектология, № 6, 2013, С. 3-22.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), необходимых для освоения дисциплины
25. http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
26. http://www.ndce.edu.ru - Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования.
27. Научная электронная библиотека – http://elibrary.ru/query_results.asp
28. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского – http://www.gnpbu.ru/
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 6
ПК-2
способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ
Шкалы оценивания
I : II : III : IV : V
1 : 3 : 5 : 7 : 9
I : II : III : IV : V
1 : 3 : 5 : 7 : 9
4:12: 20 : 28:36
Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:
1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.
2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.
3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.
5.5 Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:
1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа
Кy=n/m;
Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;
m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.
2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)
Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции
ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV
Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:
ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV
Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:
ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII
Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике
Первый этап
Студент получает положительную оценку, если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.
Типовые задания для проведения промежуточной формы контроля (первый этап).
1.Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.
2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.
3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.
Компетенции | Конкретизированные цели освоения дисциплины (ЗУВ), вынесенные на промежуточную аттестацию | Вопросы или задания для проверки освоения конкретизированной цели обучения | Коэффициент успешности | Коэффициент сформиро-ванности компетенции |
ПК-2 способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ | Знать | Кy1=n/5;
| Уком=(0,36* К y 1)+(0,28* К y 2)+(0,36* К y 3) | |
З.1. Клинико-педагогические основы ринолалии и нарушений голоса; этиопатогенез нарушений голоса и ринолалии. | 1. Аналитическая схема «Классификация ринолалии». 2. Аналитическая схема «Классификация нарушений голоса» | |||
Уметь | Кy2=n/6;
| |||
У.1. Определять форму ринолалии, форму нарушений голоса; проектировать индивидуальный маршрут коррекции при ринолалии, при нарушениях голоса | 1. Энергосберегающую схему диагностики нарушений речи ребёнка раннего возраста, ребёнка дошкольного возраста и взрослого с ринолалией и нарушениями голоса. 2. Составить индивидуальный коррекционный маршрут и разработать перспективный план комплексной логопедической коррекции при разных формах ринолалии и нарушениях голоса и на различных этапах | |||
Владеть | Кy3=n/3.
| |||
В.1. Технологиями логопедической диагностики, дифференциальной диагностики и коррекции различных форм ринолалии и нарушений голоса | 2. Обследование больного с нарушениями голоса и определение формы нарушений голоса. 3. Обследование ребёнка с ринолалией и определение формы ринолалии. |
Второй этап - зачёт.
Вопросы к зачёту
1. Акустические основы голосообразования.
2. История развития фонопедии.
3. Причины и механизмы нарушений голоса.
4. Классификации нарушений голоса
5. Становления детского голоса.
6. Органические нарушения голоса.
7. Функциональные голосовые нарушения.
8. Фонастения.
9. Гипо- и гипертонусные дисфонии (афонии).
10. Дисфонии (афонии) при хронических ларингитах.
11. Дисфонии (афонии) при парезах и параличах гортани,
12. Дисфонии (афонии) при состояниях после удаления опухоли.
13. Ринофония.
14. Методы исследования голосового аппарата.
15. Методика коррекционной работы при различных формах нарушений голоса.
16. Коррекционная работа при парезах и параличах гортани.
17. Восстановление голоса при хронических ларингитах.
18. Этапы коррекционной работы после удаления гортани.
19. Восстановление голоса у детей с органическими изменениями гортани.
20. Восстановление голоса при функциональных нарушениях.
21. Профилактика нарушений голоса.
22. Требования к голосу педагога.
23. Анатомо-физиологические особенности нёбно-глоточного аппарата в норме и патология.
24. Термин «ринолалия», отличия от дислалии и ринофонии. Факторы, влияющие на развитие врожденных расщелин верхней губы и неба.
25. Исторический аспект развития проблемы, классификации расщелин губы и нёба.
26. Закрытая и смешанная формы ринолалии.
27. Характеристика устной речи у детей с открытой формой ринолалии, явление гиперкоррекции.
28. Структура дефекта при ринолалии.
29. Особенности логопедического обследования при ринолалии.
30. Приемы обследования дыхания, строения и функций артикуляционного аппарата при ринолалии.
31. Современные методики коррекционной работы (А. Г. Ипполитовой, И. И. Ермаковой, Л. И. Вансовской).
32. Принципы и задачи работы в дооперационный период.
33. Принципы и задачи послеоперационной работы логопеда с детьми при ринолалии.
34. Особенности коррекционной работы с детьми с ринолалией раннего возраста.
35. Приемы активизации работы мышц небно-глоточного кольца.
36. Состояние фонематического восприятия при ринолалии. Приемы коррекции.
37. Методы и приёмы развитию правильного физиологического и речевого дыхания.
38. Особенности массажа в послеоперационный период.
39. Этапы работы при коррекции голоса у детей с ринолалией. Вокальные упражнения.
40. Сравнительная характеристика дыхательной и голосовой функции в норме и при ринолалии.
41. Последовательность логопедической работы по устранению назального оттенка голоса у детей с ринолалией.
42. Коррекция артикуляционного праксиса при ринолалии.
43. Методика коррекции звукопроизношения при ринолалии.
44. Взаимосвязь звуков при коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией.
45. Участие родителей в коррекционном процессе.
Примерные критерии оценивания знаний магистрантов на зачёте
зачтено | -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
зачтено | -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
зачтено | -затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; -неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; -выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов. |
Не зачтено | - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 9
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др. |
Практические занятия | Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.). Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др. |
Контрольная работа/индивидуальные задания | Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др. |
Практикум / лабораторная работа | Методические указания по выполнению лабораторных работ (можно указать название брошюры и где находится) и др. |
Подготовка к зачету | При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др. |
ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- технологии проблемно-практического обучения
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
РПД «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями голоса и ринолалией» утверждена «___»________20___г.
Внесены изменения:
№ | Содержание изменения | Дата и № протокола заседания кафедры |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Дата: 2019-03-06, просмотров: 272.