Правила повышения надежности данных наблюдения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Источник: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет» 2003, с. 206-207).

Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.

Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, то они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.

Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).

Исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования. Все комментарии делаются на полях записи наблюдаемых событий.

При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним из исследователей, особенно важно следить за обоснованностью интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций. Например, бурная реакция собрания на выступление может быть следствием одобрения, недовольства по поводу высказанного оратором, реакцией на его шутку или реплику из зала, на допущенную им ошибку или оговорку, на постороннее действие во время выступления… Во всех этих случаях делаются особые заметки, поясняющие протокольную запись.

Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные наблюдений "со стороны" можно проконтролировать с помощью интервью с участниками событий; материалы включенного наблюдения желательно проверить невключенным по той же программе или по имеющимся документам.

 

Приложение 4

Анкет a

Организация воспитательной работы в вузе

(Источник: Рассылка Министерства образования РФ. Использовалась в рамках комплексной оценки вузов в 2008-2009 гг)

Инструкция

по организации и проведению анкетирования студентов по вопросам организации воспитательной работы в вузе

Подготовка к опросу

Для организации и проведения анкетирования студентов приказом руководителя образовательного учреждения назначается ответственный сотрудник.

Ответственный за организацию и проведение анкетирования студентов должен предварительно составить список учебных групп, подлежащих опросу. Проверить готовность места проведения опроса (компьютерный классы, наличие установленной программы анкетирования студентов) *

Процедура опроса

До начала опроса организатор должен представиться присутствующим респондентам, кратко объяснить им цель и задачи опроса, подчеркнуть его значение для повышения уровня организации внеучебной работы в вузе. При проведении консультации по работе с анкетой необходимо обратить особое внимание на ее анонимность и на то обстоятельство, что результаты анкетирования будут использованы только в обобщенном виде.

Необходимо обратить внимание респондентов на работу с отдельными вопросами анкеты

Первый вопрос анкеты «Нуждаетесь ли Вы в общежитии?» направлен на выявление иногородних студентов, проживающих на съемной квартире, или студентов, живущих в семье (дома) в жилищных условиях, не позволяющих им нормально учиться, то есть тех, кто действительно нуждается  в общежитии.

Вопрос №9. Оценку бытовых условий проживания в общежитии дают только те студенты, которые живут в общежитии. Следовательно, не проживающие в общежитии, пропускают этот вопрос.

Вопросы 23-27, 30. Оценку материально-технического обеспечения того или иного вида деятельности, например, технического творчества, дают только те студенты, кто занимается этим видом творчества. Остальные данный вопрос пропускают.

Вопрос № 35. Оценку работы социально-психологической службы вуза дают только те студенты, которые обращались за помощью, остальные данный вопрос пропускают.

Необходимо следить за тем, чтобы во время заполнения анкеты респонденты не переговаривались и не консультировались друг с другом.

Нужно внимательно относиться к каждому случаю отказа участвовать в опросе. При этом в тактичной форме постараться еще раз объяснить цель исследования, его общественную значимость, подчеркнув его анонимность.

 

Рекомендации по определению объема выборочной совокупности

    Анкетирование проводится среди студентов 2-3-4-5-(6) курсов. Единицей отбора выступает учебная группа, в которой происходит последующий сплошной опрос. Группы отбираются случайным образом. При этом желательно, чтобы в анкетировании приняли участие студенты всех вышеуказанных курсов обучения и факультетов учебного заведения.

В вузах с контингентом очной формы обучения менее 500 человек опрашиваются все студенты, за исключением студентов 1 курса.

В вузах с контингентом от 500 до 4000 человек опрашиваются не менее 500 студентов, за исключением студентов 1 курса.

В образовательных учреждениях с контингентом очной формы обучения более 4 тыс. человек опрашиваются не менее 10% студентов, за исключением студентов 1 курса.

Анкета студента

Уважаемый(ая) студент(ка)!

    В Вашем вузе, в рамках комплексной оценки деятельности, проводится анкетирование студентов с целью изучения их мнения об организации учебной и внеучебной работы. Мы обращаемся к Вам с просьбой принять участие в опросе и ответить на вопросы данной анкеты.

    Анкетирование проводится анонимно, а результаты будут использоваться только в обобщенном виде. Для нас ценно Ваше личное мнение.

1. Ваш пол: 1. Мужской                             2. Женский

 

2. Ваш возраст: _____ лет

 

3.Полное наименование Вашего вуза: ______________________________________________________________

4.Ваша специальность:_________________________________________

 

5. На каком курсе Вы учитесь: _____

6. Нуждаетесь ли Вы в общежитии? (на этот вопрос отвечают только те студенты, которые не проживают в общежитии)

                      1. Да                                        2. Нет

7. Вы удовлетворены условиями обучения? Выразите оценку удовлетворенности ниже перечисленными условиями в баллах. 1 балл – в таких условиях учиться невозможно. 10 баллов – очень высокая оценка. Другие значения промежуточные.

1. Обеспеченность учебной и методической литературой ____

2. Уровень доступности учебной и методической литературы 

в библиотеке образовательного учреждения ____

3. Оснащение учебных аудиторий, лабораторий

современным техническим оборудованием ____

4. Уровень доступности в вузе современных информационных технологий (возможность работы на компьютере, использовать ресурсы Интернета)____

5. Санитарно-гигиеническое состояние учебных аудиторий ____

6. Санитарно-гигиеническое состояние пунктов общественного

питания ____

7. Санитарно-гигиеническое состояние общественных туалетов ____

8. Бытовые условия проживания в общежитии ____

 

8. Укажите, сколько примерно времени (в часах) за прошедшую неделю Вы работали непосредственно в своем вузе:

1.В библиотеке ____

2.За компьютером ____

3.В Интернете ____

9. Дайте примерную оценку процессу обучения в целом. 1 балл – крайне низкая оценка, 10 баллов – очень высокая оценка. Другие значения промежуточные.____

Дата: 2019-03-06, просмотров: 182.