Практические советы по работе над программой исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Источник: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет» 2003, с. 127-130).

 

1. Не начинайте разработку программы прежде, чем Вы не уяснили, в чем главная проблема исследования, ее практический общественный смысл.

    2. Обдумайте и обсудите с другими, является ли данная проблема достаточно значимой в теоретическом и (или) практическом смысле, чтобы затратить усилия на исследование, нет ли уже готовых аналогов решения этой проблемы, не является ли она частью другой, более общей. (Какой именно, есть ли решения этой общей проблемы?).                  3. В зависимости от предыдущего обдумайте, будет ли Ваше исследование теоретико-прикладным или практически-прикладным, а затем решите, располагаете ли Вы достаточными ресурсами (знаниями, источниками дополнительной информации, материальными средствами) для проведения исследования такого типа в приемлемые сроки.

    4. Постарайтесь в предварительном варианте детализировать проблему, наметить объект и уточнить предмет исследования и снова продумайте, какие практические трудности возникнут в проведении исследования. В частности, в какой мере доступны объекты исследования, получите ли Вы должную поддержку со стороны ответственных лиц, заинтересованных в изучении и решении данной проблемы, или что следует сделать, чтобы вызвать такой интерес?            5. Теперь Вы можете ясно формулировать цель исследования: на какой главный вопрос должен быть получен ответ и насколько детальным он должен быть применительно к избранному или заданному объекту: Должны ли быть установлены определенные взаимосвязи и зависимости, или следует продолжить исследование путем разработки вариантов практического решения определенных проблем. Окончательно определив, к какому типу относится Ваше исследование, переходите к развертыванию системы задач.

    6. Сделайте набросок "дерева целей" исследования, т.е. максимально подробно разверните цепочки задач, которые предстоит решить для достижения цели. Проверьте, не связаны ли задачи, попавшие в разные "ветви", т.е. можно ли их решить экономным способом, пользуясь одной и той же информацией под разными углами зрения.

    7. Теперь безжалостно отсекайте "боковые ветви", т.е. задачи, косвенно или вовсе не связанные с главными; составьте из них особый список и позже решите, можно ли их решить, пользуясь информацией, нужной для решения главных задач.                                                                       8. Составьте список вопросов для уяснения особенностей предметной области и объекта изучения: что читать? с кем консультироваться?

    9. Не жалейте времени на "самообразование", обращайтесь к новейшей литературе по предмету (в ней найдете ссылки на фундаментальные работы и опыт) и снова консультируйтесь с доступными Вам специалистами. В итоге определите принципиальный план исследования и, если это не будет исследованием по плану - разведка (что в основном уже выполнено), приступайте к детализации программы по фрагментам.

10. Сделайте первый набросок основных структурных компонентов и связей объекта изучения, выделяя предмет анализа соответственно цели и основным задачам исследования. Одновременно формулируйте главные гипотезы и уточняйте содержательный смысл основных понятий, которые вошли в формулировку гипотез.                    11. Обсудите с другими свой набросок, еще раз обратитесь к специалистам-исследователям и практикам и после этого приступайте к систематической отработке понятийного аппарата, общей концепции и формулировке рабочих гипотез.                                                              12. Продумайте, насколько удовлетворительна семантическая и эмпирическая интерпретация ключевых понятий, входящих в гипотезы, и какими' данными Вы располагаете для получения нужной информации. Составьте схему: слева - признаки ключевых понятий, справа - соответствующие показатели и в последней колонке - как получить сведения о данных показателях (набросок методического обеспечения исследования). Решите, какие методики придется разработать специально, что можно использовать из имеющихся.                  13. Определите принципиальный план выборки, памятуя о важности качественной ее представительности, соответствия целям исследования; соразмерьте допустимый уровень ошибки выборки этом целям и задачам дробности анализа проблем; выясните практические возможности реализации принятого плана выборки, снова вернитесь к существу программы, внесите нужные уточнения.                                     14. Оформите программу как отдельный документ исследования: это пригодится Вам не только в проведении исследования, но и при подготовке итогового отчета или публикации.

 

Приложение 2

Пример разработки методологической части программы прикладного исследования

(Источник: гипотетические данные)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЫНКЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА N

Проблемная ситуация

 ООО «Образовательный Центр» планирует расширить свою деятельность за счет разработки и продвижения на рынке образовательных услуг программ бизнес-образования. Однако, на сегодняшний день «Образовательный Центр» не располагает достаточной информацией об основных потребительских предпочтениях потенциальный клиентов, что затрудняет максимальный учет их интересов, а также деятельность по формированию спроса через маркетинговые коммуникации.

Дата: 2019-03-06, просмотров: 161.