Качество экспериментального метода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Качество эксперимента во многом зависит от контрольных процедур, четкости регистрации переменных и их состояний, а также поддержания заданных условий эксперимента. Отсюда вытекает повышенная требовательность к инструментам его организации, проведения и обработки полученных данных.

    Одним из приемов, способствующих чистоте эксперимента, выступает использование процедуры рандомизации.

Рандомизация - процедура случайного распределения участников эксперимента по группам или порядка предъявления им экспериментальных условий. Цель рандомизации заключается в обеспечении  условий, при которых будет доказано  не только наличие ожидаемого эффекта в результате некоторого воздействия Х, но и отсутствие того же самого эффекта в тех случаях, когда воздействия не было.

    Возвращаясь к изложенному выше примеру, отметим, что при проведении рандомизации в данном случае мальчиков случайным образом распределяли между отрядами, где проводился эксперимент, и отрядами, служившими контрольными. Важно отметить также, что каждый отряд жил абсолютно изолированно в отдельно расположенном корпусе.

Поскольку экспериментальный метод в определенном смысле сложнее других, при его применении допускается довольно много ошибок. Назовем наиболее типичные:

1.Эксперимент производится для получения информации, которая может быть получена, иными, более простыми способами.

2.За эксперимент выдается включенное или стандартизированное невключенное наблюдение.

3.Нет органической связи проведенного эксперимента с целью, задачами и гипотезами исследования.

4.Допущена двусмысленность или иная существенная значимая неточность в формулировке гипотезы, вынесенной на экспериментальную проверку.

5.Неправильно построена теоретическая система переменных, перепутаны причины и следствия.

5.Экспериментальный фактор (независимая переменная) выбран произвольно, без учета того, что он должен играть роль детерминанты и поддаваться управлению со стороны исследователя.

6.Независимая и зависимые переменные не нашли адекватного выражения в эмпирических индикаторах.

7.Экспериментальная ситуация четко не определена, в силу чего эксперимент проводится с нарушением его условий.

8.Субъективные оценки экспериментальной ситуации преобладают над объективными характеристиками.

9.В ходе эксперимента выяснились такие важные свойства экспериментальной группы, которые не были известны до его начала.

10.Выводы экспериментаторов подстраиваются (подгоняются) под гипотезу без достаточных на то оснований.

11.Эксперимент проводится над людьми, которые не желают этого и сопротивляются ему.

12.Практическим итогом эксперимента стало не решение социальной проблемы, а ее усугубление.

Опросные методы

Основное предназначение социологических опросов – получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

К сожалению, нередко встречаются попытки использовать опросы в качестве главного метода получения эмпирических данных тогда, когда изучаемое явление лучше изучать другими способами. Такие попытки объясняются тем, что начинающим исследователям опросные методы кажутся наиболее легкими и удобными, применимыми во всех случаях. Это небезобидное заблуждение, профанирующее социологию как науку.

Не стоит думать, что исследовательские возможность опросов безграничны. Данные, полученные опросными методами, выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера. Наибольший исследовательский эффект опросы дают именно в сочетании с другими методами.

Опросные методы весьма разнообразны. К ним относятся анкетирование, интервьюирование, почтовые, телефонные, прессовые, факсовые, экспертные опросы. Каждая из разновидностей имеет свою специфику, однако, всем им также присущи общие черты.

Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов, служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, перечень которых диктуется опять-таки исследовательской программной.

Любой опрос есть специфический акт коммуникации между  человеком, его проводящим, и респондентом (опрашиваемым). Потому каждый опрос должен проводиться с соблюдением следующих основных правил:

1.Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.

2.Респондент мотивирован на участие в опросе и не заинтересован в выдаче ложной информации.

3. Вопрос имеет один смысл и не содержит в себе нескольких утверждений. Например, «работа интересная и хорошо оплачиваемая». Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.

4.Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ. Формулировка вопроса не настраивает респондента на определенный ответ.

5.Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов. Предложены такие варианты ответа, каждый из которых приемлем для респондента в равной степени.

6.Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.

7.Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.  

8.Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.

9.Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.

10. Исследователь ровно относится ко всем респондентам без исключения, демонстрируя нейтральность и толерантность по отношению к ответам.

Виды вопросов

 Качество проведения опроса во многом зависит от умения исследователя выбрать уместную формулировку вопроса. Вопросы классифицируются по ряду оснований.

    В зависимости от структуры выделяют вопросы открытые, закрытые и полузакрытые.

    В открытых вопросах варианты ответа не предусмотрены, респондент в произвольной форме дает ответ.

    Пример:

    Как Вы обычно проводите свободное время?

    В закрытых вопросах респонденту предлагается перечень вариантов возможных ответов. Однако чаще используется, так называемый, вариант полузакрытых вопросов, в которых к перечню вариантов ответа добавляется позиция «другое».

    Пример:

    Отметьте, пожалуйста, как Вы обычно проводите свободное время? _____________________________________________

Встречаюсь с друзьями, родственниками

Выезжаю за город

Посещаю выставки, театры, хожу на концерты

Провожу время в кафе, клубах

Занимаюсь хобби

Ничего не делаю

Другое (что именно?)_________________________________

 

В зависимости от функций выделяют основные (программные) вопросы и контрольные (проверочные по отношению к основным).

Пример:

Если основной вопрос звучит так: «В какой мере Вы удовлетворены своей работой?», то контрольным вопросом по отношению к программному будет вопрос «Хотели бы Вы сменить свою работу?»

Функцией вопросов-фильтров выступает разделение респондентов на тех, кто может отвечать на поставленный вопрос и тех, кто этого делать не может. К примеру, если мы хотим узнать, каким видам спорта студенты отдают предпочтение, то сначала надо спросить, занимается респондент спортом или нет. Исключение составят ситуации, когда мы будем опрашивать только спортсменов.

Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросовестности респондентов.

По содержанию выделяют вопросы о фактах или знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках и мнениях. Вторая группа вопросов представляет большую по сравнению с первой трудность.

В зависимости от формы выделяют вопросы прямые:

«Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?»

Вопросы косвенные:

«Здесь приведены три суждения. Какое из них Вы считаете самым верным?»

Вопросы прожективные:

« Предположим, Вы сейчас не работаете. Вернулись бы Вы на свою прежнюю работу?»

Общие правила проведения социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.

 

Анкетирование

Анкетирование – письменная форма опроса, при которой заполнение опросного документа производится респондентом самостоятельно. Наиболее целесообразно проводить анкетирование в двух случаях: когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время, и когда респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Структура анкеты. Обычно анкета содержит три части: преамбулу (введение), основную часть и «паспортичку».

    Во введении рекомендуется указать, кто и для чего проводит опрос, как будут использованы данные, инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата.

Главная цель введения – мотивировать респондента вдумчиво и искренне ответить на вопросы анкеты. Однако не следует писать во введении: "Нас интересует то-то". Такой оборот скорее вызывает неприязнь, чем желание помочь организаторам опроса. Лучше подчеркнуть важность активной позиции, попытаться сделать самого респондента участником исследования. К примеру. Можно написать: "Ваши суждения помогут улучшить работу в какой-то области" или "Ваши ответы позволят изучить такую-то проблему".

Не следует делать ссылку на какие-либо административные документы, тем самым оказывая давление на респондентов, как бы намекая на сугубо официальный характер опроса. Другая ошибка - заискивание перед респондентом: "Дорогой друг! Приглашаем тебя к беседе на тему..." и т.д. Респондент может почувствовать себя ребенком, к которому обращаются "взрослые дяди".

Опытные социологи считают нецелесообразным озаглавливать анкету (например, "Ваш образ жизни"), а тем более в конце анкеты указывать фамилии составителей. Название - это фактор включения в действие социальных стереотипов. "Ваш образ жизни" может ассоциироваться с газетным заголовком, а фамилии составителей намекают респонденту на то, что его опрашивают не только в интересах общественных, но и в каких-то личных: пишут диссертацию, нуждаются в очередной публикации. И то, и другое не будет способствовать  вовлеченности респондента в процесс. Указание организации, проводящей опрос, и целей исследования во введении — вполне достаточно для того, чтобы создать деловую атмосферу.

В большинстве случаев во введении также подчеркиваются гарантии анонимности анкетирования: "Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использованы в обобщенном виде".

В основной части  в начале текста ни в коем случае не должны появляться трудные или беспокоящие вопросы. Трудные вопросы, поставленные вначале, могут отпугнуть, и это приведет к отказу участвовать в опросе. Если же респондент уже включился в работу, он будет склонен скорее закончить, чем прервать ее на полпути.

Лучше всего начать с  вопросов, которые могут заинтересовать респондента. Наиболее удобны для этой цели вопросы описательные, желательно сугубо событийного содержания.

Нельзя также начинать опрос с заполнения "паспортички", поскольку это нередко тревожит людей. Сведения о демографических данных опрашиваемого надо разместить в заключение анкетного листа.

Наиболее острые или интимные вопросы располагают в последней трети основной части.

Заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудными, так как надо учесть, что, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты. В качестве контрольных, они разрешаются и в конце, но не более одного-двух.

"Паспортичка" должна находится в самом конце анкеты. Она должна быть лаконичной, не требовать особого напряжения и свидетельствовать о завершении опроса.

В заключение обычно выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении тоже неплохо указать: "Заранее благодарим Вас за сотрудничество".

Дата: 2019-03-06, просмотров: 186.