Особенности упорядочивания и анализа данных в качественных исследованиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первичная обработка данных

Единого способа первичной обработки данных качественных исследований не существует. Можно предложить только примерную схему.

1. Кодирование собранных материалов. Форма кода выбирается, исходя из наиболее важных характеристик исследования. Например, было проведено несколько групповых интервью. Целесообразно будет сформировать их коды таким образом, чтобы в них были зафиксированы порядковый номер, дата, место проведения, количество участников, другие характеристики каждой из проведенных бесед.

2. Оформление паспортички. Помимо социально-демографических характеристик сюда можно включить фамилию, имя и отчество респондентов (в качественных исследованиях они чаще называются информантами), их псевдонимы (если используются), контактную информацию и т. п.

3. Обстоятельства проведения исследования. Например, можно отметить, как человек отнесся к предложению обсудить данную тему. Эти факты позволяют оценить степень искренности информанта. Очень важно отметить наличие или отсутствие зрителей, поскольку это также влияет на особенности поведения человека.

4. Одежда и невербальные особенности поведения исследуемых. Эти особенности могут стать ключом к пониманию идентичности информанта, его уровня жизни, вкуса и системы ценностей.

5. Транскрибирование, т.е. перевод собранной информации в письменный текст. Например, оформление в виде текста (транскрипта) записи, сделанной на диктофоне.

Методы анализа

    В качественном исследовании, в отличие от количественного, выделить анализ в отдельную стадию исследования практически невозможно, поскольку он пронизывает все этапы, определяя, в конечном счете, логику их прохождения. Иначе говоря, представлять, как именно мы будем анализировать данные, полученные в ходе фокус-группы, глубинного интервью и т. д., мы должны прежде, чем будем их проводить. Тогда избранный способ анализа будет направлять и написание гайда (сценария) проведения беседы, и сам процесс интервьюирования, и методы последующей расшифровки письменных и/или аудиовидеозаписей.

    Основными методами анализа в качественном исследовании выступают методы категоризации собранной информации, уплотнения и интерпретации смыслов, в ней содержащихся.

    Эти методы следует использовать сразу, как только набрано количество данных, достаточное для проведения анализа, с тем, чтобы можно было корректировать инструментарий и ход дальнейшего исследования.

Категоризация − процесс группировки понятий, описывающих отдельные феномены, цель которого − сокращение числа выявленных понятий до относительно небольшого числа категорий.

    Например, в ходе исследования мы получили следующий массив суждений: « я с интересом смотрю эту программу», «когда идет эта программа, я не отхожу от телевизора», «я никогда заранее не планирую, что я буду смотреть по телевизору сегодня вечером», «я не покупаю телевизионные программы и не ищу их в Интернете». Первые два суждения мы можем объединить понятием интерес к определенной телепрограмме, тогда как последние два объединяются понятием спонтанность просмотра телевизионных передач. В свою очередь оба эти понятия могут входить в содержание категории зрительское поведение, описывающей более крупное явление.

    В ходе категоризации мы можем создавать шкалы, с помощью которых можно измерить отдельные свойства выделенных категорий. Так, применительно к категории зрительское поведение таким измеряемым свойством, наряду с другими, выступает частота просмотров телепередач.

    Уплотнение смыслов означает сведение пространных суждений к точным и лаконичным формулировкам.

Например, можно использовать следующий прием: на одной и той же странице слева размещается исходный неотредактированный текст, а справа записываются краткие формулировки смысла отдельных фрагментов этого текста. Таким образом, пространные рассуждения информанта можно свести к короткому связному рассказу.

Вторым этапом процедуры уплотнения смыслов может стать сведение, если это возможно, нескольких индивидуальных историй в одну.

    Интерпретация или толкование смыслов − это не просто структуризация информации, это поиск значений, которые не выражены открытым текстом и требуют расшифровки. Толкование может осуществляться двумя путями: через рассмотрение собранной информации как логически завершенной целостности и через обращение к существующим социально-психологическим теориям.

    В первом случае отдельные суждения, факты объясняются исходя из знания всего содержания собранной информации. Например, отдельные факты биографии человека мы можем объяснить, узнав его жизненный путь в целом.

    С другой стороны, факты поведения отдельного человека или группы можно интерпретировать, отталкиваясь, например, от теории социального поля К. Левина или теории конформизма.

    Степень объективизма истолкования, безусловно, напрямую зависит от уровня профессиональной квалификации, широты личного опыта, гибкости восприятия исследователя. Сказанное не означает, что начинающий психолог не должен браться за подобные исследования. Однако на первых порах, видимо, это лучше делать под руководством более опытных коллег.

Написание отчета

В зависимости от вида исследования форма отчета может быть сжатой или развернутой, ориентированной на теоретические выводы или на практические рекомендации. Однако в любом случае необходимо придерживаться принятой логики изложения.

Во вводной части отчета обосновывается актуальность проблемы проведенного исследования, затем дается характеристика исследования

( цели, задачи, обоснование выборки, методов сбора информации и проч.). Далее приводятся социально-демографические характеристики объекта исследования, анализируются полученные результаты. В заключительной части формулируются основные выводы, даются рекомендации.

Сам отчет не должен быть слишком объемным, поскольку основные методологические и методические материалы (программа, инструментарий, инструкции, рабочий план и проч.), а также результаты математико-статистической обработки базы данных идут в качестве приложений.

 

 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.В чем состоит специфика прикладных социологических исследований? Приведите примеры формулировок тем фундаментальных (теоретических) и прикладных исследований.

2.Приведите классификации видов прикладных социологических исследований.

3.Обоснуйте необходимость программы социологического исследования и дайте характеристику ее основных разделов.

4.Приведите примеры теоретической, эмпирической и операциональной интерпретации понятий.

5.Что такое репрезентативность выборки? Какие виды выборки Вы знаете?

6.Ориентируясь на Приложение 2 , подготовьте методологический раздел программы гипотетического исследования.

7.Дайте характеристику основным методам прикладных социологических исследований?

8. В чем проявляется специфика опросного метода по сравнению с другими методами эмпирических исследований?

9. Основное назначение и область применения анкетирования. Подготовьте макет анкеты «Преподаватель глазами студентов».

10. Дайте характеристику основным способам обработки и анализа полученной информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: учебное пособие. – М.: Альфа-М, 2009.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие. – М.: КДУ, 2006.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. методы социологического исследования: Учебник. –М.: ИНФРА-М, 2009.

4. Дубнов П.Ю. Обработка статистической информации с помощью SPSS – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

5.Зборовский, Г. Е. Прикладная социология: учеб. пособие / Г.Е.Зборовский, Е.А.Шуклина. - М: Гардарики, 2004.

6. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. – СПб.: Интерсоцис, 2006.

7. Ноэль-Нойман, Э., Петерсен, Т. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии / Э. Ноэль-Нойман, Т.Петерсен, Пер. с нем. М., 2007.

8. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

9.Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: Учебное пособие. – М.: КДУ, 2007.

10.Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социал. реальности: учеб. для. студентов выш. учеб. заведений / В.А. Ядов; Ин-т социологии. -М.: Добросвет, 2003.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Дата: 2019-03-06, просмотров: 178.