Методические указания
по выполнению практических заданий по дисциплине
Менеджмент (по отраслям)
по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Форма обучения
заочная форма обучения
Вологда
2018
РАССМОТРЕНО методической комиссией экономических и технологических дисциплин Протокол № __ от «___» _____ 2018г. Председатель МК | Одобрено и рекомендовано для внутреннего использования научно-методическим советом колледжа Протокол № от «____»__________2018г. Председатель Ларина С.Н. |
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), и дают возможность подготовиться к практическим занятиям по дисциплине Менеджмент (по отраслям).
Автор: Л.А. Климина, преподаватель общепрофессиональных дисциплин высшей квалификационной категории, к.э.н.
Содержание
Введение | 4 |
Перечень практических занятий | 5 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 1 | 7 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 2 | 8 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 3 | 10 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 4 | 12 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 5 | 17 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 6 | 19 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 7 | 22 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 8 | 24 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 9 | 26 |
Методические указания у выполнению практического занятия №10 | 29 |
Введение
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), и дают возможность подготовиться к практическим занятиям по дисциплине «Менеджмент (по отраслям)».
В учебном плане на дисциплину «Менеджмент (по отраслям)» отводится 96 часов, из них 12 часов на аудиторную работу, в том числе 6 часов на выполнение практических занятий.
Целью практических занятий является закрепление и углубление знаний, полученных при изучении теоретического курса менеджмента, а также умение применять на практике полученные теоретические знания. При проведении практических занятий обучающиеся должны, с одной стороны, проявить самостоятельность в обосновании выбора решений, а с другой – научиться коллегиальному подходу к решению проблем управления организацией. Практические задания нацелены на формирование способности построения и преобразования организационной структуры организации с учетом изменяющихся условий внешней среды, выработку навыков обоснованного принятия управленческого решения с учетом ограничивающих факторов, развитие способности анализировать источники возникновения проблем с целью правильной и своевременной мотивации сотрудников, решения конфликтных ситуаций и повышения эффективности работы организации в целом, приобретение навыков использования системы методов управления и поиска наиболее оптимального стиля руководства на основе сочетания отдельных характеристик основных стилей в зависимости от конкретной управленческой ситуации, умения формировать и поддерживать корпоративную культуру в организации.
Методические указания к выполнению практического занятия № 1
по дисциплине « Менеджмент (по отраслям)»
Тема: Сущность, характерные черты современного менеджмента.
Практическое занятие № 1 (семинар).
Наименование работы: Формирование системы менеджмента в России: состояние, проблемы, перспективы.
Время работы: 2 часа.
Самостоятельная работа
Оснащение практического занятия № 1: методические указания.
Содержание работы:
1. Особенности тенденции развития современной экономики.
2. Тенденции развития российской экономики.
3. Особенности современной системы менеджменте в России, тенденции ее дальнейшего развития:
- Как рост рыночной экономики в России связан с развитие менеджмента?
- Назовите наиболее характерные особенности российской системы менеджмента.
- Что первично: развитие рынка или развитие менеджмента?
- Проблемы менеджмента в России.
Литература для самоподготовки:
1. Грибов, В.Д. Менеджмент. Учебное пособие для ССУЗов. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : КноРус, 2013. — 280 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com
2. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учебник – М.: ОИЦ «Академия», 2013, стр.33-34.
3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Практикум – М.: ОИЦ «Академия», 2013, стр.5-27.
4. Казначевская, Г.Б. Менеджмент (для СПО). [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : КноРус, 2013. — 240 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com
5. Плахова Л.В., Анурина Т.М. Основы менеджмента (электронный учебник). – М., 2010, гл.1.
6. Сетков, В.И. Менеджмент (для СПО). [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: КноРус, 2012.— 152 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com
7. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации (электронный учебник). – М., 2011, гл. 24-25.
ТЕМА: Планирование как функция менеджмента.
Наименование работы: Планирование деятельности предприятия (подразделения). Разработка миссии и определение целей коммерческой организации.
Цель работы: Практически освоить содержание функции планирования.
Приобретаемые умения и навыки:
ü Уметь определять миссию организации;
ü Уметь планировать деятельность организации;
Время работы: 2 часа.
Самостоятельная работа
Оснащение практического занятия № 2: методические указания; Уставы предприятий; Положение о коммерческом отделе.
Основные правила техники безопасности при работе: Соблюдение требований техники безопасности при работе с электронно-вычислительной техникой.
Литература для самоподготовки: Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М.: ОИЦ «Академия», 2013, стр.91-121.
Контрольные вопросы при допуске к работе :
1. Раскройте сущность функции «планирование».
2. Ваше мнение о цели планирования.
3. Перечислите виды планов.
4. Укажите стадии планирования.
5. Укажите этапы стратегического планирования.
6. Раскройте сущность миссии в широком и узком понимании.
Содержание работы:
СИТУАЦИЯ 1. Вы в роли организатора коммерческой деятельности ОАО «Луч», основным направлением деятельности которого является производство, переработка, сбыт сельскохозяйственной продукции и оказание услуг.
А) Сформулируйте миссию в узком понимании как утверждение, раскрывающее смысл существования предприятия.
Б) Разработайте основные разделы Положения о Миссии Организации.
Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М.: ОИЦ «Академия», 2013, стр.
94-97.
СИТУАЦИЯ 2. На основании учредительных документов определить миссию организации, оцените качество её в узком и широком понимании, разработайте мероприятия по её совершенствованию.
СИТУАЦИЯ 3. Миссия организации – обеспечение населения дешевыми, высококачественными, экологически чистыми продуктами питания. Разработайте систему целей, направленных на выполнение миссии фирмы.
СИТУАЦИЯ 4. На складах Вашей фирмы, где Вы возглавляете коммерческий отдел скопилось большое количество нереализованной продукции. Определите возможные организационные и функциональные стратегии.
СИТУАЦИЯ 5. Организация занимает лидирующее положение в отрасли, имеет устойчивое экономическое состояние.
Примите и обоснуйте решение о выборе стратегии.
Разработайте возможные пути выполнения стратегий ( тактические планы).
СИТУАЦИЯ 6. На основании Положения о коммерческом отделе определите содержание функции планировании. Определите возможные виды планов.
Зачёт по работе, оценка деятельности студентов
Контрольные вопросы для зачёта:
1. Этапы стратегического планирования.
2. Возможные стратегии развития организации.
3. К какому виду планирования относится Бизнес- план?
4. Перечислите разделы Бизнес-плана.
Самостоятельная работа
Оснащение рабочего места: методические указания; схемы структур организаций; альбомы по управлению.
Литература для самоподготовки: Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М.: ОИЦ «Академия», 2013, стр.54-68.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1. Укажите возможные виды структур в организации?
2. Дайте понятие структуры организационного устройства.
3. Раскройте сущность структуры управления?
4. Ваше мнение о ТИПАХ структур управления.
Содержание работы:
Задание 1. Изучить схемы структур организационного устройства и структур управления.
1. Ознакомиться с методикой построения;
2. Выделить их отличительные черты.
Задание 2. Упражнения по составлению схем организационного устройства.
Задание 3. Упражнения по составлению схем структур управления.
Задание 4. Упражнения по созданию гибких, адаптивных структур управления.
Условие работы:
Задание 2. Упражнения по составлению схем организационного устройства.
1). ООО «Нива» имеет бригадную организационную структуру - Производственная деятельность сосредоточена в трех комплексных бригадах численностью 15,20 и 35 человек. Создан производственный отдел с совмещением обязанностей коммерческой службы и расчетно- финансовая служба (5 чел.). Функционирует МТП (машинно-тракторный парк), автопарк, центральная ремонтная мастерская.
2). СХПК «Племколхоз «Пригородный»» имеет следующие структурные подразделения:
ü Экономическая служба (в составе 2-х человек).
ü Учетно-финансовая служба (в составе 6 чел.)
ü Диспетчерская служба
ü Кадровая служба (1 чел.)
ü Коммерческий отдел (2 чел.)
ü Юридическая служба (1 чел.)
ü Цех механизации (ЦРМ, автопарк, машинный двор, нефтехозяйство, энергетика, склад запчастей);
ü Цех растениеводства ( бригада по возделыванию пропашных культур, бригада по кормопроизводству, бригада по возделыванию зерновых культур);
ü Цех животноводства ( молочный комплекс, 2 бригады по выращиванию молодняка, 3 молочно-товарные фермы (бригады по производству молока).
ü Цех строительства (пилорама, столярная мастерская, ремонтная бригада (бригада по ремонту помещений).
3) а) Изобразить схематично организационную структуру предприятий – деление организации по вертикали и горизонтали.
б) дать характеристику организационного устройства.
в) примите решение о необходимости реорганизации бригадной организационной структуры ООО «Нива» в отделенческую, дайте обоснование.
г) примите решение о реорганизации цеховой структуры организационного устройства в территориальную структуру ( участки, отделения, хозяйственные кооперативы), если все бригады специализированные в организации.
Задание 3. Упражнения по составлению схем структур управления.
На основании схем организационного устройства и мероприятий, разработанных по их совершенствованию построить схемы структур управления.
Дать характеристику созданных Вами структур управления.
Задание 4. Упражнения по созданию гибких, адаптивных структур управления.
Внесите изменения в структуру управления (по Вашему желанию выбор организации), если планируется строительство МТП собственными силами и создать группу по установке нового оборудования на фермах.
Зачет по работе:
Построенные схемы организационного устройства и структур управления;
Обоснование мероприятий по их совершенствованию.
Задание для самостоятельной работы:
Составить структуру управления учебного заведения.
Методические указания к выполнению практического занятия № 4
по дисциплине « Менеджмент (по отраслям)»
АНКЕТА
В какой степени Вы удовлетворены:
№ п/п | Вполне удовлетворен | В основном удовлетв. | Не совсем удовлет. | Не удовлетворены | Не знаю | |
1. | Характером и содержанием работы | 3 | 3 | 8 | 5 | 1 |
2. | Условиями труда | - | 4 | 12 | 4 | - |
3. | Размером заработка | - | 8 | 6 | 6 | - |
4. | Своей специальностью | 3 | 8 | 6 | 3 | - |
5. | Организацией труда | 4 | 7 | 5 | 4 | - |
6. | Состоянием оборудован. | - | 5 | 5 | 10 | - |
7. | Обеспеченностью рабочего места, материалами, инструментом | - | 8 | 10 | 2 | - |
8 | Режимом работы, сменностью | - | 8 | 8 | 4 | - |
9. | Состоянием трудовой дисциплины | - | 6 | 8 | 4 | 2 |
10 | Системой оплаты труда. | - | 5 | 8 | 7 | - |
11. | Системой начисления премий | - | 1 | 7 | 12 | - |
12. | Системой морального стимулирования | - | - | 7 | 13 | - |
13. | Возможностью повы-шения квалификации | 2 | 3 | 7 | 8 | - |
14. | Информированностью о работе и жизни коллектива | 2 | 7 | 8 | 3 | 0 |
15 | Гласностью при решении важных вопросов | 3 | 8 | 7 | 2 | - |
16 | Взаимоотношения в коллективе | 3 | 8 | 7 | 1 | - |
17 | Взаимоотношения с администрацией предприятия | 2 | 6 | 10 | 2 | |
18. | Организацией совместного отдыха | - | - | 5 | 3 | 12 |
19 | Организацией совместной работы | - | 12 | 8 | 2 | - |
20 | Организацией культурно-массовой работы | 1 | 3 | 8 | 2 | 6 |
21 | Распределен. отпусков | 2 | 7 | 5 | 4 | 2 |
22 | Отношением лично в Вам со стороны руко-водителя предприятия | 3 | 8 | 7 | 2 | - |
23 | Участием в управлении производством | - | 5 | 6 | 8 | 1 |
Последовательность выполнения работы:
ЗАДАНИЕ 1. По материалам анкеты определите количество положительных («Вполне удовлетворен», «В основном удовлетворен») и отрицательных ответов («не удовлетворен»).
Ответ «Не совсем удовлетворен» подсказывает на наличие неудовлетворенных потребностей.
ЗАДАНИЕ 2. А). Сделать вывод о состоянии мотивационных факторов.
Б). Оформить в таблице результаты исследования состояния мотивации в организации:
Сильные стороны в мотивации | Слабые стороны в мотивации |
ЗАДАНИЕ 3. А). Схематично изобразить теории мотивации: А.Маслоу и другие.
Б). В разрезе каждого уровня отразить степень реализации теории мотивации:
-полностью реализовано;
- частичная реализация;
- не реализованы потребности.
ЗАДАНИЕ 4. В разрезе каждого уровня (схемы) определите возможные пути совершенствования мотивации в организации.
ЗАЧЕТ ПО РАБОТЕ
Вопросы для зачета:
1) Подумайте о том, какую работу после окончания техникума Вы бы хотели получить.
Расскажите, используя «пирамиду потребностей», почему эта работа привлекает Вас.
2) Назовите наиболее важные по Вашему мнению, мотиваторы для следующих лиц:
- Вас лично, в учебной группе;
- Квалифицированного рабочего;
- Служащего в конторе;
- Неквалифицированного работника;
- Профессионала (врача, юриста).
3) Какие способы мотивации лучше всего подходят для стимулирования:
А) быстрого выполнения задания;
Б) самостоятельности в работе;
Г) новых идей;
Д) точности и аккуратности.
Приложение 1
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВЫСШИХ УРОВНЕЙ
Таблица 1
Социальные потребности | Потребности в уважении | Потребности в самовыражении |
1 | 2 | 3 |
1.Создавайте в коллективах чувство единой команды. 2.Стройте работу так, чтобы сотрудники могли общаться. 3.Проводите с подчиненными совещания. 4.не старайтесь разрушить неформальные группы, если они не наносят организации ущерба. 5.Создавайте условия для социальной активности работников организации вне ее рамок | 1.Предлагайте подчи-ненным содержательную работу. 2.Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами. 3.Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты. 4.Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений. 5.Делегируйте подчи-нённым дополнительные права и полномочия. 6.Продвигайте подчи-ненных по служебной лестнице. 7.Обеспечивайте обуче-ние и переподготовку, которая повышает уровень компетентности | 1.Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал. 2.Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи. 3.Поощряйие и развивайте у подчиненных творческие способности |
Самостоятельная работа
Оснащение рабочего места: методические указания, Положение о коммерческом отделе, схемы организации контроля.
Литература для самоподготовки: Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М: ОИЦ «Академия», 2013, стр.237-252.
Контрольные вопросы при допуске к работе :
1. С каких позиций можно охарактеризовать понятие «контроль».
2. Какие цели ставятся перед контролем?
3. Какие задачи выполняет контроль в управленческой деятельности?
4. Что такое «Управляющая партия»?
5. Какие существуют виды контроля?
6. Укажите этапы проведения контроля?
Содержание работы:
Задание 1. Изучить содержание Положения о коммерческом отделе Комбината хлебопродуктов.
Задание 2. Составить план-схему организации проведения контроля работы коммерческого отдела.
Задание 3. Защита программ (схем) проведения контроля.
Задание 4. Решение производственных ситуационных задач по контролю.
Последовательность выполнения работы:
Задание 1.
1. Название разделов Положения о коммерческом отделе отразить в рабочей тетради.
2. Определить возможные объекты контроля индивидуально, обсудить в паре, группе.
Задание 2.
1. Составить план-схему организации проведения:
а) предварительного контроля;
б) текущего ( оперативного) контроля;
в) итогового (заключительного) контроля работы коммерческого отдела.
Задание оформить в таблице:
План-схема проведения контроля работы коммерческого отдела
Вид | Направление | Стандарты | Срок | Ответствен. | Применение |
контроля | (объект) | (нормы) | проведения | за | |
контроля | контроля | проведение | |||
(показатели | |||||
критерии | |||||
оценки | |||||
деятельности) | |||||
Задание выполнить «Двойкой», в микрогруппе 7-8 чел.
Задание 3. Представить схему контроля, выработанную м/группой коллективу группы, защитить её ( в разрезе видов контроля).
а) назначить ведущего менеджера в м/группе; б)активное участие студентов группы.
Задание 4.
1.Условие ситуации записать в тетради;
2.Принять решение, обосновать его.
Условие задания
Ситуация 1. Молодой руководитель предприятия поручил заместителю провести СКРЫТУЮ проверку сотрудников на предмет их соответствия требованиям и принятым нормам. Результаты не были доведены до сведения сотрудников, а на основе результатов руководитель наметил программу движения кадров. В чем заключается ошибочность поведения руководителя. Ситуация 2. На складе Вашей фирмы скопилось большое количество нереализованной продукции. Ваше мнение о СТЕПЕНИ выполнения возложенных функций управления работниками коммерческой службы предприятия.
Ситуация 3. В результате текущего контроля на предприятии выявлено, что не выполняются нормативы трудовых, материальных затрат на производство единицы продукции.
Определите возможные последствия. Укажите функции управления, которые в данный момент не выполняются и кем?
Зачёт по работе:
План – схема организации контроля.
Задание для самостоятельной работы:
Подготовить письменное сообщение о проведении предварительного, текущего и итогового контроля в учебном заведении.
Подготовиться к КОНКУРСУ на самую оригинальную систему контроля за учебными занятиями и успеваемостью.
Ситуация 1.
В ЗАО «Свет» внедрена отделенческая структура организационного устройства. (Всего 3 отделения, 5 бригад). В отделении по 1-2 бригады. Наблюдается дублирование полномочий. Действуют типовые должностные инструкции, отсутствуют Положения о подразделениях. Договорные обязательства по продаже продукции выполняются с трудом. В организации производства отмечаются случаи нарушения координации действий работников и как результат наблюдаются простои по техническим, организационным причинам по вине исполнителей. По результатам аттестации обнаружены рабочие места, не соответствующие требованиям (отсутствие плановой документации нарушение требований к условиям работы и др.). В коллективе нездоровый морально- психологический климат.
Ситуация 2.
Вы работаете менеджером по снабжению в СХПК Племптица «Можайское».
а). В лабораторию поступил жмых, в котором обнаружено несоответствие фактического содержания протеина при норме в размере 3%. В партии зерна (пшеницы) обнаружены вредители.
б). В адрес Вашего предприятия поступили 2 вагона комбикормов. Укажите возможные методы управленческого воздействия.
Ситуация 3.
Вы работаете директором магазина в организации. В магазине организации было обнаружено, что ассортимент продаж не соответствует ассортиментному перечню.
При проверке работы магазина обнаружено несоблюдение санитарных правил: грязные витрины; не соблюдаются нормы освещения.
Объем продаж за отчётный период выполнен на 130%. Наблюдаются случаи нарушения режима работы магазина, своевольный уход с работы и опоздания на работу работниками магазина.
Ситуация 4.
Вы работаете в организации менеджером по сбыту в СХПК комбинат «Тепличный». Возникла конфликтная ситуация при приемке продукции, отправленной Вами в магазин. Качество поставленной продукции в нескольких ящиках не соответствовало норме. Ваше мнение о применении методов управленческого воздействия.
Зачёт по работе:
Ситуация. Руководитель А дает задание приобрести оборудование определенной марки руководителю Б.
Руководитель Б пытается объяснить, что этот тип оборудования не стоит покупать и по какой причине. Но А, за которым последнее слово, подбирает внешне весомые аргументы в пользу своего решения и убеждает Б в его правильности. Б соглашается: «Ну хорошо, если Вы так думаете, то я приобрету это оборудование», одновременно тоном речи и набором слов и интонацией в фразе давая понять А на скрытом уровне, что он не согласен с решением и не будет нести никакой ответственности за его последствия. Через некоторое время мнение Б подтверждается и оборудование демонтируется. Когда А Вызывает к себе Б, чтобы проанализировать причину неудачи, тот отвечает: «Вы же сами хотели приобрести именно это. А я с самого начала предупреждал Вас, что оборудование никуда не годится».
Укажите последствия в общении?
Какие ошибки были в принятии решения?
Какие методы управления можете предложить по использованию создавшегося положения?
Ситуация:
Ответственный за сбыт А и ответственный за рекламу Б не могут прийти к единому мнению по вопросу требующему совместных усилий. Пришли к руководителю предприятия и в возбужденном состоянии доказывали свою точку зрения. В результате беседы появился «проигравший», который склонен мстить.
Ваши мнения по применению возможных методов решения.
Самостоятельная работа
Оснащение рабочего места: методические указания, Правила принятия эффективных решений.
Литература для самоподготовки: Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М.: ОИЦ «Академия», 2013, стр.220-235.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1. Раскройте понятие «Управленческое решение».
2. Перечислите возможные требования к управленческим решениям?
3. Укажите возможные методы принятия решений.
4. Ваше мнение о правилах реализации метода «Брейнсторминг» («мозговая атака», «мозговой штурм»).
5. Раскройте стадии принятия управленческих решений.
Содержание работы:
Задание 1. Решение проблемной ситуации методом «Брейнсторминг» («мозговой атаки»).
Задание 2. Разработка и анализ вариантов управленческих решений.
Методика выполнения задания 1:
1. Систематизировать стадии проведения «мозговой атаки» записать в рабочую тетрадь.
2. Систематизировать правила участников игры.
Условие задания1:
В коммерческой организации функционирует коммерческая служба в составе 9 человек. На одном из совещаний руководитель предприятия поставил на вид вопрос о результативности деятельности коммерческой службы в связи со сложившейся ситуацией:
- наблюдаются нарушения в обеспечении организации сырьем и как следствие технологические срывы;
- систематически не выполняются условия договоров покупателями, в результате имеется просроченная, необоснованная дебиторская задолженность в больших размерах,
- в организации наблюдается динамика снижения качества продукции и случаи срыва плана поставок;
- указаны претензии и к организации складского хозяйства- на складах имеются большие излишки материальных запасов по некоторым группам товаров и залеживаемость готовой продукции,
- руководителем отмечено снижение имиджа деятельности коммерческой
службы.
Методика выполнения задания 2:
1. Изучить условия ситуации.
2. Принять управленческое решение согласно соблюдения этапов принятия решений.
3. Обосновать выбор решения.
Условия задания 2:
Ситуация 1. В организации отсутствуют горизонтальные связи коммерческого отдела с другими службами. Сформулируйте проблему, возможные последствия и альтернативы решений.
Ситуация 2. В коммерческой организации в настоящее время снижается объем производства и продаж ведущего вида товара. Наблюдается снижение экономических показателей деятельности:
рост уровня себестоимости товара;
снижение уровня рентабельности производства и продаж;
организация теряет конкурентные позиции на рынке.
Разработайте возможные альтернативы решений, проведите их оценку, примите оптимальные решения –
работа индивидуальна;
в микрогруппе;
в группе.
Ситуация 3. В СПК «Колос» сложилось типичная для с/х предприятий ситуация:
износ основного капитала составляет 79%;
снижается уровень фондоотдачи;
не обеспечивается экономический эффект и использование оборотного капитала.
Продумайте возможные последствия в развитии экономики предприятия. Примите управленческое решение по выходу из кризисной ситуации.
Зачет по работе:
Активность студентов при решении ситуаций.
Самостоятельная работа
Оснащение рабочего места: методические указания.
Литература для самоподготовки: Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М: ОИЦ «Академия», 2013, стр. 274-296.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1. Раскройте сущность понятий: «Руководство», «Власть», «Сотрудничество».
2. Перечислите формы власти.
3. Укажите формы построения взаимоотношений с сотрудниками?
4. Раскройте сущность личностной основы власти и способы её реализации.
5. Укажите способы реализации организационной основы власти.
6. Раскройте стили управления.
Содержание работы:
Задание 1. Анализ действий руководителя и подчиненных.
Задание 2. Определение способов влияния руководителя на подчиненных и оптимальных путей построения взаимоотношений с подчиненными.
Последовательность выполнения работы:
Задание 1.
1. Перечертить решетку менеджмента в рабочую тетрадь и охарактеризовать поля 1.1, 1.9, 9.1, 5.5, 9.9.
2. Изучить содержание ситуаций.
2.1 Начальник цеха распоряжения доводит до подчиненных в резкой форме, исключающей дополнительные и уточняющие вопросы исполнителей. В результате не всегда качественно выполняются распоряжения.
2.2 Руководитель постоянно находит в работе подчиненного погрешности и ошибки. И несмотря на то, что работа выполнена на 99% им хорошо, обвиняет подчиненного в провале всего задания. Сотрудник чувствует себя виноватым, начинает извиняться, у него формируется комплекс невозможности выполнить работу по требованию руководителя.
Сделать вывод о способах влияния на подчиненных и стилях управления руководителя.
Задание 2.
а). Решение ситуаций методом тренинга: индивидуально, в паре, м/группой.
б). Защита наработанных результатов, работа в группе.
Ситуация 1.
Определить способы влияния: Если бы Вы были руководителем низового звена, как бы Вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из Ваших идей?
Ситуация 2.
Определить тип общения руководителя с подчиненными, если они обладают следующими характеристиками:
а). Не могут выполнять работу и не хотят брать ответственность;
б). Хотят взять на себя ответственность, но не в состоянии выполнить работу;
в). Могут выполнить работу, но не хотят;
г). Могут и хотят выполнить работу.
Обоснуйте Ваши действия по отношению к названным подчиненным.
Действия должны включать:
1. Формирование задачи, цели;
2. Разъяснение выполнения;
3. Контроль;
4. Другие возможные действия.
Результаты работы оформить в таблице:
Порядковый номер ситуации | Решение ситуации: | |||
индивидуаль-но | в паре | в м/группе | групповое решение | |
PS. По окончании каждого из этапов систему действий оценить: индивидуальную работу, в паре – методом самооценки: работу в микрогруппе, в группе оценить с помощью руководителя м/группы.
Зачет по работе:
Оценка за выполнение задания, активность студентов во время практической работы.
Самостоятельная работа
Оснащение рабочего места:
1. «Правила для говорящего и слушающего»,
2. «Типы собеседников»,
3. «Невербальные жесты, позы, взгляды».
Литература для самоподготовки: Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М: ОИЦ «Академия», 2013, стр. 193-218.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
1. Назовите фазы делового общения.
2. Что надо проверить у самого себя на подготовительном этапе?
3. Как надо вести себя в начале беседы, если пришли к Вам на беседу?
4. Какие правила надо соблюдать менеджеру на основном этапе беседы?
Содержание работы:
Задание 1.
Составить план беседы менеджера по кадрам с кандидатом на должность менеджера по продажам в СХПК «Присухонское». Молодой специалист закончил в 2015году «Вологодский аграрно-экономический колледж» по специальности «Коммерция». Стажа работы не имеет. Закончил курсы «Пользователь ПК».
Методика выполнения:
1. Используйте метод проигрывания ролей. В беседе участвуют 2 человека -интервьюер (менеджер по кадрам) и интервьюируемый (кандидат на должность). Процесс беседы разделить на 3 части:
1 .Вступительная часть - примерно 15% времени ,должна быть отдано на создание атмосфера взаимопонимания. Надо ободрить опрашиваемого, избегать отрицательных оценок и критических замечаний. Необходимо проявить дружеское отношение и интерес к личности интервьюируемого, что является важным условием откровенной беседы. Это достигается мягкой улыбкой, небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз.
2.0сновная часть беседы - имеет целью сбор и оценку качеств, которые нужны для данной специальности. Желательно, чтобы кандидат говорил сам, а менеджер внимательно слушал. Кандидату можно сделать предложение «Расскажите о себе», уточнить имеющиеся данные. Следует связывать вопросы с ответами, которые дает собеседник. Это ободряет собеседника и говорит о внимательности интервьюера. Рекомендуется в процессе беседы информировать кандидата о требованиях и условиях работы, о правах и льготах, установленных для данной должности, но при этом нельзя умалчивать и об отрицательных сторонах будущей работы.
Проанализируйте поведение собеседника: как он вступает в разговор (легко, настороженно, сдержанно), как отвечает на вопросы (охотно, полно, лаконично, излишне полно), как держится (легко, напряженно, развязно, смущенно). Заключительная часть - состоит в подведении итогов и разъяснении дальнейшего хода приема на работу. Нежелательно заканчивать интервью отрицательным решением, о нем кандидату нужно сообщить позже. Не надо делать преждевременные выводы, какое бы внешнее впечатление ни произвели на Вас некоторые черты характера кандидата. Окончательные оценки и решения выносятся после опроса или тестирования.
Поведение кандидата при собеседовании: до беседы:
-продумайте возможные вопросы и подготовьте четкие ответы на них,
-продумайте возможные вопросы к собеседнику, ответы на которые не являются общеизвестными,
-подготовьте справку о себе,
-планируйте свой приход на 5-10 минут раньше назначенного срока,
-запомните и уточните имя и отчество собеседника,
-оденьтесь скорее консервативно, нежели остро модно,
во время беседы:
-представьтесь в той же форме, в какой представился собеседник,
-сохраняйте выдержку, оптимизм, -держитесь непринужденно
-обязательно смотрите собеседнику в глаза, говорите четко и ясно -предоставьте инициативу собеседнику
-избегайте односложных ответов, но не будьте многословными,
после беседы:
-поблагодарите собеседника за внимание
-объективно оценить плюсы и минусы предлагаемого места,
-работы объективно оценить свои ответы и задаваемые вопросы.
Помните, что у вас оценивают:
заинтересованность
зрелость
профессионализм логичность рассуждений энтузиазм
коммуникабельность напористость.
Вас интересует
возможность роста престижная должность «лицо» фирмы заработная плата должностные проблемы обстановка в коллективе должностные обязанности.
Задание 2
Подготовить публичное выступление специалиста- менеджера по продажам перед студентами Вологодского аграрно-экономического колледжа в период недели по специальности. Составить план выступления.
Вопросы для зачета
1. Какие качества следует уточнить у кандидата на должность менеджера по продажам?
2. Какие трудности возникли при проведении деловой беседы?
3. При каких обстоятельствах вы откажите кандидату в приеме на работу?
4. Какие правила следует соблюдать при подготовке публичного выступления?
Методические указания
по выполнению практических заданий по дисциплине
Менеджмент (по отраслям)
по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Форма обучения
заочная форма обучения
Вологда
2018
РАССМОТРЕНО методической комиссией экономических и технологических дисциплин Протокол № __ от «___» _____ 2018г. Председатель МК | Одобрено и рекомендовано для внутреннего использования научно-методическим советом колледжа Протокол № от «____»__________2018г. Председатель Ларина С.Н. |
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), и дают возможность подготовиться к практическим занятиям по дисциплине Менеджмент (по отраслям).
Автор: Л.А. Климина, преподаватель общепрофессиональных дисциплин высшей квалификационной категории, к.э.н.
Содержание
Введение | 4 |
Перечень практических занятий | 5 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 1 | 7 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 2 | 8 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 3 | 10 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 4 | 12 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 5 | 17 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 6 | 19 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 7 | 22 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 8 | 24 |
Методические указания у выполнению практического занятия № 9 | 26 |
Методические указания у выполнению практического занятия №10 | 29 |
Введение
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям), и дают возможность подготовиться к практическим занятиям по дисциплине «Менеджмент (по отраслям)».
В учебном плане на дисциплину «Менеджмент (по отраслям)» отводится 96 часов, из них 12 часов на аудиторную работу, в том числе 6 часов на выполнение практических занятий.
Целью практических занятий является закрепление и углубление знаний, полученных при изучении теоретического курса менеджмента, а также умение применять на практике полученные теоретические знания. При проведении практических занятий обучающиеся должны, с одной стороны, проявить самостоятельность в обосновании выбора решений, а с другой – научиться коллегиальному подходу к решению проблем управления организацией. Практические задания нацелены на формирование способности построения и преобразования организационной структуры организации с учетом изменяющихся условий внешней среды, выработку навыков обоснованного принятия управленческого решения с учетом ограничивающих факторов, развитие способности анализировать источники возникновения проблем с целью правильной и своевременной мотивации сотрудников, решения конфликтных ситуаций и повышения эффективности работы организации в целом, приобретение навыков использования системы методов управления и поиска наиболее оптимального стиля руководства на основе сочетания отдельных характеристик основных стилей в зависимости от конкретной управленческой ситуации, умения формировать и поддерживать корпоративную культуру в организации.
Перечень практических занятий
Дата: 2019-03-05, просмотров: 315.