Основное различие между стратегическим и оперативным контроллингом заключается в том, что первый ориентируется на тенденции будущего периода, а второй — на настоящий период.
Оперативный контроллинг имеет целью быструю адаптацию предприятия к изменениям окружающей среды, благодаря предоставлению общесистемной, агрегированной информации для координации возникших проблем путем самонастройки.
Оперативный контроллинг координирует процессы оперативного планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии при поддержке современной информационной системы.
Оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому инструментарий оперативного контроллера принципиально отличается от методик и инструментов стратегического контроллера.
Оперативный контроллинг персонала ориентируется на цели стратегического планирования персонала и реализует требуемые мероприятия.
Оперативный контроллинг персонала, в отличие от стратегического, выполняет вспомогательную функцию при оперативном управлении, направленном в первую очередь на повторяющиеся трудовые процессы и задачи. На оперативном уровне на первом плане стоит задача экономической эффективности персонала.
Главной задачей оперативного контроллинга персонала является создание такой системы управления трудом в краткосрочном периоде, которая помогает достижению текущих целей предприятия, а также оптимизирует соотношение «затраты — прибыль» по персоналу.
Задачами оперативного контроллинга персонала являются:
· привлечение персонала;
· развитие персонала;
· руководство персоналом;
· сервис для персонала;
· маркетинг персонала;
· мотивация персонала;
· увольнение персонала.
Инструментами оперативного контроллинга персонала являются: анализ потерь рабочего времени, сравнение по показателям.
Основными направлениями анализа потерь рабочего времени являются:
· постановка цели, например сокращение процента потерь рабочего времени в производстве на 10% в течение двух лет;
· сбор текущей информации о работе персонала, например причины невыхода на работу или низкой производительности и т.п.;
· представление результатов анализа работы персонала руководству и участие в обсуждении проблем;
· контроль и реализация принципа обратной связи путем опроса сотрудников;
· обсуждение результатов проведенных мероприятий относительно их соответствия поставленным целям.
Сравнение по показателям. При оценке эффективности работы персонала могут использоваться как количественные, так и качественные оценки. Сравнение по количественным показателям может осуществляться в динамике внутри предприятия. Примером такого метода оценки может служить японская система внутрипроизводственного сравнения Kaizen. Для сравнения с другими предприятиями целесообразно использовать такие инструменты, как бенчмаркинг (benchmarking) и др. Метод бенчмаркинг предполагает сравнение и по количественным, и по качественным показателям. При этом, количественные оценки могут касаться таких показателей результативности персонала, как денежный поток на одного работника; качественные - степени лояльности персонала к руководству, уровня удовлетворенности организацией рабочего места.
Для измерения и оценки качественных показателей в системе контроллинга персонала целесообразно использовать методы и инструменты нечетких множеств, интервальных данных и вербальные оценки экспертов.
Вербальные (словесные) оценки следует использовать, когда трудно измерить явление. Например, уровень ответственности работников невозможно представить в цифрах - обычно он характеризуется как «низкий», «средний», «высокий» и т. п.
Измерение и оценка реализованных мероприятий и результатов работы персонала выполняются с помощью системы отдельных и комплексных показателей. Как известно, показатели служат для того, чтобы в численном виде кратко и точно информировать руководство о реализации целей предприятия в области персонала. При этом с помощью показателей можно одновременно контролировать на предприятии реализуемые мероприятия и процессы (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Интегральные показатели эффективности использования инструментов контроллинга персонала
Стратегические цели | Интегральные показатели | Бюджет | Факт | Отклонение (±) |
Поддержание текущей доходности | Средние затраты на обучение (руб. / чел.) | 30000 | 35000 | 5000 |
Повышение эффективности (качества) персонала | Средняя продолжительность обучения (час / чел.) | 144 | 156 | 12 |
Улучшение структуры персонала | Отношение имеющегося резерва руководящих кадров к плановому (%) | 60 | 50 | - 10 |
Повышение эффективности персонала | Повышение эффективности персонала (тыс. руб.) | 1000 | 1150 | 150 |
Для установления зависимости между результатом деятельности предприятия и данными по персоналу стоит применять методы и инструменты корреляционно-регрессионного анализа, когда определяется количественная взаимосвязь между показателями, например, производительностью сотрудника (выработка в единицу времени) и квалификацией или стажем работы.
Основой концепции контроллинга персонала является регламентация труда в иерархической системе управления, а также стимулирование роста производительности труда.
Инструментом воздействия на персонал являются должностные инструкции, трудовой договор с закреплением полномочий и ответственности и размер заработной платы.
ЛЕКЦИЯ 3
Дата: 2019-03-05, просмотров: 288.