Этапы и формы реализации контроллинга персонала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Контроллинг персонала включает три основ­ных этапа:

1) определение критериев;

2) сравнение до­стигнутых результатов с установленными стан­дартами (критериями);

3) принятие решений по управлению персоналом.

Первый этап начинается с определения кри­териев для осуществления контроля и принятия управленческих решений по оптимизации дея­тельности в системе управления персоналом и достижения ее целей. Он включает:

а) стратеги­ческое планирование, которое определяет страте­гию и основные цели управления персоналом;

б) составление оперативного плана по управлению персоналом, который позволяет наметить кон­кретные мероприятия и задания в функциональ­ных подсистемах управления персоналом (наём, использование, развитие, сохранение и др.);

в) бюджетирование, которое является базой для расчета расходов на персонал;

г) установление трудовых стандартов и законодательных норм для соблюдения законности управления персона­лом в организации.

На втором этапе осуществляется сравнение фактических результатов с установленными пла­нами, стандартами и законодательными норма­ми. Оно осуществляется с помощью учета ин­формации о персонале и контроля исполнения плановых и др. показателей, трудовых норм, а также анализа отклонений в достижении планов. В отечественной и зарубежной литературе эти специфические процессы объединяются в само­стоятельное научное направление и называются аудитом системы управления персоналом (далее – аудит персонала).

Аудит персонала вклю­чает работу по диагностике причин возникнове­ния проблем управления персоналом, выработ­ке рекомендаций по их устранению, оценку пра­вильности кадровой политики.

Аудит персонала рассматривается в рамках контроллинга, как вну­тренний аудит всех комплексов задач по управ­лению персоналом у подразделений на предмет правильности их специфической деятельности, и, как внешний аудит органов государственной вла­сти (налоговой инспекции, банков и др.).

Учет персонала – это формирование инфор­мационной базы для контроля затрат на пер­сонал, информации о потенциале персонала и реализации функций управления персоналом. Он позволяет формализовать регистрацию коли­чественных и качественных характеристик пер­сонала, показателей, характеризующих систему управления персоналом и затраты на персонал по видам и источникам возникновения.

Контроль служит установлению фактов от­клонений от планов и установленных критериев в управлении персоналом, а также соблюдению бюджета затрат на персонал. В рамках контроля можно выделить два специализированных на­правления: мониториг и ревизию.

Социально-трудовой мониторинг направлен на оперативное изучение деятельности персона­ла. Мониторинг позволяет руководителю отсле­живать протекающие в организации процессы в режиме реального времени, составлять оператив­ные отчеты о результатах работы персонала за наиболее короткие промежутки времени (день, неделю, месяц), сравнивать цели с фактически достигнутыми результатами. На основании этого сравнения делаются выводы о сильных и слабых сторонах в управлении персоналом, о динами­ке их изменения, а также о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий, влияющих на организацию и управле­ние персоналом в ней. Изменение внешних и внутренних условий влечет за собой пересмотр целевых параметров в управлении персоналом и организацией. При этом необходимо определить, насколько оптимальны поставленные цели в но­вых условиях работы и сможет ли организация достичь их ввиду произошедших изменений. На основании такого анализа корректируется план действий по достижению целей.

Сравнение фактических показателей управле­ния персоналом со стандартами в области труда и с трудовым законодательством осуществляет­ся в рамках ревизии. Кроме того, цель ревизии заключается в контроле затрат по местам их воз­никновения с точки зрения законности этих за­трат.

На третьем этапе контроллинга осуществля­ется регулирование деятельности персонала на основе анализа и выработки управленческих ре­шений.

Для реализации контроллинговых действий в отношении управления персоналом значение имеет выбор форм реализации контроллинга (таблица 1.2).

 

Таблица 1.2 – Формы контроллинга системы управления персоналом

 

Форма контрол­линга Определение, предлагаемое для иных исследований Содержания формы реализации контроллинга
Аудит Системный процесс получения и оценки объективных данных об эко­номических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соот­ветствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям Периодически проводимая система мероприятий по получению объективных дан­ных об объекте контроллинга и его оценке с учетом требований субъектов управления (задают критерии оценки). Целью аудита является выявление резервов для оптимизации функционирования и разви­тия объекта контроллинга
Диагно­стика Организационная диагностика - это выявление проблем функционирования и развития объектов (систем и элементов организации, процессов), на основе специального анализа Выявление проблем или слабых мест в системе менеджмента и ее элементах, поиск и анализ причин их возникновения. Диагностика ведется в направлении от выявленных негативных последствий в деятельности объекта контроллинга к установлению проблемы, а затем причинам ее возникновения
Мониторинг Мониторинг (в управлении) – непрерывное наблюдение за экономи­ческими объектами. Он позволяет своевременно принимать нужные решения в ответ на меняющиеся условия внешней среды и адаптиро­вать к этим и предполагаемым в перспективе изменениям политику и практику деятельности хозяйствен­ных единиц, вовремя корректиро­вать допускаемые ошибки в управ­лении ими Процесс систематического сбора и накопления информации о состоянии среды функционирования объекта (системы управления персоналом) и оценка степени ее влияния на объект. В рамках монито­ринга важно установить существенные изменения в социальной сфере и рыноч­ной среде организации и стимулировать принятие управленческих решений по адаптации системы управления персона­лом к требованиям среды

 

Анализ трудовых показателей и бюджета яв­ляется основой для выявления причин отклоне­ний, проблем и рисков. Анализ трудовых пока­зателей является частью экономического анали­за деятельности организации, которая позволяет получить информацию, характеризующую персо­нал и результаты его деятельности. Для соблюде­ния бюджета анализируются специфические по­казатели эффективности использования персона­ла, особенно в сравнении с данными анализа ана­логичных организаций или отчетными данными прошлых периодов.

При принятии управленческих решений руко­водитель и/или менеджеры по персоналу обычно выбирают три варианта действий.

Первый вариант на­правлен на устранение отклонений и проблем, выявленных в результате контроля и анализа. Второй вариант не предполагает никаких дей­ствий, если выявленные отклонения не являются результатом управления персоналом в фирме или подразделении или же являются однократным и случайным сбоем. Третий вариант это пересмотр критериев, стандартов или планов.

В управлении персоналом в рамках контроллинга можно выделить актуальные показатели для оценки результативности и эффективности менеджмента управления персоналом в зависимости от концептуального подхода (таблица 1.3).

 

Таблица 1.3 - Показатели для оценки результативности и эффективности системы управления персонала

 

Концептуальный подход Показатели
Прогностический подход Доля прибыли организации, полученная за счет роста производительности труда; Эффективность труда; Производительность труда, интенсивность труда; Затраты на персонал
Переходное состояние (от прогностического к социально-ответственному подходу) Добавленная экономическая стоимость (EVA); Величина нематериальных активов; Величина внутреннего гудвилла; Затраты на управление персоналом
Социально ответственный подход Величина интеллектуального капитала организации; Величина человеческого капитала организации; Величина организационного капитала; Рентабельность инвестиций в человеческий капитал (HR-ROI)

 

С позиции экономической социальной ответственности управления для оценки эффективности системы управления персоналом (СУП) целесообразно учитывать определенные виды деятельности по трем группам: социально-экономические,  целевые, потребностные (таблица 1.4).


 

Таблица 1.4 – Содержание  видов результатов и эффективности СУП

 

Содержание результата

Содержание эффективности

Социально-экономические

Социально-экономические результа-ты, выражающиеся в удовлетворен-ности трудом, лояльности и привер-женности персо­нала организации, изменении уровня заня­тости, а также в изменении имиджа орга­низации, внутреннего гудвилла, а также человеческого и интеллектуального капитала организации

Характеристика соотношения полезных социально-экономических результатов в управ­лении персоналом с определенными затратами ресурсов

Целевые

Результат достижения цели управления персоналом  

Характеристика степени реализации целей и задач управления персоналом в результатах функциониро-вания организации. Данный вид эффективности явля-ется характеристикой дея­тельности по достижению определенных целей и соотносится с понятием необ-ходимого, же­лаемого результата, итога целесообраз-ной, це­ленаправленной и целеустремленной деятельности

Потребностные

Динамическое равновесие потребностей субъектов и объектов управления персона­лом

Характеристика степени реализации в целевых ориен-тирах системы управления персоналом и её результатах наиболее актуальных потребно­стей субъектов и объектов управления. До­стижение согласия между основными субъек­тами управления персоналом может исключить сопротивление сторон и добиться результатов с большей степенью вероятности

     

 

Исходя из понимания контроллинга системы управления персоналом, как функции системы менеджмента, можно выделить его особенности:

- во-первых, направленность контроллинга персонала на цели организации, которые определя­ется перспективами ее развития, бизнес-стратегиями и политикой;

- во-вторых, зависимость качества контроллинга персонала от уровня обобщения и анализа информации о взаимосвязях элементов как внутри системы управления персоналом, так и ее связей с системой менеджмента организации;

- в-третьих, зависимость масштаба осуществления контроллинговых действий от уровня развития системы управления персоналом, следовательно, от количества объектов контроллинга, включенных в орбиту интересов субъектов управления.

Для эффективности управления персоналом следует установить субъекты контроллинга системы управления персоналом (таблица 1.5).

 

 


Таблица 1.5 – Субъекты контроллинга персонала, их цели и потребности

 

Виды субъектов

Цели субъектов Потребности субъектов

Внешние

Органы государствен-ной власти (инспекции по труду РФ, Счетная пала­та, КРУ) Реализация государственной со­циально-экономической политики на уровне организа­ций Потребность в информации для аудита дея­тельности организации с точки зрения соблю­дения норм налогового, финансового и трудо­вого за-конодательства; оценка непротиворечи­вости ее деятельности социальной политике государства и международных организаций (например, МОТ, ООН, ОСЭР)
Отраслевые и территори­альные проф­союзы Поддержание от­раслевой спло­ченности через защиту прав ра­ботников и интересов развития отрасли Отслеживают социально-экономические процессы, протекающие в организации для предотвращения конфликтов и противоречий между работодателями и работ-никами, а также стимулируют улучшения условий труда и ка­чества жизни работников
Консалтинго­вые и ауди­торские фир­мы Реализация профессиональной деятельности Получение экономической выгоды от предло­же-ния услуг внешнего аудита отдельных функций и/или проблем управления персона­лом

Внутренние

Учредители, работодатели Достижение успеха социально-экономической деятельности организации Потребность в репрезентативной информации о состоянии трудового потенциала организа­ции, результативности труда как отдельных подразделений, так и всей организации для принятия управленческих решений по достижению поставленных целей
Служба управления персоналом/ менеджер по персоналу Достижение эф­фективности и развития системы управления пер­соналом в соот­ветствии с целями менеджмента Потребности в получении репрезентативной информации о состоянии элементов системы управления персоналом, резервах ее совершен­ствования и развития, проблемах и рисках в управлении персоналом; потребность в инструментарии для сбора и оценки информации о системе управления персоналом
Линейные руководители Рост результатив­ности труда, вы­полнение текущих заданий и планов работы Потребность в проведении оперативного кон­троллинга трудовых результатов, для выявле­ния резервов совершенствования производ­ственно-трудовых процессов, регулирования социально-психологических отношений и др.
Работники Получение обрат­ной связи для достижения значи­мых результатов деятельности Потребность в улучшении результа-тов своей деятельности, повышении удовлетворенности трудом, решении вопросов профессионального роста, самореализации в условиях деятельно­сти конкретной организации
Комиссия по трудовым спорам Соблюдение тру­дового законода­тельства Потребность в выявлении отклонений соци­ально-трудовых процессов организации от за­конодательных норм, а также внутренних пра­вовых актов
Организаци­онный профсоюз Соблюдение прав работников орга­низации, повыше­ние качества их жизни Потребность в диагностике социальных про­блем и их вызывающих причин, потребность в инструментах защиты интересов работников и улучшении качества трудовой жизни

Содержательная характеристика специфических действий контроллинга в отношении системы управления персоналом представлена в таблице 1.6.

 

Таблица 1.6 - Содержание контроллинговых действий в отношении системы управления персоналом

 

Контроллинговые действия Содержание
Упорядочивание целеполагания Описание идеальной модели, стратегии и политики управления персоналом для конкретной организации
Регламентирование Установление регламентов управленческой деятельности по управлению персоналом
Создание методических основ реализации контроллинга Формирование набора показателей для оценки системы управления персоналом, вы­бор форм и методов реализации контроллинга
Согласование планов Согласование планов и бюджетов по управлению персоналом
Учетно-контрольно-аналитические действия Установление объектов контроллинга, критических точек контроля, анализ отклонений, обобщение результатов
Поддержание информационно­го обеспечения Формирование информационной базы о персонале, о про­цессах и результатах реализации функций управления персоналом. Совершенствование учета и отчетности в си­стеме управления персоналом, установление форм и каналов сбора информации
Консультативно-координационные действия Стимулирование выполнения координационных действий в системе управления персоналом
Инициирование инноваций Инициирование внедрения новых форм и методов управ­ления персоналом, а также форм и методов контроллинга
Оценка успешности и эффективности системы менеджмен­та Оценка эффективности системы управления персоналом и ее вклада в результаты деятельности организации





ЛЕКЦИЯ 2

Дата: 2019-03-05, просмотров: 646.