Отражение в художественной литературе образов родителей

«Образы родителей, информация о них присутствуют постоянно. Если с родителями были тяжелые конфликты, человек испытывает постоянный эмоциональный дискомфорт. Душевный мир его напрямую зависит от того, может ли он любить и уважать своих близких. Родители, дети которых оказались недостойными людьми, никогда не найдут душевного мира, они обречены на внутренний разлад, потому что как родители они не могут своих детей не любить, но как личности, они не могут их уважать. И этот диссонанс разрушает их жизнь. То же самое можно сказать о детях. Человек генетически приспособлен для любви к своим родителям, и, если по каким-то причинам приходится их не любить, не уважать, даже презирать, возникает точно такой же диссонанс, потому что рассудок входит в конфликт с природой».

 

Маринина А. Б. Пружина для мышеловки / А. Б. Маринина. – Москва : Эксмо. 2005. – С. 40.

«…Двое детей, взявшись за руки, все еще бежали по дороге к переезду. Они сразу оба упали, поднялись и опять побежали вперед. Больший из них поднял одну свободную руку и, обратив лицо по ходу поезда в сторону Иванова, махал рукою к себе, как будто призывая кого-то, чтобы тот возвратился к нему. И тут же они снова упали на землю. Иванов разглядел, чтоу большого нога была обута в валенок, а другая в калошу, - от того он и падал так часто.

Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и состраданием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

Он еще раз поглядел со ступенек вагона в хвост поезда на удаленных детей. Он уже знал теперь, что это были его дети, Петрушка и Настя. Они, должно быть, видели его, когда вагон проходил по переезду, и Петрушка звал его домой к матери, а он смотрел на них невнимательно, думал о другом и не узнал своих детей.

Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень вагона и сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети».

 

Платонов А. Рассказы / А. Платонов. – Краснодар : Красноярское книжное изд-во, 1972. – С. 230–231. (рассказ «Возвращение»).

 

«…хотя семью держал в строгости и поблажки никому не давал, все дети его обожали. Если в доме не хватало хлеба, он обходился без хлеба; если надо было выбрать – обзавестись чем-то из одежды ему или кому-то из его отпрысков, он обходился без обновы. А это в своем роде куда более веское доказательство любви, чем миллион поцелуев, они-то даются легко».

 

Макколоу К. Поющие в терновнике / К. Макколоу. – Москва : Эксмо, 2002. – С. 16.

 

Приложение Б

Гендерные стереотипы в поведении мужчины на любовном

Свидании

 

«В небольшой комнате, куда я вошел, было довольно темно, и я не тотчас увидел Асю. Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка. Она дышала быстро и вся дрожала. Мне стало несказанно жалко ее. Я подошел к ней. Она еще больше отвернула голову...

 – Анна Николаевна, – сказал я.

Она вдруг вся выпрямилась, хотела взглянуть на меня -- и не могла. Я схватил ее руку, она была холодна и лежала, как мертвая, на моей ладони.

 – Я желала... – начала Ася, стараясь улыбнуться, но ее бледные губы не слушались ее, – я хотела... Нет, не могу, – проговорила она и умолкла. Действительно, голос ее прерывался на каждом слове.

Я сел подле нее.

 – Анна Николаевна, – повторил я и тоже не мог ничего прибавить.

Настало молчание. Я продолжал держать ее руку и глядел на нее.

Она по-прежнему вся сжималась, дышала с трудом и тихонько покусывала нижнюю губу, чтобы не заплакать, чтобы удержать накипавшие слезы... Я глядел на нее; было что-то трогательно-беспомощное в ее робкой неподвижности: точно она от усталости едва добралась до стула и так и упала на него. Сердце во мне растаяло...

 – Ася, – сказал я чуть слышно...

Она медленно подняла на меня свои глаза... О, взгляд женщины, которая полюбила, – кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались... Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами, я нагнулся и приник к ее руке...

Послышался трепетный звук, похожий на прерывистый вздох, и я почувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист дрожавшей руки. Я поднял голову и увидел ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул. Я забыл все, я потянул ее к себе р – покорно повиновалась ее рука, все тело ее повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова ее тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы...

 – Ваша... – прошептала она чуть слышно.

Уже руки мои скользили вокруг ее стана... Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило.

 – Что мы делаем!.. – воскликнул я и судорожно отодвинулся назад. –  Ваш брат... ведь он все знает... Он знает, что я вижусь с вами.

Ася опустилась на стул.

 – Да, – продолжал я, вставая и отходя в другой угол комнаты.  – Ваш брат все знает... Я должен был ему все сказать.

 – Должны? – проговорила она невнятно. Она, видимо, не могла еще прийти в себя и плохо меня понимала.

 – Да, да, – повторил я с каким-то ожесточением, – и в этом вы одни виноваты, вы одни. Зачем вы сами выдали вашу тайну? Кто заставлял вас все высказать вашему брату? Он сегодня был сам у меня и передал мне ваш разговор с ним. – Я старался не глядеть на Асю и ходил большими шагами по комнате. – Теперь все пропало, все, все.

Ася поднялась было со стула.

 – Останьтесь, – воскликнул я, – останьтесь, прошу вас. Вы имеете дело с честным человеком, – да, с честным человеком. Но, ради бога, что взволновало вас? Разве вы заметили во мне какую перемену? А я не мог скрываться перед вашим братом, когда он пришел сегодня ко мне.

«Что я такое говорю?» – думал я про себя, и мысль, что я безнравственный обманщик, что Гагин знает о нашем свидании, что все искажено, обнаружено, – так и звенела у меня в голове.

– Я не звала брата, – послышался испуганный шепот Аси, а – он пришел сам.

– Посмотрите же, что вы наделали, – продолжал я. – Теперь вы хотите уехать...

 – Да, я должна уехать, – так же тихо проговорила она, – я и попросила вас сюда для того только, чтобы проститься с вами.

 – И вы думаете, – возразил я, – мне будет легко с вами расстаться?

 – Но зачем же вы сказали брату? – с недоумением повторила Ася.

 – Я вам говорю – я не мог поступить иначе. Если бы вы сами не выдали себя...

 – Я заперлась в моей комнате, -- возразила она простодушно, – я не знала, что у моей хозяйки был другой ключ...

Это невинное извинение, в ее устах, в такую минуту – меня тогда чуть не рассердило... а теперь я без умиления не могу его вспомнить. Бедное, честное, искреннее дитя!

 – И вот теперь все кончено! – начал я снова. – Все. Теперь нам должно расстаться. – Я украдкой взглянул на Асю... лицо ее быстро краснело. Ей, я это чувствовал, и стыдно становилось и страшно. Я сам ходил и говорил как в лихорадке. – Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне...

Пока я говорил, Ася все больше и больше наклонялась вперед – и вдруг упала на колени, уронила голову на руки и зарыдала. Я подбежал к ней, пытался поднять ее, но она мне не давалась. Я не выношу женских слез: при виде их я тотчас теряюсь.

 – Анна Николаевна, Ася, – твердил я, а – пожалуйста, умоляю вас, ради бога, перестаньте... – Я снова взял ее за руку...

Но, к величайшему моему изумлению, она вдруг вскочила и – с быстротою молнии бросилась к двери и исчезла...»

 

Тургенев И. С. Избранное / И. С. Тургенев. – Ленинград : Лениздат, 1980. – С. 166–168. (повесть «Ася»).

 

 

 

Приложение В

Тесты для самоконтроля знаний студентов

Тестовые задания по курсу «Гендерная психология» могут быть использованы в процессе учебной работы. Тесты предназначены для того, чтобы позволить студентам самостоятельно оценить успешность овладения конкретными знаниями и отдельными разделами учебной дисциплины.

1. Гендер – это:

А) термин для обозначения пола человека в социальных науках;

Б) половая роль (полоролевой репертуар) человека;

В) социокультурный конструкт, описывающий человека с точки зрения проявления в социальном взаимодействии маскулинных/фемининных качеств;

Г) психологический пол человека.

2. Сексуальная идентичность – это:

А) восприятие себя мужчиной или женщиной;

Б) половая идентичность;

В) субъективное отнесение себя к людям с определенным сексуальным опытом;

Г) осознание своей сексуальной привлекательности.

3. Андрогиния – это

А) расстройство гендерной идентичности;

Б) сочетание в личности мужских и женских качеств;

В) психический гермафродитизм;

Г) гендерно неопределенная личность.

4. Маскулинность – это:

А) совокупность психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины;

Б) подчеркнутое проявление качеств, присущих мужскому поведению;

В) характеристика грубого поведения мужчины или женщины;

Г) наличие первичных мужских половых признаков.

5. Сексизм – это:

А) психическая зависимость от сексуальных переживаний;

Б) разновидность маниакального поведения;

В) учение, рассматривающее роль и функции сексуальности в психической жизни человека;

Г) предвзятые установки и дискриминирующее поведение в отношении людей по признаку пола или сексуальной ориентации.

6. Гендерные стереотипы – это:

А) разновидность социальных стереотипов относительно поведения мужчин и женщин;

Б) устойчивые, исторически преходящие социальные представления о различиях мужчин и женщин;

В) особенности восприятия, свойственные мужчинам или женщинам;

Г) жестко фиксированные схемы мужского или женского поведения.

7. Гендерная схема – это:

А) образ своего тела с точки зрения выраженности мужских или женских признаков;

Б) нормативное описание ролей, приемлемых для мужчины или женщины в определенном обществе;

В) связная система представлений, связанных с гендерной принадлежностью индивида;

Г) описание основных этапов гендерного развития ребенка.

8. Людей, преувеличивающих значение традиционных гендерных ролей, называют:

А) консерваторами;

Б) сексистами;

В) гипермаскулинными (гиперфемининными);

Г) феминистами (феминистками).

9. Гендерные исследования в психологии связаны с изучением личностных особенностей мужчин и женщин с точки зрения:

А) связи этих различий с социальным статусом;

Б) биологической предопределенности;

В) взаимодействия биологических и социальных факторов.

10. Существующие между странами различия в содержании гендерных стереотипов о женщинах в большей мере определяются:

А) социально-экономическим статусом страны;

Б) особенностями строения языка;

В) особенностями вероисповедания;

Г) всеми перечисленными факторами.

11. Гендерная идентичность – это:

А) разновидность социальной идентичности;

Б) чувство принадлежности к референтной группе;

В) переживание своей принадлежности к гендерной группе.

12. К характеристикам мужской гендерной идентичности относятся:

А) ориентация на сферу межличностных отношений;

Б) установка на эмоционально сдержанное поведение;

В) установка на то, чтобы материально обеспечивать семью.

13. Исследования уровня притязаний мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 14 лет показывают, что:

А) отсутствуют половые различия в мотивации к учебной деятельности;

Б) девочки превосходят мальчиков по стремлению к автономии;

В) мальчики превосходят девочек по уровню притязаний.

14. Что является «движущей силой» в жизни женщины?

А) стремление к доминированию;

Б) стремление к профессиональной самореализации;

В) стремление к общению.

15. В каком возрасте притязания мужчин и женщин существенно не различаются?

А) 15-19; Б) 30-40; В) 3-14.

16. Что такое боязнь успеха?

А) избегание неудачи;

Б) страх перед успехом из-за боязни негативных последствий;

В) страх перед успехом из-за возможных трудностей.

17. Какой тип доминантности в большей степени свойственен женщинам?

А) агрессивный; Б) эгоистичный; В) просоциальный.

18. Какими факторами объясняется агрессивность мужчин и женщин?

А) биологическими; Б) социальными; В) то и другое.

19. По результатам исследования по методике «Кто я» обнаружен

повышенный уровень ориентации на профессиональную роль у:

А) женщин; Б) мужчин; В) в одинаковой степени.

20. Боязнь успеха в основном присуща:

А) мужчинам; Б) женщинам; В) детям.

21. Кто в большей степени стремится сохранить отношения в конфликте?

А) мужчины; Б) женщины; В) в равной степени.

22. Какие факторы обуславливают кризис гендерной идентичности?

А) социальные; Б) генетические; В) экономические.

23. Какой вид агрессии больше проявляется у женщин?

А) открытая вербальная; Б) скрытая вербальная; В) физическая.

24. Андрогинность это:

А) женственность; Б) привлекательность; В) мужественность;

Г) нет правильного ответа.

Учебное издание

 

Есманская Наталья Евгеньевна

 

Гендерная психология

 

Учебно-методическое пособие для вузов

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 24.