Гендерные отношения супругов в процессе выполнения ими родительских ролей зависят от того, какой стратегии они придерживаются. Если их цель – улучшать свои отношения и воспитать хороших детей, то в отношении к ним они выступают «единым фронтом». Они не подрывают авторитет мамы или папы в глазах ребенка, поддерживают требования и действия другого супруга. И напротив, супруги могут вести войну друг с другом, вовлекая в нее и детей:
В исследованиях было установлено, что отцы в два раза чаще поддерживают мать, чем наоборот. Возможно, это связано с тем, что мать больше занимается ребенком и супруг считает, что она более компетентна и делает все правильно. А возможно, женщины больше стремятся воевать со своими мужьями, выражая в этой войне свою обиду на нежелание мужчин участвовать в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Эмпирически были установлены проявления разных стратегий взаимодействия супругов при воспитании детей. Маккоби приводит примеры таких стратегий:
1) комбинирование усилий родителей (мать и отец вместе ведут одну линию, помогая и дополняя друг друга);
2) отец выступает в роли помощника матери (она – главный воспитатель, он поддерживает ее и помогает ей);
3) отец использует ребенка, чтобы показать свою власть и превосходство над женой (к примеру, открыто смеется, когда ребенок не слушает ее, или иронически отзывается о формулировке ее требований);
4) мать тайком разрушает влияние отца на ребенка (в отсутствие отца позволяет ему делать то, что запретил отец, или даже прямо говорит: «Подожди, папа уйдет, и я тебе включу компьютер»);
5) мать является посредником между отцом и ребенком (у ребенка и отца нет времени на общение, или они не понимают друг друга, или ребенок боится поговорить с отцом, и мама помогает им наладить отношения; здесь важно помнить, что подлинно гармоничные отношения возникают все же при прямом общении, поэтому такая стратегия возможна лишь как временное средство); родители имеют в виду разные цели при воздействии на ребенка (к примеру, мать, жалея плачущего сына, думает о сиюминутном его состоянии, а отец, будучи к нему строгим, заботится о его будущем – когда тот будет взрослым).
Эти разные стратегии порождают различные типы гендерных отношений – как между супругами, так и между родителями и детьми. Совершенно очевидно, что одни стратегии ведут к конфронтации полов, а другие – к их гармонии. Важно информировать родителей о том, какая из стратегий ведет к ухудшению или улучшению взаимоотношений, и учить их создавать хорошую атмосферу в семье.
Таким образом, реализуя свои родительские роли, женщины и мужчины либо усиливают конфронтацию полов, либо уменьшают ее. Девочки и мальчики, наблюдая за поведением родителей, усваивают гендерные роли матери и отца. И в своих будущих семьях они будут воспроизводить ситуацию, которую видели в своей родительской семье. Поэтому исключительно важна исследовательская и коррекционная работа с мужчинами и женщинами для благородной цели – создания гармоничных взаимоотношений в семье и в целом между представителями разных полов в обществе.
Вопросы для самопроверки
1. Одинаково ли поведение матери и отца по отношению к дочери и сыну?
2. Перечислите параметры, по которым различаются гендерные роли матери и отца по отношению к детям. Что означает каждый параметр?
3. Какие психологические проблемы возникают у мужа работающей жены?
4. В чем проявляются половые различия поведения в конфликтной ситуации?
Учебные задания
1. Назовите 3 вида родительского вовлечения в воспитание детей. Какие из них свойственны мужчинам, а какие – женщинам?
2. Какие вы знаете стратегии взаимодействия супругов при воспитании детей? Внимательно изучите параграф о детской половой сегрегации. Составьте план беседы с детьми о выяснении признаков такой сегрегации в России. Затем, учитывая этот план, побеседуйте с детьми-ровесниками: мальчиком и девочкой.
3. Проведите в своей группе дискуссию на тему «Причины половой сегрегации в детстве».
4. Побеседуйте с 3 своими знакомыми мужчинами и 3 женщинами о мужской и женской дружбе. Спросите, встречали ли они случаи дружбы (без любви) между мужчиной и женщиной. Проведите в группе обсуждение результатов своего исследования.
5. Побеседуйте с мужчиной и женщиной одного возраста о том, как они относятся к возможной измене своего сексуального партнера. Проведите в группе дискуссию на тему «Мужчины и женщины в ситуации измены».
6. Опросите 5 супружеских пар (задавая вопросы мужу и жене по отдельности) о том, кто лидер в их семье и по каким признакам они это определяют. Обсудите в своей группе вопрос о том, как лидерство в семье влияет на взаимоотношения супругов.
7. Напишите сочинение на тему «Каким должно быть поведение матери и отца, чтобы у мальчиков и девочек формировалась здоровая гендерная идентичность».
Дата: 2019-03-05, просмотров: 378.