Список тем для курсовых проектов по гендерной психологии

1. Содержание стереотипов маскулинности и фемининности у мужчин с разным стажем семейной жизни.

2. Взаимосвязь гендерных стереотипов и мотивации достижения.

3. Взаимосвязь гендерных стереотипов и внутриличностных конфликтов у юношей и девушек.

4. Влияние гендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию женщин.

5. Мужские образы, транслируемые современными журналами для мужчин.

6. Женские образы в гендерно-ориентированнных журналах для женщин.

7. Влияние гендерных стереотипов на выбор будущей профессии.

8. Особенности проявления защитных механизмов у женщин в период ранней и средней зрелости.

9. Проблемы пола и различия в познавательных психических процессах.

10. Пол и особенности невротизации подростков 15-16 лет.

11. Проблемы пола в общении и социальной перцепции.

12. Толерантность и регуляция поведения в сфере гендерных отношений.

 

Промежуточная аттестация

Вопросы к промежуточной аттестации (зачету).

1. История формирования гендерной психологии.

2. Предмет и задачи гендерной психологии.

3. Методы гендерной психологии.

4. Теории и концепции гендерной психологии.

5. Биологические аспекты половой дифференциации.

6. Половые различия в интеллектуальных, речевых и эмоциональных характеристиках.

7. Способности мужчин и женщин.

8. Гендерные стереотипы, их роль в жизни человека.

9. Структура гендерной идентичности.

10. Гендерная демография.

11. Социально-психологический анализ гендерных ролей.

12. Особенности личностных характеристик мужчин и женщин.

13. Особенности гендерной социализации в детском и взрослом возрасте.

14. Особенности социализационных функций школы на современном этапе.

15. Особенности поведения мужчин и женщин в конфликтных и фрустрирующих ситуациях.

16. Гендерные особенности воспитания детей родителями.

17. Гендерные особенности кризисов в семье.

18. Гендерная психология лидерства.

19. «Маскулинность» и «фемининность» в человеке. Теория андрогинности. Гендерно-ролевой конфликт.

20. Гендерный подход в психологической практике.

21. Гендерные стереотипы в спорте.

22. Гендерные установки в различных ситуациях.

23. Насилие в семье: гендерный аспект.

3.3. Проблемные задания по курсу «Гендерная психология»

1. Оцените идеи, которые были высказаны на первом этапе становления гендерной психологии, по их продуктивности для ее дальнейшего развития.

2. Составьте таблицу различий интерпретаций мыслей собеседника с позиции влияния гендера.

3. Проведите дискуссию на тему «Акселерация и развитие моторики: сравнение поколений» (на основе своих наблюдений за людьми разного возраста).

4. Перечислите параметры, по которым различаются гендерные роли матери и отца по отношению к детям. Что означает каждый параметр?

5. Проблема, известная как транссексуализм, возникает, когда человек чувствует, что он или она оказались в ловушке тела противоположного пола. Какая гендерная характеристика может почти целиком характеризоватьэту проблему?

6. Когда дети взрослеют, мужская склонность к инструментальному поведению входит в конфликт с женским стремлением к экспрессивному поведению. В каком возрасте такие конфликты становятся заметны?

7. Какие гендерные проблемы, являются наиболее перспективными для изучения?

Задания для творческого прохождения промежуточной

Аттестации

1. Составить кроссворд, включив в него не менее 20 понятий изученного курса.

2. Составить психологический словарь по определенной теме или теории отечественного или зарубежного гендерного психолога.

3. Составить тестовые задания в произвольной форме по одной из тем по гендерной психологии.

4. Представить биографию отечественного или зарубежного гендерного психолога.

5. Приведите примеры использования выдающимися отечественными психологами художественной литературы в своей профессиональной деятельности в целях более глубокого понимания психологии мужчин и женщин.

6. Выполните письменную работу в виде эссе на тему: «Любимый(ая) литературный(ая) герой(иня) моего детства», которая предполагает осмысление с позиций полученных новых знаний литературных технологий конструирования гендера, рефлексию собственного опыта детского чтения, связанного с процессом их гендерной социализации.

7. Проанализируйте приведенные примеры и ответьте, связаны ли между собой потребность в любви и привязанности с тревожностью.

А) Встречаются женщины, которые чувствуют себя несчастными и полны тревоги, если рядом нет мужчины; они будут заводить любовную связь вскоре разрывать ее, опять чувствовать себя несчастными и полными тревоги. То, что это не является подлинным стремлением к связи с мужчиной видно потому что данные связи являются конфликтнымы и не приносят удовлетворения. Обычно эти женщины останавливаются на первом попавшемся мужчине, для них важно само его присутствие, а не любовная связь. Как правило, они не получают в таких отношениях и физического удовлетворения.

Б) Самоотречение может проявиться в желании заболеть сахарным диабетом, потому что тот человек, чьей любви он жаждет, занят исследованиями в этой области. Таким образом, обладая данной болезнью, он возможно, мог бы завоевать интерес этого человека.

В) Девушка, прошедшая через несколько любовных историй, каждая из которых заканчивается ее полнейшей зависимостью от очередного партнера, выработала независимое отношение ко всем мужчинам, стремясь лишь к удержанию своей власти над ними, не испытывая никаких чувств (К. Хорни).

Словарь терминов

Авторитарный лидерский стиль – поведение лидера, характеризующееся сосредоточением у него всей полноты власти.

Агапэ – альтруистический любовный стиль.

Агрессивная доминантность – стиль поведения, для которого характерно стремление подчинять себе других с помощью демонстрации агрессии.

Акселерация – ускорение развития поколения, родившегося позже, по сравнению со старшими поколениями.

Андрогиния – баланс, гармоничное сочетание в личности и поведении маскулинных и фемининных черт.

Андрогины – мифические существа, соединяющие в себе одновременно свойства мужчины и женщины; третий пол.

Бисексуальность – потенциальное соединение в человеке возможностей для развития и мужского, и женского пола.

Боязнь успеха – мотив достижения, при котором индивид в ситуации конкуренции со значимыми людьми отказывается от победы над ними из-за возможных негативных последствий.

Вторичная пропорция полов – соотношение родившихся живыми новорожденных мальчиков и девочек.

Гендер – социальный пол, пол как продукт культуры; употребляется взарубежной психологии в четырех значениях: а) как противопоставление биологическому полу; б) как синоним пола; в) как расширительный термин для обозначения и биологических и социальных проявлений пола; г) как символ неравенства полов, их иерархической организации: доминантный мужской и подчиненный – женский (последнее – в основном в феминистской литературе).

Гендерная дискриминация – нарушение прав человека по признаку пола, лишение возможности удовлетворения основных потребностей и развития личности.

Гендерная диспропорция – неравное число мужчин и женщин в группе, организации, обществе и органах управления.

Гендерная идентичность – отождествление себя с определенным полом, освоение правил и норм, характерных для этого пола, и демонстрация их в своем поведении.

Гендерная идеология – бытующее в обществе представление окачествах, которые являются предпочтительными для мужчины и женщины, а также о различии и сходстве между ними.

Гендерная сегрегация – преимущественное общение с партнерами своего пола и ограничение контактов с представителями противоположного пола; наблюдается в детских играх без участия взрослых, а во взрослости – в дружеских и деловых отношениях.

Гендерная ситуация – характеристика среды, в которой действует индивид, по признакам, связанным с полом.

Гендерно-атипичное поведение – проявление в поступках, словах и жестах признаков, характерных для противоположного пола.

Гендерно-типичное поведение – проявление в поступках, словах и жестах признаков, характерных для данного пола.

Гендерно-типичные эмоции – эмоциональные реакции и состояния, проявляющиеся преимущественно у представителей определенного пола.

Гендерное неравенство – привилегированное положение одного пола и лишение привилегий другого пола; наблюдается в обществе в целом или в конкретной организации (предоставление рабочих мест, информации, назначение на должности по признаку пола).

Гендерное равновесие – практически равное количество женщин и в группе, организации, обществе.

Гендерные предубеждения – негативная установка (не всегда осознаваемая) по отношению к представителям своего или противоположного пола; проявляется в эмоциональном неприятии, осуждении, отрицательных высказываний.

Гендерные установки – позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу: желание быть представителем определенного пола; предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативная оценка пола.

Гендерный аутостереотип – шаблонное мнение о поведении, о характеристиках личности представителей своего пола.

Гендерный гетеростереотип – шаблонное мнение о поведении и характеристиках личности представителей противоположного пола.

Гендерный стереотип – шаблонные житейские представления о различиях между мужчинами и женщинами, предписание мужчинам и женщинам вести себя в соответствии с выработанными в обществе правилами для представителей определенного пола.

Гендерный стиль – стиль поведения индивида, соответствующий тендерным стереотипам для данного пола.

Гендерный эффект – явление, при котором фактор пола оказывается более значимым, чем другие факторы (например, оценка успешности руководителя по половому признаку).

Демократический лидерский стиль – поведение лидера, характеризующееся делегированием власти последователям, распределением ее между несколькими участниками.

Дивергенция полов – стремление к общению и взаимодействию преимущественно с представителями своего пола.

Доминантность – стремление навязать свое мнение, влияние с помощью силовых методов.

Женская субкультура – совокупность проявлений психики, которые формируются у девочек и женщин вследствие половой сегрегации и отличаются от аналогичных проявлений у мальчиков и мужчин.

«Звездная болезнь» – метафора, которая используется для обозначения явления, когда успешные женщины, якобы «зазнавшись», не помогают другим женщинам сделать карьеру и считают ситуацию с женским лидерством благополучной.

Знаковая память – запоминание материала, который относится к классу «знаки»-цифры, буквы, знаки препинания, символы, знаки дорожного движения.

Зрительно-пространственные способности – совокупность показателей, получаемых при решении задач и тестовых заданий, связанных со зрительным анализатором, пространственными представлениями, ориентацией в пространстве.

Инструментальная тендерная роль – обычно требуемое от мужчины поведение, связанное с ориентацией на задачу, решение проблем (в семье – еще и на материальное обеспечение).

Интернальный локус контроля – особенность человека, когда он принимает ответственность за события своей жизни на себя и их причины видит в своем поведении и своих личностных характеристиках.

Исследовательский плач – плач младенца как реакция познания среды – в ответ на новый стимул или новую ситуацию.

Когнитивный компонент эмпатии – способность распознать, что испытывает другой человек, расшифровать исходящие от него сигналы.

Коммуникативное внимание – внимание, направленное на собеседника, его слова, эмоциональное состояние, невербальные проявления и позволяющее сделать общение эффективным и приятным.

Коммуникативный плач – плач младенца, который связан с общением со взрослым: призыв о помощи, жалоба, страх перед незнакомцем, реакция на отсутствие матери.

Конвергенция полов – явление, противоположное сегрегации, стремление двух противоположных полов к совместному общению, деятельности.

Конкурентность – отношения и взаимодействие, характеризующиеся соперничеством, напряженностью.

Контрдоминантность – нежелание подчиняться при отсутствии стремления к доминированию.

Конфронтация полов – враждебные взаимоотношения между полами.

Личностная ориентация – ориентация на общение с другим человеком, внимание к его личности.

Людус – игровой любовный стиль, характеризующийся легкими отношениями.

Макиавеллизм – неагрессивное, осознанное  манипулирование людьми, игнорирование их эмоций и потребностей, преследование во взаимодействии с ними своей личной выгоды.

Маниакальный любовный стиль – болезненный любовный стиль, характеризующийся чрезмерной привязанностью, ревностью.

Маскулинность – набор личностных и поведенческих черт, соответствующих стереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе, властность.

Математическая тревога – завышенные опасения по отношению к математике, математическим задачам, неуверенность в своих возможностях справиться с ними.

Мотивация аффилиации – стремление принадлежать к группе, стремлении к успеху во взаимоотношениях с другими людьми.

Мотивация власти – стремление доминировать над людьми, подчинять их себе и управлять ими.

Мотивация достижений – стремление к успеху в деятельности.

Мужская субкультура – совокупность проявлений психики, которые формируются у мальчиков и мужчин вследствие половой сегрегации и отличаются от аналогичных проявлений у девочек и женщин.

Нарциссическая тревога – эмоциональные реакции, проявляющиеся в чрезмерном беспокойстве по поводу того, что индивида недостаточно ценят и любят, в потребности к повышенному вниманию и восхищению со стороны окружающих.

Нормальный нарциссизм – элемент самооценки и уверенности в себе обычного человека, потребность в том, чтобы его любили и им восхищались; возникает в первые два года жизни.

Описательное самораскрытие – склонность индивида при установлении интимных отношений рассказывать о себе без эмоциональной окраски, излагая только факты и события.

Оценочное самораскрытие – склонность индивида при установлении интимных отношений рассказывать о своих переживаниях, сокровенных мыслях, взглядах.

Парное доминирование – доминирование в сообществе животных между двумя особями, результатом которого становится установление, кто кому подчиняется: уступает дорогу, пищу, сексуального партнера.

Патологический нарциссизм – чрезмерное восхищение и любование собой, потребность вызывать восторг окружающих.

Первичная пропорция полов – соотношение мужских и женских зигот при оплодотворении.

Политика равных возможностей – система мероприятий, направленных на уравнивание шансов обоих полов сделать деловую карьеру.

Прагма – любовный стиль, характеризующийся подходом к интимным отношениям с позиции разума и рациональных суждений.

Предметная память – запоминание предметов физического мира, одушевленных и неодушевленных.

Проективная тенденция – характерные для патологического нарциссизма стремление обвинять других людей и неспособность признавать свои слабости и ошибки.

Просоциальная доминантность – стремление подчинить себе другого человека» заставить его что-то делать для его же пользы: есть полезную пищу, избегать опасностей.

Пространственная память – запоминание пространственного расположения предметов, людей, физических стимулов.

Прямой гендерный стереотип – соответствие поведения конкретного испытуемого бытующему представлению о том, как должен вести себя представитель определенного пола.

Реверсивный гендерный стереотип – несоответствие поведения конкретного испытуемого бытующему представлению о том, как должен вести себя представитель определенного пола, демонстрация поведения, противоположного ожидаемому.

Речевая субкультура – складывающиеся в среде мужчин или женщин и используемые речевые паттерны, высказывания, выбор слов и фраз, анекдотов, предпочитаемых невербальных средств общения.

Родительский стиль «взаимности» – поведение родителей по отношению к детям на основе равенства, уважения к личности, взаимопонимания.

Родительский стиль «властной ассертивности» – поведение родителей по отношению к детям на основе установления иерархии, субординации, подчинения младших старшим, жесткого подавления их спонтанных желаний и поведенческих реакций.

Самопрезентация – создание у других людей определенного представления о себе путем разыгрывания ролей, демонстрации своих достоинств или, напротив, недостатков, сообщение о себе позитивной или негативной информации.

Сверхболезненность женщин – характерные для женщин более частые, чем у мужчин, жалобы на здоровье и обращения к врачу.

Сверхсмертность мужчин – уровень смертности у мужчин, значительно превосходящий этот показатель у женщин.

Сексизм — позитивное отношение к одному и негативное — к другому полу.

Сексуальные установки – отношение к сексу, представление о допустимых и недопустимых нормах сексуального поведения для себя и других.

Скрытая агрессия – способ поведения, когда субъект не может выразить свою враждебность в открытой форме и прибегает к злословию, остракизму, иронии и сарказму, игнорированию собеседника.

Скрытая гендерная программа – набор установок, взглядов, ценностей и предубеждений, связанных с отношением к своему и противоположному полу, которые проявляются в поведении и не всегда осознаются их носителем.

Социальная память – память, проявляющаяся в общении с другими людьми; на лица, имена собеседников, их голоса, события их жизни.

Социальная самооценка – оценка своей способности выполнять социальные роли, общаться и взаимодействовать с окружающими.

«Стеклянный потолок» – метафора, характеризующая ситуацию в обществе по отношению к женщинам, делающим карьеру: на их пути выдвигаются реальные, но невидимые барьеры; поскольку они неявны, их труднее преодолевать (к примеру, лишение женщин необходимой деловой информации, о котором можно только догадываться).

Сторге – любовный стиль, основанный на дружбе.

Стратификация полов – неравное положение полов в обществе, проявляющееся в преимуществах одного пола перед другим в виде привилегий, возможностей для развития.

Структурирующий лидерский стиль – действия лидера и руководителя, направленные на организацию деятельности последователей и подчиненных.

Токен – «символ»; неполноправный член группы, который по определенному признаку (пол, раса, этническая принадлежность и т. п.) представляет ее меньшинство и служит для большинства образцом всех носителей данного признака.

Третичная пропорция полов – соотношение лиц женского и мужского пола в отдельных возрастных группах.

Фемининность – совокупность личностных характеристик, соответствующих стереотипу женственности: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность.

Эгалитарные взгляды – представление о равенстве полов (в правах, возможностях, в проявлении лидерства во взаимодействии) как естественном принципе построения человеческих отношений в обществе, как ценности.

Эгоистическая доминантность – стремление подчинить себе другого человека, заставить его что-то делать для своей пользы.

Экспрессивная гендерная роль – обычно требуемое от женщины поведение, демонстрирующее теплоту и заботу об окружающих.

Эмоциональный компонент эмпатии – способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека.

Эрос – любовный стиль, основанный на чувственности, сексуальном влечении.

Литература

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова – Москва :  «Академия»; Раритет, 1997. – С. 620.

2. Андронникова О. О. Гендерная дифференциация в психологии /           О. О. Андронникова. – Москва : НИЦ ИНФРА, 2013. – 264 с.

3. Бендас Т. В. Гендерная психология : учеб. пособие для вузов                 / Т. В. Бендас. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 430 с.

3. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 318 с.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. – Москва : Директ-Медия, 2008. – 302 с.

5. Вейнингер О. Пол и характер / О. Вейнингер. – Москва : Форум, 1991. – 192 с.

6. Гендерная психология : практикум / под ред. И. С. Клециной. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 496 с.

7. Клецина И. Г. Психология гендерных отношений : Теория и практика / И. С. Клецина. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2004. – 408 с.

8. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – Москва : Гардарики, 2006. – 319 с.

9. Кон И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И. С. Кон. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 605 с.

10. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире / И. С. Кон. – Москва : Время, 2009. – 494 с.

11. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия / И. Г. Малкина-Пых. – Москва : Эксмо, 2006. – 926 с.

12. Мартель Б. Сексуальность, любовь и Гештальт / Б. Мартель. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 192 с.

13. Навайтис Г. Женщина, мужчина и семья : все, о чем вы осмелитесь спросить : учеб. пособие / Г. Навайтис ; гл. ред. Д. И. Фельдштейн. – Москва : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2006. – 223 с.

14. Пушкарева Н. Л. Гендерная теория и историческое знание /                  Н. Л. Пушкарева. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2007. – 495 с.

15. Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии : учеб. пособие для вузов / Е. Е. Сапогова. – Москва : Аспект Пресс, 2001. – 447 с.

16. Тренинг профессиональной идентичности : руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов / авт.- сост. Л. Б. Шнейдер. – Москва ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 272 с. – (Серия «Библиотека психолога»).

17. Фетискин Н. П. Психология гендерных различий : учебное пособие / Н. П. Фетискин – Москва : ФОРУМ : ИНФА-М, 2014. – 256 с. – (Высшее образование).

18. Хозиев В. Б. Сборник задач по психологии : учеб. пособие               / В. Б. Хозиев. – Москва ; Воронеж : Изд. Моск. психол-соц. ин-та ; НПО «МОДЭК», 2006. – С. 106108.

19. Цветков А. В. Практическая психология пола / А. В. Цветков. – Москва : «Спорт и культура – 2000», 2013. – 296 с.

20. Чекалина А. А. Гендерная психология : учебное пособие / А. А. Чекалина. – Москва : Ось-89, 2006. – 253 с.

21. Чернышев А. С. Технологии в изучении психологии : учеб. пособие / А. С. Чернышев и [др.]. – Москва : Пед. о-во России, 2003. – 256 с.

22. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность : теория и методы диагностики : учеб.-метод. пособие / Л. Б. Шнейдер. – Москва : МПСИ, 2007. – 124 с.

 

 

Приложение А

Дата: 2019-03-05, просмотров: 12.