Образ отца в художественной литературе

Поскольку отцу принадлежит в семье инструментальная функция (обеспечение материальных средств существования), а матери – экспрессивная (поддержание эмоциональных отношений), эмоциональные отношения складываются сложнее. Из русской нации, к сожалению, постепенно изчезает мужское начало. Мальчики, выросшие без отцов, не умеют говорить «нет». Воспитание словами ничего не дает – сын должен бороться с отцом. Роль отцов зачастую выполняют начальники.

Образ отца в художественной литературе менее представлен, чем образ матери. Он чаще противоречивый и парадоксальный, чем положительный.

По словам писателя А. Платонова, отец показывает сыну «большой и светлый мир, где ему придеться затем долго существовать и ребенок принимает этот мир с доверием и нежностью, потому что он введен в него рукой отца».

Исследовательская работа студентов

1. Проанализируйте образ матери и ее роль в развитии ребенка. Можно использовать произведения Л.Толстого, К. Станюковича, Н. Гарина-Михайловского, В. Короленко, Р. Роллана, А. Толстого, И. Бунина, В. Пановой, Д. Сэлинджера, Ж. П. Сартра, Р. Бредбери.

2. Используя тексты художественных произведений (по выбору), составьте психологические портреты мужчин и женщин и проиллюстрируйте особенности их межличностных отношений и поведения.

3. Проанализируйте работу К. Г. Юнга «Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы». Сделайте сообщение по теме «Психоанализ художественного произведения».

4. Рассмотрите литературные персонажи художественных произведений как иллюстрации различных психологических теорий. Например, проанализируйте статью Фрейда «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» и его интерпретации образа леди Макбет в одноименном произведении У. Шекспира.

5. Представьте женские и мужские образы как иллюстрации личностей с различным типом акцентуации в работе К. Леонгарда «Акцентуированные личности».

6. Определите схемы и критерии анализа образов женщины и мужчины художественной литературе. Сначала схема разрабатывается индивидуально, далее всей группой вырабатываются единые критерии.

7. Составьте типологии женских и мужских образов в художественной литературе. Рекомендуется отмечать конкретные социальные требования, предъявляемые той или иной культурой, что позволит проследить динамику женских и мужских образов во времени.

8. Найдите произведения, написанные женщинами и мужчинами, отражающие события и ситуации собственной жизни.

9. Изучите «женский вопрос» в литературе. Найдите примеры ситуаций, в которых герои произведений обсуждают участь и судьбу женщины: кто является участником обсуждения, как они характеризуют положение женщины, какими видят дальнейшие перспективы.

10. Дайте психологический портрет женщины (привести примеры героинь из художественных произведений). Можно анализировать противоположные женские образы: 1) женщина, полностью соответствующая трациционным ожиданиям, требованиям и гендерным стереотипам, и женщина, попытавшаяся или даже сумевшая преодолеть эти стереотипы; 2) «фемининная женщина», «маскулинная женщина», «андрогинная женщина».

11. Составьте типологию женских и мужских образов в произведениях писателей одного исторического периода, определенной идеологии.

12. Придумайте и запишите сюжет для собственного художественного произведения любого жанра и кратко охарактеризуйте героиню или героя (внешность, образ жизни, основные черты характера).

13. Проанализируйте образы родителей на примере художественных произведений (Приложение А).

14. Прочитайте отрывок из повести И. Тургенева «Ася» и ответьте на следующие вопросы: 1) согласны ли вы с Н. Г. Чернышевским, который в своей знаменитой статье «Русский человек на свидании» увидел в личности героя повести «Ася» такие неприглядные черты, как слабохарактерность, несостоятельность, слабоволие и малодушие; 2) по вашему мнению, в какой степени сохранились в наше время данные черты характера русского мужчины в сфере любовных отношений (Приложение Б).

15. Прочитайте отрывок из рассказа И. Бунина «Солнечный удар». В этом рассказе есть одна-единственная фраза, которая стоит словно бы над этой историей: «…много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой». Никто – ни поручик, ни «маленькая безымянная женщина» – не могли в тот знойный летний день знать то, чем обернётся для них вся их последующая жизнь. Почему автор так много внимания уделил эмоциональному состоянию главного героя, а внутренний мир героини фактически не отслеживает? Приведите примеры из текста, свидетельствующие об изменении ощущений, эмоций, чувств и представлений литературных персонажей.

«После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней. Она закрыла глаза, ладонью наружу приложила руку к щеке, засмеялась простым прелестным смехом, – все было прелестно в этой маленькой женщине, – и сказала:

– Я, кажется, пьяна... Откуда вы взялись? Три часа тому назад я даже не подозревала о вашем существовании.

Поручик взял ее руку, поднес к губам. Рука, маленькая и сильная, пахла загаром. И блаженно и страшно замерло сердце при мысли, как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем…

<...> Как только вошли и лакей затворил дверь, поручик так порывисто кинулся к ней и оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой…Спали мало…

– Нет, нет, милый, – сказала она в ответ на его просьбу ехать дальше вместе, – нет, вы должны остаться до следующего парохода. Если поедем вместе, все будет испорчено. Мне это будет очень неприятно. Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло... Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара...

И поручик как-то легко согласился с нею. В легком и счастливом духе он довез ее до пристани, – как раз к отходу розового «Самолета», – при всех поцеловал на палубе и едва успел вскочить на сходни, которые уже двинули назад. Так же легко, беззаботно и возвратился он в гостиницу.

– Странное приключение! – сказал он вслух, смеясь и чувствуя, что на глаза его навертываются слезы…

Да, вот и конец этому «дорожному приключению»! И прости, и уже навсегда, навеки... Нет, этого не может быть! Это было бы слишком дико, неестественно, неправдоподобно! И он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние…Нужно было спасаться, чем-нибудь занять, отвлечь себя, куда-нибудь идти…

<…> и, чувствуя, что он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть ее, провести с ней еще один, нынешний день…

< >Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет».

3. Аттестация студентов

Текущая аттестация

С целью проверки знаний студентов, определения уровня и качества усвоения содержания курса «Гендерная психология» предлагаются следующие аттестационные задания.

1. Определите авторство предложенных отрывков, взятых из трудов зарубежных психологов с обоснованием своего выбора:

«Связь с отцом совершенно другая. Мать – это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого природного дома. Он имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери. Но хотя отец не представляет природного мира, он представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, мир вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец – это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир.

Отцовская любовь – это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». В обусловленной отцовской любви мы находим, как и в безусловной материнской, отрицательную и положительную стороны. Отрицательную сторону составляет уже тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, что от него ждут. В самой природе отцовской любви заключено, что послушание становится основной добродетелью, непослушание – главным грехом. И наказание за него – утрата отцовской любви».

2. Некоторые женщины Эллады оказали своим умом большое влияние на самых выдающихся людей своего времени. Олицетворением мудрости был не бог, а богиня (Афина, у римлян – Миневра). Одновременно женщина занимала в Древней Греции приниженное положение: не имела права голоса в гражданских делах, занималась только ведением домашнего хозяйства (к которому предназначала их сама система воспитания девочек в отличие от воспитания мальчиков, получавших самое широкое образование). Какое психологическое объяснение можно дать этой парадоксальной ситуации? Исключительна ли такая ситуация для стран Древнего мира? Как это выглядит сейчас?

3. Проанализируйте по приведенному тексту природу межполовых различий. Как вы считаете, различаются ли и в чем «мужская и «женская личности»?

А) Все виды новых профессий, новые виды игр, спорта, хобби вначале осваеваются мужчинами, а только потом женщинами. Известно, что среди композиторов и исполнителей, режиссеров и актеров, даже среди вязальщиков в прошлые века и сейчас наблюдается разное соотношение полов.

Б) Особенно яркие отличия проявляются в психомоторике, что находит свое выражение в почерке. Так, у женщин почерк правильный, единообразный, точный, в то время как у мужчин неправильный, неравномерный, размашистый, некрасивый, ошибочный, индивидуально оригинальный. (К. Диукс).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 18.