Психологических знаний о гендерных особенностях детей

Место и роль художественной литературы в процессе личностного развития в период детства

В период детства в процессе гендерной социализации определяющую роль играет семья и характер ее влияния на ребенка всегда соотносится с культурными ориентирами, которые эта семья содержит и развивает.

Исключительное значение искусству и, в частности, художественной литературе в процессе вхождения человека в культуру и его личностного становления придавал Л. С. Выготский. Через литературу, где объединены все основные, по мнению Выготского, посредники развития реальной формы (взрослый – автор и слово) человек приобщается к культурному наследию. Поэтому не случайно восприятие (чтение или слушание) произведений художественной литературы многие отечественные психологии рассматривают как деятельность, направленную на превращение закодированного автором в тексте социокультурного опыта в содержании личного опыта читателя, что имеет большое значение в период наиболее интенсивного психического развития человека – период детства.

По мнению авторететного гендерного социолога М. Киммела, хотя книги не всегда оказывают прямого воздействия на гендерное поведение детей, но их репрезентации становятся существенным фактором в выстраивании ребенком собственных представлений о гендере. Кроме того, если принять во внимание позицию психоаналитиков, сгласно которой любимые в детстве сказки определяют судьбу человека, логично предположить, что через гендерные образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, то есть чтение или слушание литертурных произведений участвуют в создании гендерной личности. С позиций концепции Л. С. Выготского, через книгу происходит врастание ребенка в гендерную культуру того общества, где он живет и развивается.

Вопросы для группового обсуждения

1. В чем заключается место и роль художественной литературы в процессе личностного развития в период детства?

2. Обозначьте основные аспекты проблемы выбора «нужной» для ребенка книжки».

3. Попробуйте обосновать следующую точку зрения М. С. Петровского: «Детские впечатления сказки закрепляются в нашем сознании на всю жизнь…Сказка впечатана в нас навсегда – крупным шрифтом наших детских книг».

4. Какое значение для гендерной социализации детей имеет их литературное образование?

5. Чему учат русские сказки девочек и мальчиков?

6. Каковы возможности русских народныхсказок в плане трансляции гендерных идеалов?

7. Что несут в себе русские народные сказки – традиционные или нетрадиционные гендерные схемы поведения?

8. Существуют ли сказки, отражающие нетрадиционные гендерные стереотипы ?

9. Приведите примеры сказок с традиционными и нетрадиционными гендерными моделями поведения.

Исследовательская работа студентов

1. В качестве домашнего задания познакомьтесь с исследованиями, где представлена информация о гендерном измерении литературы для детского чтения, а также изучают содержание народных сказок. По материалам статей организуйте проблемную дискуссию на тему «Какие гендерные уроки приподносят детям народные сказки?»

2. Осуществить гендерный анализ произведений детской художественной литературы. Начать занятие целесообразно с пробного анализа литературных текстов. Для этого студентам раздаются отрывки и цитаты из стихотворных и прозаических произведений и предлагается, используя свои гендерные знания, проинтерпретировать их смысл, выявить скрытое послание автора.

 

Женские и мужские образы в произведениях художественной

Литературы

Произведения исскуства уникальны и неповторимы. Они являются результатом творчества автора и неизбежно отражают его личностную позицию, субъективное восприятие изображаемого или описываемого явления, его жизненный опыт. Безусловно, приоретет в описании ипознании человека в искусстве принадлежит художественной литературе. Обращение психологов к произведениям художественной литературы имеет давнюю традицию.

Отечественные и зарубежные ученые, принадлежащие к различным направлениям и школам, рассматривали художественные произведения как источник психологического знания и иллюстрировали свои теории и типологии персонажами из художественной литературы.

Первым появился психоаналитический подход к исследованию художественных произведений, творчества и личности писателей. Акцент при этом делается на анализе бессознательного в жизни человека. Это работы классиков психоанализа (З. Фрейда, С. Шпильрейн), индивидуальной (А. Адлер) и аналитической психологии (К. Юнг), гуманистической психологии (Э. Фромм) и др. Так К. Юнг считал, что предметом психологии в данном случае является предмет художественной деятельности.

Большое внимание произведениям художественной литературы как источнику психологического знания, уделял известный американский психолог, специалист в области психологии личности, сторонник индивидуального подхода Г. Олпорт. В своей статье «Личность: проблема науки или искусства?», ученый утверждал, что личность как часть психической жизни, существующая в единичных и индивидуальных формах, может быть предметом литературы в психологии.

Основными достоинствами художественной литературы являются целостность в описании характера и интерес к индивидуальности. К преимуществу психологии относится строгий и доказательный характер ее научных методов.

Психиатр и автор концепции об акцентуированных личностях К. Леонгард всю свою теорию и типологию проиллюстрировал примерами из художественной литературы. В произведениях художественной литературы человек предстает во всех своих многообразных проявлениях – во внутреннем диалоге и общении с людьми, в импульсивных действиях и продуманных поступках.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 10.