Диспетчерское управление эксплуатационной работой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управление осуществляется диспетчерским персоналом Центра управления перевозками - структурным подразделением ОАО "РЖД" дорожных центров управления перевозками железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" (далее - ДЦУП), диспетчерских центров управления местной работой отделов перевозок отделений железных дорог (далее - ЦУМР), железнодорожных станций (далее - станция).

Диспетчерское управление движением поездов основывается на:

§  принципе управления движением поездов на обслуживаемом участке (полигоне) одним диспетчером;

§  строгом выполнении технологических норм и нормативов, содержащихся в графике движения поездов, плане формирования поездов, технологических процессах и техническом нормировании эксплуатационной работы;

§  обеспечении безопасности движения поездов.

Движением поездов на диспетчерском участке руководит единолично поездной диспетчер.

Основные задачи диспетчерского управления движением поездов:

§ организация работы единой диспетчерской смены, локомотивных бригад, работников, связанных с движением поездов, по выполнению сменно-суточных планов и заданий эксплуатационной работы;

§ обеспечение выполнения графика движения пассажирских, поездов дальнего, местного и пригородного сообщения (далее - пассажирские поезда) и грузовых поездов;

§ организация беспрепятственного приема и сдачи поездов по стыковке и пунктам железных дорог и отделений железных дорог;

§ обеспечение соблюдения требований нормативных документов по безопасности движения поездов и охране труда, техническо-распорядительных актов и технологических процессов работы станций, а также единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и станций их примыкания;

§ своевременное предоставление плановых "окон" для строительно-монтажных работ, ремонта и текущего содержания технических устройств;

§ эффективное использование локомотивных бригад;

§ контроль за содержанием и использованием эксплуатируемого парка локомотивов;

§ регулирование погрузочных ресурсов;

§ организация местной работы;

§ контроль за пропуском поездных формирований перевозчиков грузов железнодорожным транспортом, за работой парка собственных и арендованных вагонов, за использованием вагонов, принадлежащих железнодорожным администрациям стран СНГ и Балтии;

§ принятие оперативных мер по ликвидации нарушений движения поездов, обеспечение своевременного пропуска хозяйственных и восстановительных поездов.

Оперативное управление перевозочным процессом на железной дороге осуществляет единая диспетчерская смена ДЦУП.

Диспетчерские участки железной дороги объединяются в районы управления ДЦУП, количество которых определяет начальник железной дороги в зависимости от объема эксплуатационной работы. В диспетчерскую смену района управления ДЦУП, возглавляемую диспетчером дорожным (по району управления), входят диспетчера поездные, диспетчер локомотивный (района), диспетчер по регулированию вагонного парка (района).

Диспетчерская смена ДЦУП в оперативном режиме осуществляет следующие функции:

§ выполнение технического и сменно-суточного планов, производственных заданий руководства железной дороги;

§ оперативное руководство эксплуатационной работой железной дороги, отделений железной дороги и станций;

§ обеспечение беспрепятственного пропуска поездов, их передачи по стыковым станциям железной дороги;

§ выполнение заданий по сдаче порожних вагонов в регулировку;

§ контроль за планированием поездообразования, своевременным обеспечением поездов локомотивами и локомотивными бригадами;

§ создание оптимальных условий работы на выделенных станциях, контроль за выполнением заданных показателей их работы;

§ организация выполнения графика движения пассажирских поездов и ввода в график поездов, следующих с отклонением от установленного расписания;

§ регулирование вагонного парка и содержания рабочего парка вагонов на станциях;

§ контроль передачи и развоза вагонов с местным грузом по станциям назначения отделений железной дороги;

§ обеспечение своевременной постановки локомотивов на все виды технического обслуживания, ремонта и экипировку;

§ управление движением поездов;

§ контроль за эффективным использованием "окон" для ремонтных и строительно-монтажных работ и организацией пропуска поездов в период их предоставления;

§ - обеспечение соблюдения режима труда и отдыха локомотивных бригад, в т.ч. в пригородном сообщении;

§ взаимодействие с ЦУП и ДЦУП соседних железных дорог;

§ информирование руководства железной дороги, дежурного персонала причастных служб железной дороги о затруднениях и отказах в работе технических средств и нарушениях безопасности движения поездов;

§ организация ликвидации затруднений в эксплуатационной работе, обеспечение восстановления движения поездов в случае нарушения безопасности движения поездов и в других нестандартных ситуациях;

Работа ДЦУП организовывается на основе:

§ технического, сменно-суточного и текущих планов поездной, грузовой и местной работы;

§ оперативных заданий по поездной, местной и грузовой работе;

§ технологических процессов поездной, грузовой и местной работы для ДЦУП в целом и каждого района управления в отдельности;

§ технологических процессов работы станций;

§ плана мероприятий по предупреждению возможных затруднений в пропуске поездов;

§ мероприятий по снижению эксплуатационных затрат, эффективному использованию вагонов и локомотивов, увеличению провозной способности участков и перерабатывающей способности станций;

§ мероприятий по устранению сбоев в движении поездов, восстановлению их пропуска в случае нарушения безопасности движения поездов и в других нестандартных ситуациях.

Наиболее типичные приемы регулировочной работы диспетчера:

Ускорение хода грузового поезда, допускаемое в связи с тем, что в ряде случаев из-за ограниченной полезной длины приемо-отправочных путей станций установленная графиком движения масса поездов меньше массы, определенной тяговыми расчетами.

 Для проведения этого меро­приятия поездной диспетчер вызывает машиниста локомотива по радио­связи и предлагает нагон с указанием перегонов и времени нагона на каждом из них. Дежурные по станции предупреждаются об организации беспрепятственного пропуска опаздывающего поезда.

Сокращение стоянок поездов на станциях.

При этом диспетчер дает указания станциям, за счет чего осуществить это мероприятие.

Изменение пунктов скрещения поездов на однопутной линии.

При сбое в графике диспетчер переносит скрещения на другие раздельные пункты, предварительно намечая перенос на плане-графике. Обязательным условием при этом является предупреждение о переносе скрещения, сообщаемое дежурным по станциям и машинистам поездных локомотивов.

Сокращение числа остановок сборного поезда на участке в результате отцепки вагонов для нескольких станций в одном пункте, развоза местного груза диспетчерским локомотивом.

Изменение порядка скрещения поездов показано на рис. Поезд № 2001 следует по участку с некоторым опозданием. Поездной диспетчер изменяет порядок скрещения, при котором первым на ст. Б прибывает четный поезд № 2002, поезд №2001 пропускается без остановки.

       Рис. 35 Изменение порядка скрещения поездов

Эффективным мероприятиям по нормализации положения на участке после предоставления «окна» или замешательства в движении, вызванного другими причинами, является соединение двух-трех поездов в один при обязательном соблюдении требований Инструкций об организации и продвижении соединенных поездов:   

- На электрифицированных линиях отправление соединенных или тяжеловесных поездов пачками не допускается во избежание падения напряжения в контактной сети.

- На двухпутной линии в качестве регулировочного мероприятия может быть использовано отправление поездов по неправильному пути.

- Задержка поездов на подходе к станции.

- При возникновении затруднений с приемом поездов на станцию диспетчер дает указания об остановке поезда на промежуточной станции, предоставляя тем самым возможность технической станции нормализовать положение в парке приема.

- Организация безостановочного пропуска длинносоставного поезда,

не вмещающегося в пределах полезной длины приемо-отправочных путей.

- Поездной диспетчер заранее выполняет предварительную прокладку поездов на графике, намечая пункты скрещений со встречными поездами при безостановочном пропуске длинносоставного.

- Прием или пропуск поезда по неспециализированному пути станции.

- В исключительных случаях при возникновении затруднений в движении поездной диспетчер организует пропуск поезда по пути, не предусмотренному ТРА, но при полном соблюдении требований безопасности движения.

- Объединение «ниток» резервных локомотивов и грузовых поездов на графике.

- Отправление поездов, имеющих одинаковую скорость, пакетами на участок или часть участка.

- Сокращение интервалов между поездами в пакете в результате применения схемы пропуска поездов с разграничением меньшим числом блок-участков.

- Предварительная прокладка «ниток» при назначении дополнительных поездов, изыскание возможности обеспечения их локомотивами, выбор точки отправления и начертание схемы пропуска по участку.

- Внимательное слежение за режимом работы локомотивных бригад, обеспечивая своевременный вызов их в поездку, подсылку резервом и пропуск поездов по участку.

- Слежение за наличием и состоянием локомотивов, организация их работы по кольцевой системе на длинных участках направления, пропуск поездов без остановок в пределах гарантийных участков обслуживания ПТО.

1 В чем суть диспетчерского управления эксплуатационной работой?

2 Каковы основные функции диспетчерского персонала ДЦУП железной дороги?

3 Каково содержание деятельности поездного диспетчера по управлению работой участка?

4 В чем суть методов диспетчерского регулирования движением поездов?

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 270.