Пропускная способность позволяет установить какое максимально количество поездов или пар поездов установленной массы и длины можно пропустить по данному участку за определенный промежуток времени, обычно устанавливают за сутки или час.
Пропускная способность непосредственно влияет на провозную способность линий, то есть на то количество грузов, которое может быть максимально перевезено за тот же период. Провозная способность также зависит от массы, количества вагонов в составе поезда, числа поездов, количества тяжеловесных поездов, вида тяги, серии локомотивов, типа и технических характеристик вагонов, загрузки вагонов энергоснабжения, качественного использования имеющихся технических средств.
Пропускную способность различают:
- Проектная - которая проектируется при реконструкции устройств;
- Максимальная - которая определяется на ограничивающем перегоне при полной реализации возможности ее использования;
- Наличная - которая может быть реализована при использовании технических средств с учетом их возможного отказа;
- Потребная - которую нужно обеспечить для заданных размеров движения поездов.
Пропускная способность железнодорожных линий зависит от ее элементов: перегонов, станций, устройств средств связи и др.
Перегоны участков имеют различную пропускную способность, прежде всего из-за того, что имеют различное перегонное время хода поездов, в четном и нечетном направлениях. Поэтому, в целом, пропускная способность участка будет определяться тем перегоном, который ограничивает пропуск поездов, таким перегоном (по которому может быть пропущено наименьшее количество поездов) будет тот, по которому период графика будет наибольшим, он называется ограничивающим.
На пропускную способность участка также влияет схема пропуска поездов на ограничивающем перегоне перегоне, это и определяет порядок расчета пропускной способности участков. Чаще всего это перегоны, которые имеют наибольшие перегонные времена хода на пару поездов, такие перегоны называют максимальными.
1 Находим ограничивающий (максимальный) перегон:
Расчет ограничивающего (максимального) перегона таблица 9
Наименование перегона | Время хода по перегону | Итого | |
четное | нечетное | ||
А - а | |||
а - б | |||
б - в | |||
и т. д. | |||
всего |
По «итого» определяем максимальный перегон.
По максимальному перегону рассматриваем 4 схемы пропуска поездов:
Для каждой схемы рассчитываем период графика.
Период графика показывает время, необходимое на прокладку характерной группы поездов, далее прокладка поездов повторяется.
После определения оптимальной схемы прокладки поездов определяем пропускную способность участка по ограничивающему перегону.
Пропускная способность участка определяется наличная и потребная.
Наличная пропускная способность находится по формуле:
N=(1440 - tтех ) * К * aн / Тпер; (44)
где - tтех- продолжительность технологического «окна», для однопутного участка может быть принята 60-90 мин., для двухпутного участка - 120-180 мин.
К - число пар или поездов в периоде.
aн- коэффициент надежности работы устройств, может быть принят на однопутном участке - 0,98, на двухпутных - 0,97.
Потребная определяется заданными размерами движения, которые необходимо реализовать на данном участке. Сравнение наличной и потребной пропускной способности позволяет определить, какие меры необходимо применить для того, чтобы пропустить необходимое количество поездов по участку.
Расчеты по пропускной способности на однопутном участке усложняются при использовании непарного графика, например, если коэффициент непарности равен 2/3, то нужно сначала представить схему движения поездов: 2 поезда в одном направлении и 3 поезда в другом-
t
|
t t t t
Тпер
Рис.25 Схема непарного графика, коэффициент непарности 2/3
Затем рассмотреть 4 основные схемы пропуска поездов по ограничивающему перегону для данного варианта и выбрать оптимальный. И только после этого рассчитывать наличную пропускную способность участка, отдельно для четного и нечетного направления, так как количество поездов в периоде четных и нечетных - не одинаковое.
Например:
п |
| |||||||||||||||||||
р |
|
|
| tн |
Рис.26 Схема1. Пропуск поездов на ограничивающий перегон сходу
В каждой рассматриваемой схеме следует показать все элементы графика и рассчитать период графика, на основании чего выбрать оптимальный вариант.
Так как в реальных условиях параллельный график не используется, из - за того, что скорости движения поездов различны, режим следования поездов не одинаков, то применяется непараллельный график движения поездов. Это легко определить, если посмотреть на перегонные времена хода грузовых и пассажирских поездов.
Кроме того, если на графике прокладываются пассажирские, сборные и иные поезда, и они снимают грузовые поезда, то есть, если проложен пассажирский поезд, то вместо него грузовой проложить нельзя.
Для расчета пропускной способности при непараллельном типе графика вводится понятие времени съема и коэффициент съема.
|
|
|
|
Рис.27 Съем пассажирскими поездами грузовых
Время суток, которое не может быть использовано на прокладку грузовых поездов из–за пропуска пассажирских, пригородных, сборных поездов, называется временем съема.
Число, показывающее, сколько грузовых поездов снимается одним пассажирским или сборным поездом, называется коэффициентом съема – Епас, Еприг, Есб (соответственно) – tсъема.
Пропускная способность при непараллельном типе графика, определяется по формуле:
Nнал = Nmax – *έприг* Nприг– (έ уск-1)*Nуск – (έcб-1) * Nсб– *έпас*Nпас ; (45)
где έ – коэффициент съема пригородными, ускоренными, сборными и пассажирскими, поездами.
Рассчитав пропускную способность участка, сравнив наличную и потребную, можно сделать вывод, насколько сложным будет построение графика движения поездов, с какого перегона необходимо приступать к прокладке поездов.
Ранее мы рассматривали понятие насыщенного и ненасыщенного графика, теперь можем применить практически. Прежде всего определим порядок составления графика движения поездов.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 458.