Методы и формы государственного воздействия на            становление и развитие сельского предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопросы государственного регулирования дея­тельности агропромышленного комплекса всегда были в центре внимания российских органов власти - как центральной, так и на местах. До 1917 года это обу­славливалось тем, что Россия была практически абсо­лютно аграрной страной (начавшееся в начале века развитие промышленного капитализма не успело дос­тичь сколь нибудь значительного уровня). Начиная с 1861 года правительством неоднократно предпринима­лись меры, направленные на повышение эффективно­сти сельского хозяйства.

Первой такой мерой была отмена крепостничества (кстати, чтобы там ни говорили об отсталости России, рабство в США было отменено, все-таки позже, а в нашей стране институт рабства вообще никогда пол­ноценно не существовал). Однако, на первых порах, обретение сельским товаропроизводителем формальной свободы не принесло заметных успехов в объемах сельскохозяйственной продукции. Причиной тому бы­ло отсутствие средств труда и предметов труда у но­вых собственников земли.

В результате в начале века (1908-1911 гг.) пра­вительством во главе со М.А. Столыпиным был предпринят ряд мер по совершенствованию системы сельского хозяйства. В частности, фактически директивным путем было установлено общинное земледелие. Несмотря на объявленную в тот период государственную поддержку, финансовых средств в стране было недостаточно для материализации этой поддержки в виде сельскохозяйственных кредитов (они использовались, но в объеме, не позволяющем существенно влиять на ситуацию) или поставки на село материально-производственных ресурсов и необходимых основных средств.

Следующим этапом государственного регулирова­ния сельского хозяйства стала поддержка коллектив­ных форм хозяйствования. Принято считать, что пер­вые колхозы появились в конце 20-х - начале 30-х гг. Однако это не так. Первые коллективные формы обобществления сельскохозяйственного труда начали создаваться еще в 1916 году, но при отсутствии мер государственной поддержки эта тенденция дальнейше­го развития не получила. Нельзя не признать того, что в тот период государст­венная политика в области развития сельскохозяйст­венного производства была наиболее продуманной и последовательной - сначала, во второй половине 20-х годов, была практически заново создана тяжелая и сельскохозяйственная машиностроительная  промышлен­ность, чья продукция смогла впоследствии обеспечить потребности сельского хозяйства в индустриализации. В послевоенный период была предпринята беспре­цедентная по масштабам попытка резкого увеличения объема выпускаемой сельскохозяйственной продукции экстенсивными методами - посредством освоения це­линных и залежных земель. Сейчас, по прошествии времени, по-видимому, следует признать, что выбран­ное направление вряд ли было удачным - существен­ное увеличение производства зерна в 1956-57 гг. сменилось не менее резким снижением урожайности на вновь освоенных землях. В то же время в районах традиционного развития земледелия также произошло падение объемов производства, вызванное оттоком наиболее квалифицированных кадров и большого ко­личества сельскохозяйственной техники в новые ре­гионы.

В 1982 году положение в сельском хозяйстве страны достигло столь критического уровня, что по­требовалось принятие полномасштабной Продовольст­венной программы, предусматривающей развитие всех отраслей агропромышленного комплекса. Итоги вы­полнения программы никто не анализировал в 1991 году (а срок выполнения программы был уста­новлен 1990 год), - уже было не до этого. Но, как можно заключить по отрывочным свидетельствам, по некото­рым показателям потребления основных продуктов питания на душу населения плановые задания были практически выполнены.

С переходом к рыночной экономике, произошел полный пересмотр принципов, методов и форм государственного вмешательства в агропромыш­ленный комплекс. Почему-то на государственном уровне было решено, что для создания условий разви­тия предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве достаточно выполнить два основных меро­приятия - объявить, что теперь земля принадлежит крестьянам (на этот раз по-настоящему) и полный от­каз от государственного вмешательства. Второе мероприятие было выполнено сразу и полностью, с первым возникли проблемы - право свободного распоряже­ния землей до сих пор законодательно не предусмот­рено (хотя, справедливости ради, надо заметить, что крестьяне этим обстоятельством в массе своей не осо­бенно огорчены - заложить землю в условиях кризиса  банковской системы вряд ли возможно, а продать не­кому - у тех, кто может и хочет землю обрабатывать, денег на ее приобретение нет).

По истечении многих лет очередных коренных пре­образований в агропромышленном комплексе стало очевидным, что без государственной поддержки сель­ское хозяйство ни в одной стране (а тем более в стране с континентальным климатом, то есть в условиях рискованного земледелия) существовать не может. Результатом стало утверждение Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее в этом параграфе - Закон).

Этим законом были установлены правовые основы экономического воздействия государства на агропро­мышленное производство.

В соответствии со статьей 1 Закона государствен­ным регулированием агропромышленного производ­ства признается экономическое воздействие государст­ва на производство, переработку и реализацию сель­скохозяйственных продукции, сырья и продоволь­ствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и матери­ально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

Задачами государственного регулирования аг­ропромышленного производства являются:

q стабилизация и развитие агропромышленного производства;

q обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации;

q улучшение продовольственного обеспечения населения;

q поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономи­ки;

q сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности;

q защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Основные направления государственного регу­лирования агропромышленного производства:

q формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

q финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

q защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

q развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

q развитие социальной сферы села.

Для финансирования мероприятий по государст­венной поддержке агропромышленного производства используются средства бюджетов всех уровней и вне­бюджетных источников. При этом объем средств феде­рального бюджета, направляемых на поддержку и развитие агропромышленного производства, преду­сматриваются в федеральном бюджете отдельным раз­делом и отдельной строкой в других разделах бюд­жета.

Законом определены направления использования средств различных бюджетов. Так, средства федераль­ного бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, могут быть исполь­зованы на:

q поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответст­вии с федеральными целевыми программами. Так как основным направлением инвестиционной деятельности в области сельского хозяйства является осуществление капитальных вложений посредством лизинга, то сле­дует предположить, что приоритетным в использова­нии этого вида государственной поддержки будет именно поддержка лизинга;

q повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды. Как не трудно убедиться, весь перечень мероприятий, указанных в данном абзаце, относится к мероприятиям, носящим долгосрочный характер, а следовательно, требующим осуществления дополнительных капитальных вложений. Очевидно, что в современной си­туации даже рентабельные хозяйства не смогут обеспечить не только строительство новых мелиоративных сооружений, но и полноценное содержание действующих. Следует оговориться, что технология выделения средств конкретным хозяйствам и контроля за целевым характером их использования пока законодательно не определена;

q кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства. Необходимость кредитования сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств обусловлена особым характером организации производства сельскохозяйственной продукции и фор­мирования оборотных средств. Весьма вероятно, что одним из основных условий выделения подобного кредита будет являться разработка расчетов в обоснование сумм и сроков кредитов и ссуд. Достаточно новой является политика, направленная на всемерное разви­тие страхования в сфере агропромышленного произ­водства, в том числе сельскохозяйственной продукции. Несмотря на существенный риск осуществления стра­ховых операций в этой отрасли народного хозяйства, страховая деятельность может быть весьма прибыль­ной. Отнюдь не каждый год является неурожайным и не каждый год возникает необходимость выплаты страхового возмещения. Скорее, наоборот, при пра­вильном определении степени риска и границ ответст­венности суммы страховых платежей могут с лихвой перекрыть суммы возможных страховых возмещений. Кроме того, законодательством в отношении страхо­вых организаций, осуществляющих основную дея­тельность в агропромышленном комплексе, предусмотрены весьма серьезные налоговые и иные льготы;

q компенсацию части затрат на приобретение ма­териальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного се­меноводства и производства гибридных семян сель­скохозяйственных культур. Существует два основных направления, по которым осуществляется ком­пенсация, — перечисление бюджетных средств сель­скохозяйственным предприятиям в соответствии с размером осуществленных ими затрат; установление более низких государственных регулируемых цен на продукцию и услуги (в первую очередь продукцию энергетики и услуги транспорта), оказывающие мак­симальное влияние на структуру и уровень себестои­мости сельскохозяйственной продукции;

q развитие и поддержку рынка сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия;

q организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;

q иные виды дотаций и компенсаций, конкрет­ные направления и объемы финансирования по кото­рым устанавливаются Правительством Российской федерации. Разумеется, что установление и предоставление таких компенсаций может осуществляться только в пределах сумм, предусмотренных федеральным бюджетом на государственную поддержку агропромышленного комплекса.

Для определения размера потребности в средствах государственной поддержки Правительство Россий­ской Федерации обязано ежегодно направлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации информацию о положении дел в агропро­мышленном производстве, содержащую:

q показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольст­вия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;

q балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

q анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;

q данные об уровне доходов сельскохозяйствен­ных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;

q отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год; предложения по федеральным целевым программам на следующий год;

q сведения об уровне целевых цен и рассчиты­ваемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;

q сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за истекший год;

q сведения о социальном развитии селе;

q анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства.

Несмотря на то, что сбор и обработка подобной информации являются прерогативой территориальных органов государственной статистики, по нашему мне­нию, более точные результаты могут быть получены только посредством сбора и обработки данных специа­лизированными подразделениями, которыми призва­ны стать информационно-консультационные центры. Дело в том, что формы статистической отчетности, хо­тя и постоянно обновляются, все-таки не отражают современного состояния структуры информации о дея­тельности отдельных предприятий, их объединений и отрасли в целом. Кроме того, форма представления данных. В статистической отчетности является чрез­мерно громоздкой и не позволяет без дополнительного анализа осуществить качественное и быстрое получе­ние всех необходимых данных. В том же случае, когда сбор и первичная обработка информации осуществля­ются специализированными подразделениями, специалисты которых имеют профессиональные знания в области сельского хозяйства, может быть обеспечена максимальная оперативность реагирования на любое изменение законодательной базы, о также может быть обеспечен действенный контроль за качеством посту­пающей информации на любом уровне ее сбора.

Законом предусмотрена возможность разработки государственных программ развития агропромышлен­ного производства.

Отдельными направлениями, по которым осуще­ствляется государственная поддержка сельских това­ропроизводителей, являются также:

q государственное регулирование формирования и функционирования рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. При осуществ­лении этого вида государственного регулирования предполагается, что товаропроизводителям в сфере аг­ропромышленного производства гарантируется воз­можность свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Но при этом случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке (сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия и отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта. Следует оговориться, что данная норма носит отсылочный характер, то есть для ее реализации нужна дополнительная законодательная и нормативная проработка;

q участие государства в регулировании залоговых операций, связанных с залогом сельскохозяйст­венных продукции, сырья и продовольствия. При залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление залога, а залогодателями - товаропроизводители в сфере агропромышленного производства. Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и про­довольствия, которые могут сдаваться в залог, залоговые ставки, порядок использования приобретенной в установленном порядке в собственность государства сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь­ствия и другие условия данного залога определяются Правительством Российской Федерации. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохо­зяйственная продукция, так и продукция будущего урожая. Данное обстоятельство существенно расширя­ет возможности кредитования сельскохозяйственных предприятий. Разумеется, такая схема кредитования предполагает повышенный риск материальных потерь кредитными учреждениями и необходимость увеличе­ния ими размера оборотных средств. Однако тот факт, что такая форма залога поддерживается государством, означает возможность минимизации потерь и макси­мизации возможной прибыли за счет использования средств федерального и других бюджетов.

Участие государства в залоге сельскохозяйствен­ной продукции, сырья и продовольствия осуществля­ется в следующих формах:

q выделение бюджетных ресурсов;

q кредитование;

q выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственных продук­ции, сырья и продовольствия, приобретенных в уста­новленном порядке;

q в собственность государства.

Приобретенные в собственность государства, заложенные сельскохозяйственные продукция, сырье и продовольствие используются для проведения государ­ственных товарных интервенций, формирования госу­дарственных продовольственных фондов и для иных целей.

Перечисленные меры участия государства в опе­рациях залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия не исключают проведения таких операций сельскохозяйственным предприятием и без участия государства. В этом случае, исполнение сто­ронами обязательств, возникших в связи с договором залога, регулируется соответствующими положениями гражданского законодательства.

Проведение закупочных и товарных интервен­ций. Закупочные и товарные интервенции государство осуществляет для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Закупочные интервенции - закупки и залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией, сырь­ем и продовольствием.

Товарные интервенции - распродажа сельскохо­зяйственной продукции, сырья и продовольствия из федерального и региональных продовольственных фондов.

Закупочные интервенции осуществляются в слу­чаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже, минимального уровня, или в случае, когда товаропро­изводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие из-за сокращения спроса на них. Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сель­скохозяйственных продукции, сырья и продовольст­вия.

Законодательством предусмотрена возможность предоставления дотаций и компенсаций сельскохо­зяйственным товаропроизводителям. Так как и дота­ции и компенсация являются элементами бюджетного регулирования доходов и расходов, регионов, отраслей и отдельных предприятий, то их предоставление обу­словлено необходимостью выделения целевых средств на эти цели в соответствующем бюджете.

Государственное регулирование кредитования агропромышленного производства. При осуществлении этого вида государственного регулирования из средств федерального бюджета выделяются средства для:

q краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;

q долгосрочного кредитования агропромышленного производства;

q залога сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

q авансирования закупок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государст­венных нужд;

q лизинга в сфере агропромышленного производства;

q предоставления кредитным кооперативам, более 50% процентов уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала.

Направлением государственного регулирования следует считать установление особой системы расчетов в агропромышленном производстве. Безналичные расчеты юридических лиц, являющихся потребителя­ми (покупателями) сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Рос­сийской Федерации, производятся по инкассо, если иной порядок расчетов не предусмотрен в договоре. Использование инкассовой формы расчетов в послед­нее время было существенно сужено ввиду ее норма­тивной неурегулированности. Общий порядок безна­личных расчетов, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для предприятий всех форм собственности, не запрещает осуществление та­кой формы расчета, но и не устанавливает порядок ее осуществления. Тот факт, что использование безакцептного списания по расчетам за сельскохозяйствен­ную продукцию закреплено федеральным законом, существенно улучшает положение сельских товаро­производителей.

Срок оплаты за сельскохозяйственные продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и другим организациям, а также за продовольствие, поставленное торговым и другим организациям, устанавливает ся при инкассо до десяти дней, а по скоропортящимся товарам до пяти дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.

При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие могут осуществляться посредством обязательных (плановых) платежей не реже трех раз в месяц.

Покупатель сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия уплачивает поставщику пеню в размере 2 процентов за каждый день просрочки пла­тежа от суммы несвоевременно оплаченной продук­ции, а при просрочке оплаты более 30 дней - в раз­мере 3 процентов. Взыскание пени в пользу постав­щика также производится в безакцептном порядке на основании требования поставщика в соответствии с банковскими правилами банком покупателя продук­ции, с взиманием в пользу последнего 5 процентов по­лученной пени.

Государственное регулирование страхования в сфере агропромышленного производства заключается в том, что при страховании урожая сельскохозяйствен­ных культур сельскохозяйственные товаропроизводи­тели за счет собственных средств уплачивают стра­ховщикам 50 процентов страховых взносов, остальные 50 процентов страховых взносов уплачиваются стра­ховщикам за счет средств федерального бюджета. Правительство Российской Федерации может диффе­ренцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяй­ственным культурам и по регионам. В целях обеспе­чения устойчивости сельскохозяйственного страхова­ния образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв. Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв формируется за счет отчислений в размере 5 процентов от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельско­хозяйственных культур. Страховые организации, осуществляющие страхование урожая сельскохозяйст­венных культур с участием средств федерального бюджета, обязаны перестраховать часть рисков по этому виду страхования. Доля рисков, подлежащая перестрахованию, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Потребности осуществления научных исследова­ний обуславливают необходимость государственной поддержки основных направлений науки и научной деятельности в сфере агропромышленного производ­ства. Основными направлениями науки и научной деятельности, которым оказывается государственная поддержка, являются:

q фундаментальные и прикладные научные исследования;

q государственные программы в области развития науки и осуществления научной деятельности;

q подготовка, повышение квалификации и переквалификация специалистов в соответствующих учебных заведениях;

q деятельность служб консультации и информации.

Из перечисленных направлений существенный эффект в минимальные сроки могут дать два послед­них направления.

Специфическим направлением государственной поддержки в сфере агропромышленного производства является поддержка при осуществлении лизинговых операций. Лизинг в сфере агропромышленного производства с участием государства осуществляют юридические лица уполномоченные на то соответственно Прави­тельством Российской Федерации и органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерация. Перечень имущества, являющегося предметом лизин­га, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в части обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приоб­ретения племенного скота определены Постановлением Правительства РФ.

Субъектами хозяйственной деятельности в сфере сельского хозяйства может производиться лизинг без участия государства. В этом случае порядок осуществ­ления операций регулируется гражданским законода­тельством.

Ценовая политика государства в агропромышлен­ном секторе экономики осуществляется посредством применения гарантированных и целевых цен.

Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продоволь­ствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Однако в ряде случаев, в целях регулирования рынка продукции и поддержки товаропроизводителей госу­дарство вынуждено вводить гарантированные и целе­вые цены.

Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантиро­ванных, а также при реализации сельскохозяйствен­ных продукции, сырья и продовольствия непосредст­венно государству или при осуществлении доплат то­варопроизводителям в сфере агропромышленного производства в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации.

Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой цены и устанавливается органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспе­чивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного вос­производства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период. То есть, гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию являются разновидностью государственных тарифов и, следовательно, должны включать затраты по производству и реализа­ции отдельных видов сельскохозяйственной продук­ции и нормальную рентабельность (норму прибыли).

Однако следует иметь в виду, что гарантирован­ные цены могут быть применены только в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции и в ограниченных объемах - перечень сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия, на кото­рые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по гарантированным ценам, уровень гарантированных цен и их индексация, а также порядок применения гарантированных цен должны устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Целевые цены (нормативные индикаторы) уста­навливаются Правительством Российской Федерации для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям эко­номики и получения прибыли, достаточной для веде­ния расширенного воспроизводства.

Порядок использования целевой цены (норматив­ного индикатора) также должен определяться Прави­тельством Российской Федерации.

Кроме того, для организаций первичной переработки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного ком­плекса, занимающих доминирующее положение, мо­жет применяться регулирование цен в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Законом введен институт государственных аген­тов, осуществляющих государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, а также государственную поддержку страхования сельскохозяйственных товаропроизводи­телей.

Порядок деятельности государственных агентов, осуществляющих государственное регулирование рын­ка сельскохозяйственных продукции, сырья и продо­вольствия, определяется Положением о государствен­ном агенте, осуществляющем государственное регули­рование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 195.