Вопросы государственного регулирования деятельности агропромышленного комплекса всегда были в центре внимания российских органов власти - как центральной, так и на местах. До 1917 года это обуславливалось тем, что Россия была практически абсолютно аграрной страной (начавшееся в начале века развитие промышленного капитализма не успело достичь сколь нибудь значительного уровня). Начиная с 1861 года правительством неоднократно предпринимались меры, направленные на повышение эффективности сельского хозяйства.
Первой такой мерой была отмена крепостничества (кстати, чтобы там ни говорили об отсталости России, рабство в США было отменено, все-таки позже, а в нашей стране институт рабства вообще никогда полноценно не существовал). Однако, на первых порах, обретение сельским товаропроизводителем формальной свободы не принесло заметных успехов в объемах сельскохозяйственной продукции. Причиной тому было отсутствие средств труда и предметов труда у новых собственников земли.
В результате в начале века (1908-1911 гг.) правительством во главе со М.А. Столыпиным был предпринят ряд мер по совершенствованию системы сельского хозяйства. В частности, фактически директивным путем было установлено общинное земледелие. Несмотря на объявленную в тот период государственную поддержку, финансовых средств в стране было недостаточно для материализации этой поддержки в виде сельскохозяйственных кредитов (они использовались, но в объеме, не позволяющем существенно влиять на ситуацию) или поставки на село материально-производственных ресурсов и необходимых основных средств.
Следующим этапом государственного регулирования сельского хозяйства стала поддержка коллективных форм хозяйствования. Принято считать, что первые колхозы появились в конце 20-х - начале 30-х гг. Однако это не так. Первые коллективные формы обобществления сельскохозяйственного труда начали создаваться еще в 1916 году, но при отсутствии мер государственной поддержки эта тенденция дальнейшего развития не получила. Нельзя не признать того, что в тот период государственная политика в области развития сельскохозяйственного производства была наиболее продуманной и последовательной - сначала, во второй половине 20-х годов, была практически заново создана тяжелая и сельскохозяйственная машиностроительная промышленность, чья продукция смогла впоследствии обеспечить потребности сельского хозяйства в индустриализации. В послевоенный период была предпринята беспрецедентная по масштабам попытка резкого увеличения объема выпускаемой сельскохозяйственной продукции экстенсивными методами - посредством освоения целинных и залежных земель. Сейчас, по прошествии времени, по-видимому, следует признать, что выбранное направление вряд ли было удачным - существенное увеличение производства зерна в 1956-57 гг. сменилось не менее резким снижением урожайности на вновь освоенных землях. В то же время в районах традиционного развития земледелия также произошло падение объемов производства, вызванное оттоком наиболее квалифицированных кадров и большого количества сельскохозяйственной техники в новые регионы.
В 1982 году положение в сельском хозяйстве страны достигло столь критического уровня, что потребовалось принятие полномасштабной Продовольственной программы, предусматривающей развитие всех отраслей агропромышленного комплекса. Итоги выполнения программы никто не анализировал в 1991 году (а срок выполнения программы был установлен 1990 год), - уже было не до этого. Но, как можно заключить по отрывочным свидетельствам, по некоторым показателям потребления основных продуктов питания на душу населения плановые задания были практически выполнены.
С переходом к рыночной экономике, произошел полный пересмотр принципов, методов и форм государственного вмешательства в агропромышленный комплекс. Почему-то на государственном уровне было решено, что для создания условий развития предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве достаточно выполнить два основных мероприятия - объявить, что теперь земля принадлежит крестьянам (на этот раз по-настоящему) и полный отказ от государственного вмешательства. Второе мероприятие было выполнено сразу и полностью, с первым возникли проблемы - право свободного распоряжения землей до сих пор законодательно не предусмотрено (хотя, справедливости ради, надо заметить, что крестьяне этим обстоятельством в массе своей не особенно огорчены - заложить землю в условиях кризиса банковской системы вряд ли возможно, а продать некому - у тех, кто может и хочет землю обрабатывать, денег на ее приобретение нет).
По истечении многих лет очередных коренных преобразований в агропромышленном комплексе стало очевидным, что без государственной поддержки сельское хозяйство ни в одной стране (а тем более в стране с континентальным климатом, то есть в условиях рискованного земледелия) существовать не может. Результатом стало утверждение Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее в этом параграфе - Закон).
Этим законом были установлены правовые основы экономического воздействия государства на агропромышленное производство.
В соответствии со статьей 1 Закона государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.
Задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются:
q стабилизация и развитие агропромышленного производства;
q обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации;
q улучшение продовольственного обеспечения населения;
q поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
q сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности;
q защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Основные направления государственного регулирования агропромышленного производства:
q формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
q финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
q защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
q развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
q развитие социальной сферы села.
Для финансирования мероприятий по государственной поддержке агропромышленного производства используются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. При этом объем средств федерального бюджета, направляемых на поддержку и развитие агропромышленного производства, предусматриваются в федеральном бюджете отдельным разделом и отдельной строкой в других разделах бюджета.
Законом определены направления использования средств различных бюджетов. Так, средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, могут быть использованы на:
q поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами. Так как основным направлением инвестиционной деятельности в области сельского хозяйства является осуществление капитальных вложений посредством лизинга, то следует предположить, что приоритетным в использовании этого вида государственной поддержки будет именно поддержка лизинга;
q повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды. Как не трудно убедиться, весь перечень мероприятий, указанных в данном абзаце, относится к мероприятиям, носящим долгосрочный характер, а следовательно, требующим осуществления дополнительных капитальных вложений. Очевидно, что в современной ситуации даже рентабельные хозяйства не смогут обеспечить не только строительство новых мелиоративных сооружений, но и полноценное содержание действующих. Следует оговориться, что технология выделения средств конкретным хозяйствам и контроля за целевым характером их использования пока законодательно не определена;
q кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства. Необходимость кредитования сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств обусловлена особым характером организации производства сельскохозяйственной продукции и формирования оборотных средств. Весьма вероятно, что одним из основных условий выделения подобного кредита будет являться разработка расчетов в обоснование сумм и сроков кредитов и ссуд. Достаточно новой является политика, направленная на всемерное развитие страхования в сфере агропромышленного производства, в том числе сельскохозяйственной продукции. Несмотря на существенный риск осуществления страховых операций в этой отрасли народного хозяйства, страховая деятельность может быть весьма прибыльной. Отнюдь не каждый год является неурожайным и не каждый год возникает необходимость выплаты страхового возмещения. Скорее, наоборот, при правильном определении степени риска и границ ответственности суммы страховых платежей могут с лихвой перекрыть суммы возможных страховых возмещений. Кроме того, законодательством в отношении страховых организаций, осуществляющих основную деятельность в агропромышленном комплексе, предусмотрены весьма серьезные налоговые и иные льготы;
q компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур. Существует два основных направления, по которым осуществляется компенсация, — перечисление бюджетных средств сельскохозяйственным предприятиям в соответствии с размером осуществленных ими затрат; установление более низких государственных регулируемых цен на продукцию и услуги (в первую очередь продукцию энергетики и услуги транспорта), оказывающие максимальное влияние на структуру и уровень себестоимости сельскохозяйственной продукции;
q развитие и поддержку рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
q организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;
q иные виды дотаций и компенсаций, конкретные направления и объемы финансирования по которым устанавливаются Правительством Российской федерации. Разумеется, что установление и предоставление таких компенсаций может осуществляться только в пределах сумм, предусмотренных федеральным бюджетом на государственную поддержку агропромышленного комплекса.
Для определения размера потребности в средствах государственной поддержки Правительство Российской Федерации обязано ежегодно направлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации информацию о положении дел в агропромышленном производстве, содержащую:
q показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;
q балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
q анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;
q данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;
q отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год; предложения по федеральным целевым программам на следующий год;
q сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;
q сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за истекший год;
q сведения о социальном развитии селе;
q анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства.
Несмотря на то, что сбор и обработка подобной информации являются прерогативой территориальных органов государственной статистики, по нашему мнению, более точные результаты могут быть получены только посредством сбора и обработки данных специализированными подразделениями, которыми призваны стать информационно-консультационные центры. Дело в том, что формы статистической отчетности, хотя и постоянно обновляются, все-таки не отражают современного состояния структуры информации о деятельности отдельных предприятий, их объединений и отрасли в целом. Кроме того, форма представления данных. В статистической отчетности является чрезмерно громоздкой и не позволяет без дополнительного анализа осуществить качественное и быстрое получение всех необходимых данных. В том же случае, когда сбор и первичная обработка информации осуществляются специализированными подразделениями, специалисты которых имеют профессиональные знания в области сельского хозяйства, может быть обеспечена максимальная оперативность реагирования на любое изменение законодательной базы, о также может быть обеспечен действенный контроль за качеством поступающей информации на любом уровне ее сбора.
Законом предусмотрена возможность разработки государственных программ развития агропромышленного производства.
Отдельными направлениями, по которым осуществляется государственная поддержка сельских товаропроизводителей, являются также:
q государственное регулирование формирования и функционирования рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. При осуществлении этого вида государственного регулирования предполагается, что товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Но при этом случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке (сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия и отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта. Следует оговориться, что данная норма носит отсылочный характер, то есть для ее реализации нужна дополнительная законодательная и нормативная проработка;
q участие государства в регулировании залоговых операций, связанных с залогом сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. При залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление залога, а залогодателями - товаропроизводители в сфере агропромышленного производства. Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые могут сдаваться в залог, залоговые ставки, порядок использования приобретенной в установленном порядке в собственность государства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и другие условия данного залога определяются Правительством Российской Федерации. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая. Данное обстоятельство существенно расширяет возможности кредитования сельскохозяйственных предприятий. Разумеется, такая схема кредитования предполагает повышенный риск материальных потерь кредитными учреждениями и необходимость увеличения ими размера оборотных средств. Однако тот факт, что такая форма залога поддерживается государством, означает возможность минимизации потерь и максимизации возможной прибыли за счет использования средств федерального и других бюджетов.
Участие государства в залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется в следующих формах:
q выделение бюджетных ресурсов;
q кредитование;
q выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке;
q в собственность государства.
Приобретенные в собственность государства, заложенные сельскохозяйственные продукция, сырье и продовольствие используются для проведения государственных товарных интервенций, формирования государственных продовольственных фондов и для иных целей.
Перечисленные меры участия государства в операциях залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия не исключают проведения таких операций сельскохозяйственным предприятием и без участия государства. В этом случае, исполнение сторонами обязательств, возникших в связи с договором залога, регулируется соответствующими положениями гражданского законодательства.
Проведение закупочных и товарных интервенций. Закупочные и товарные интервенции государство осуществляет для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Закупочные интервенции - закупки и залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием.
Товарные интервенции - распродажа сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из федерального и региональных продовольственных фондов.
Закупочные интервенции осуществляются в случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже, минимального уровня, или в случае, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие из-за сокращения спроса на них. Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
Законодательством предусмотрена возможность предоставления дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям. Так как и дотации и компенсация являются элементами бюджетного регулирования доходов и расходов, регионов, отраслей и отдельных предприятий, то их предоставление обусловлено необходимостью выделения целевых средств на эти цели в соответствующем бюджете.
Государственное регулирование кредитования агропромышленного производства. При осуществлении этого вида государственного регулирования из средств федерального бюджета выделяются средства для:
q краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;
q долгосрочного кредитования агропромышленного производства;
q залога сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
q авансирования закупок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
q лизинга в сфере агропромышленного производства;
q предоставления кредитным кооперативам, более 50% процентов уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала.
Направлением государственного регулирования следует считать установление особой системы расчетов в агропромышленном производстве. Безналичные расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся по инкассо, если иной порядок расчетов не предусмотрен в договоре. Использование инкассовой формы расчетов в последнее время было существенно сужено ввиду ее нормативной неурегулированности. Общий порядок безналичных расчетов, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации для предприятий всех форм собственности, не запрещает осуществление такой формы расчета, но и не устанавливает порядок ее осуществления. Тот факт, что использование безакцептного списания по расчетам за сельскохозяйственную продукцию закреплено федеральным законом, существенно улучшает положение сельских товаропроизводителей.
Срок оплаты за сельскохозяйственные продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и другим организациям, а также за продовольствие, поставленное торговым и другим организациям, устанавливает ся при инкассо до десяти дней, а по скоропортящимся товарам до пяти дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.
При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие могут осуществляться посредством обязательных (плановых) платежей не реже трех раз в месяц.
Покупатель сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия уплачивает поставщику пеню в размере 2 процентов за каждый день просрочки платежа от суммы несвоевременно оплаченной продукции, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3 процентов. Взыскание пени в пользу поставщика также производится в безакцептном порядке на основании требования поставщика в соответствии с банковскими правилами банком покупателя продукции, с взиманием в пользу последнего 5 процентов полученной пени.
Государственное регулирование страхования в сфере агропромышленного производства заключается в том, что при страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50 процентов страховых взносов, остальные 50 процентов страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета. Правительство Российской Федерации может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам. В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв. Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв формируется за счет отчислений в размере 5 процентов от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур. Страховые организации, осуществляющие страхование урожая сельскохозяйственных культур с участием средств федерального бюджета, обязаны перестраховать часть рисков по этому виду страхования. Доля рисков, подлежащая перестрахованию, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Потребности осуществления научных исследований обуславливают необходимость государственной поддержки основных направлений науки и научной деятельности в сфере агропромышленного производства. Основными направлениями науки и научной деятельности, которым оказывается государственная поддержка, являются:
q фундаментальные и прикладные научные исследования;
q государственные программы в области развития науки и осуществления научной деятельности;
q подготовка, повышение квалификации и переквалификация специалистов в соответствующих учебных заведениях;
q деятельность служб консультации и информации.
Из перечисленных направлений существенный эффект в минимальные сроки могут дать два последних направления.
Специфическим направлением государственной поддержки в сфере агропромышленного производства является поддержка при осуществлении лизинговых операций. Лизинг в сфере агропромышленного производства с участием государства осуществляют юридические лица уполномоченные на то соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерация. Перечень имущества, являющегося предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в части обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретения племенного скота определены Постановлением Правительства РФ.
Субъектами хозяйственной деятельности в сфере сельского хозяйства может производиться лизинг без участия государства. В этом случае порядок осуществления операций регулируется гражданским законодательством.
Ценовая политика государства в агропромышленном секторе экономики осуществляется посредством применения гарантированных и целевых цен.
Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Однако в ряде случаев, в целях регулирования рынка продукции и поддержки товаропроизводителей государство вынуждено вводить гарантированные и целевые цены.
Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации.
Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой цены и устанавливается органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период. То есть, гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию являются разновидностью государственных тарифов и, следовательно, должны включать затраты по производству и реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции и нормальную рентабельность (норму прибыли).
Однако следует иметь в виду, что гарантированные цены могут быть применены только в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции и в ограниченных объемах - перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по гарантированным ценам, уровень гарантированных цен и их индексация, а также порядок применения гарантированных цен должны устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются Правительством Российской Федерации для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства.
Порядок использования целевой цены (нормативного индикатора) также должен определяться Правительством Российской Федерации.
Кроме того, для организаций первичной переработки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса, занимающих доминирующее положение, может применяться регулирование цен в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Законом введен институт государственных агентов, осуществляющих государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, а также государственную поддержку страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Порядок деятельности государственных агентов, осуществляющих государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, определяется Положением о государственном агенте, осуществляющем государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.