Развитие продовольственного рынка России в условиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вступления в ВТО

 

Среди актуальных проблем развития российской экономики особое место занимает обеспечение продовольственной безопасности. РФ не единственное государство в мире, ведущее поиск эффективных методов и форм соединения интересов государства и бизнеса в сфере удовлетворения потребностей граждан в доступных и безопасных продуктах питания.

Продовольственная безопасность относится к разряду глобальных проблем, до сих пор, по данным мировой статистики, доля людей, страдающих от голода, находится на достаточно высоком уровне. Одна из причин этого видится в том, что работа по наращиванию объемов продовольственного рынка замедляется постоянным ростом цен на продовольствие. К факторам роста цен на продовольствие относят не только рост населения во всем мире, но главным образом неоптимальную сельскохозяйственную политику, включая субсидии в развитых странах.

Поднимается вопрос о целесообразности экспортных ограничений, которые вводили государства в качестве снижения цен на продовольствие для своих граждан, по мнению экспертов FAO , эти меры приводили лишь к затяжному кризису или его обострению, что подрывало продовольственную безопасность.

На сегодняшний день в России все научное сообщество и не только активно обсуждает развитие продовольственного рынка страны в условиях членства в ВТО. И это вполне закономерно, поскольку членство в этой организации может двояким образом повлиять на социально-экономическое развитие РФ и динамику ее продовольственного рынка. С одной стороны, условия ВТО требуют от отечественных товаропроизводителей более активной модернизации действующего производства с использованием более производительной и ресурсосберегающей техники и технологий формирования конкурентных преимуществ. Понятно, что эти проблемы быстро не решаются, а времени на проработку стратегии модернизации действующего производства в АПК РФ нет.

С другой стороны, экономическая конкуренция за лидерство на российском продовольственном рынке уже обостряется с расширением числа агрокомпаний, имеющих серьезный опыт конкурентной борьбы на мировом и национальных рынках. И без целенаправленного участия государства в регулировании национального продовольственного рынка отечественному производителю просто не выстоять в обострившейся конкурентной борьбе.

Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

Образована 1 января 1995 года на основании системы взаимных договоренностей (т.н. Уругвайского раунда) между странами-членами ГАТТ. Полностью заменила ГАТТ после годового переходного периода 1 января 1996 года.

ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) был образован на временном основании после Второй мировой войны вслед за другими новыми международными организациями, имеющими целью способствовать экономическому сотрудничеству.

Изначально в ГАТТ входили 23 страны – почти половина из ранее подписавших «черновой», предварительный устав ITO, являвшейся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Устав ГАТТ должен был не только установить определенный порядок международной торговли, но также и содержал правила в отношении трудовых соглашений, ограничительных методов бизнеса, международных капиталовложений и услуг. Чтобы дать толчок к либерализации торговли после Второй мировой войны и исключить преобладание протекционистских мер над либеральными в мировой торговле, в 1946г. были открыты тарифные переговоры между 23-мя странами, т. н. «договаривающимися сторонами», в дальнейшем объединившими в ГАТТ.

Целью ГАТТ являлось обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем ликвидации таможенных и других торговых ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, улучшения использования сырья, роста производства и торгового обмена.

Работа ГАТТ, предусматривает выполнение следующих принципов:

торговля без дискриминаций; защита посредством таможенных пошлин; стабильная основа для торговли путем замораживания таможенных ставок; поощрение справедливой конкуренции; количественные ограничения на импорт консультации и разрешение споров; региональные торговые соглашения; льготный режим для развивающихся стран.

Система ГАТТ развивалась с помощью проведения торговых соглашений (т. н. «раундов»).

Все перечисленные выше факторы и другие обстоятельства способствовали тому, что члены ГАТТ убедились в необходимости новых усилий для укрепления и дальнейшего развития системы международной торговли. Так начался Уругвайский раунд (1986-1994).Уругвайский раунд закончился созданием ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т. н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

В настоящее время система ВТО является наиболее универсальной и полной. Подавляющая часть мировой торговли осуществляется странами-участницами этой организации. Несмотря на достигнутые в ходе «Уругвайского раунда» переговоров соглашения, направленные на либерализацию мировой торговли, протекционизм по-прежнему играет важную роль в международных торговых отношениях.

Цели ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений.

Функции ВТО - контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:

- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования количественных и иных ограничений;

- транспарентность торговой политики;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Членами ВТО, по данным на март 2016 года, являются 162 государства.

С 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО.

Статус наблюдателей в ВТО имеют более 30 государств и более 60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемирный банк.

Среди стран-наблюдателей - Афганистан, Азербайджан, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Сербия, Таджикистан, Узбекистан и др.

Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

- доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

- список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

- перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

- протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Высший руководящий орган ВТО - Конференция министров. Созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел. Конференция избирает главу ВТО.

Текущее управление организацией и наблюдение за выполнением принятых соглашений осуществляет Генеральный совет. В его функции также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.

Членами Генерального совета являются послы или главы представительств стран-членов ВТО.

Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО.

В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг действия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах-участницах, прием новых членов.

В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, а также освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).

Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.

Генеральный директор ВТО с 1 сентября 2005 года – по сентябрь 2013 года являлся Паскаль Лами, с 2013 года и по настоящее время ВТО возглавил Роберто Азеведу.

Штаб-квартира организации находится в Женеве.

На какие вопросы необходимо обратить внимание, прежде всего, с тем, чтобы минимизировать глобальные риски, исходившие из ВТО?

Таких вопросов можно выделить шесть

Первый вопрос - была ли реальная альтернатива вступлению России в ВТО? Перевод нашей экономики на рыночную платформу обусловил ее открытие. Экономика России стала неотъемлемой частью мировой экономики, и возвращение к изоляционизму невозможно. Поэтому иной альтернативы у РФ просто и не было, и нет.

Страны мира, в том числе и Россия, показывают рост внешней торговли, обгоняющий рост ВВП. Эта общая тенденция не может быть приостановлена. Именно поэтому Россия не может абстрагироваться от существования или игнорировать ВТО, через страны-члены которой проходит около 95% мировой торговли и которая диктует правила поведения на мировых рынках.

Второй вопрос - можно ли было отсрочить вступление в ВТО и перенести его на более поздний срок?

Если говорить об истории этого процесса, то необходимо учитывать тот факт, что переговоры о вступлении России в эту организацию продолжались более 18 лет, и поэтапно, шаг за шагом удалось снять сопротивление со стороны целого ряда стран, занимавших негативную, а подчас и враждебную позицию в отношении нашей страны. В условиях консенсусного приема в ВТО, т.е. необходимого для этого согласования всех членов организации, а их до вступления России было 155, пришлось проводить долгие, серьезные и непростые переговоры, осуществлять политические демарши. Когда этот путь уже пройдет, можно ли было искусственно затормозить вступление Росси в ВТО, а это предполагало бы необходимость начинать всю политическую кампанию сначала? Несомненно позволить такие издержки и риски можно только если быть сильно заинтересованным в продолжении политики изоляции России от мирового сообщества.

Третий вопрос -  много ли Россия добилась за время 18-ти летнего переговорного процесса о вступлении в ВТО? Е.М. Примаков сравнивает некоторые первоначальные требования, предъявленные России, с той схемой, на которую согласились партнеры по переговорам. Первоначально РФ предлагали обеспечить доступ иностранных компаний к добыче природных ресурсов, к транспортировке нефти и газа по трубопроводам. В конечном итоге была достигнута договоренность, что регулирование доступа к ресурсам и их освоению будет и далее определяться российским правительством и законодательной властью. В начале переговорного процесса от РФ требовали полного открытия рынков банковских и страховых услуг. По итогам переговоров Россия добилась установления квоты на участие иностранного капитала в банковской и страховой системах страны. Ряд членов ВТО настаивали на обнулении импортных пошлин на ввоз самолетов, автомобилей. Россия же взяла обязательства на снижение пошлин, но в течение семи лет. Следует особо подчеркнуть, что обязательства России в области сельского хозяйства значительно лучшие стандартных, принимаемых другими странами, присоединяющимися к ВТО.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 202.