Исполнение решений органов конституционной юстиции
обеспечивается законодательно закрепленными правовыми, организационными, финансовыми гарантиями.
7. правовым гарантиям исполнения решений конституционных
(уставных) судов отнесем:
· институт ответственности за неисполнение решений187;
В закрепление дополнительных гарантий исполнения
решений;
Законодатели в субъектах устанавливают дополнительную гарантию исполнения решений конституционных (уставных) судов, путем правомерного бездействия, закрепляя:
18 законодательстве о конституционных (уставных) судах, что нормативные правовые акты или их отдельные положения, признанные не
186 Отечественная конституционная юстиция. История и современность. Документы и материалы (1988-2010). Под общей ред. д.ю.н. А.А. Клишаса, д.ю.н. С.М.Шахрая. Фонд современной истории. М. Волтерс Клувер 2010. 1118 с. Стр. 953-1076.
- Об этом см. в следующем пункте данного параграфа.
соответствующими Конституции (Уставу) утрачивают силу и не подлежатприменению независимо от решения об отмене органами, их принявшими (правовой акт, договор или их отдельные положения - в Республике Саха (Якутия); акты или их отдельные положения, в Республике Дагестан, в г. Санкт-Петербурга).
- законодательстве о нормативных правовых актах – путем закрепления основания для утраты нормативным правовым актом юридической силы в том числе, в случае признания Конституционным Судом Российской Федерации нормативного правового акта не соответствующим Конституции Российской Федерации (примером могут быть Законы Новосибирской области от 25.12.2006 N 80-ОЗ (ред. от 31.03.2015),Тверской области от 16.03.2004 N 13-ЗО (ред. от 15.07.2015); Томской области от
07.03.2002 N 9-ОЗ (ред. от 27.12.2013)).
· установление возможности конституционных (уставных) судов предпринимать определенные меры, направленные на реализацию их решений:
самостоятельно осуществлять контроль за исполнением ранее принятых им решений;
анализировать исполнения решений Суда, причины неисполнения или ненадлежащего исполнения последних, что может стать основанием для обращения к государственным органам, не исполняющим его решения, с требованием о прекращении противоправных действий; институт представлений и посланий188.
Так, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания, выявив при рассмотрении дел нарушения Конституции Республики, законодательства, действующего на территории субъекта федерации, своим представлением может обратить внимание компетентных органов и должностных лиц на выявленные нарушения. В Кабардино-Балкарской
- Об этом см. в предыдущем параграфе.
Республике Представление Конституционного Суда может быть адресовано государственным органам, общественным объединением, предприятиям, учреждениям, организациям или должностным лицам. Представление рассматриваются соответствующими органами и должностными лицами в месячный срок, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах уведомляется в соответствующий конституционный суд.
Анализ действующего законодательства показал отличия в закреплении контроля и изучения, информирования об исполнении решений конституционных (уставных) судов по следующим аспектам: субъект и адресат анализа, предмет сроки и последствия.
Согласно Регламента Конституционного Суда России (§ 67) обобщение практики исполнения решений Конституционного Суда производится его Секретариатом (Секретариат Конституционного Суда является самостоятельным подразделением аппарата Конституционного Суда).
- конституционных (уставных) судах субъектов федерации аналогичные функции исполняют:
аппараты соответствующих судов (Аппарат Уставного Суда Калининградской, Свердловской областей, Республик Карелия, Татарстан и Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республики);
секретариат (подразделение аппарата) Конституционных Судов Республик Адыгея, Коми, Марий Эл.
Согласно Регламента Конституционного Суда Республики Башкортостан 2004 г. судья-секретарь организует работу Секретариата Конституционного Суда по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений Конституционного Суда.
Отметим, что в конституционных (уставных) судах происходит не только обобщение практики исполнения решений, но и деятельности пообеспечению исполнения соответствующих решений, ее изучение и анализ состояния дел по исполнению решений и причин неисполнения или
ненадлежащего их исполнения(Республики Башкортостан и Карелия).
Если федеральный уровень не перечисляет субъектов исполнения решений Конституционного Суда России, подразумевая, что секретариат обобщает практику исполнения всеми субъектами, в субъектах указывают, чья деятельность по исполнению решений подлежит обобщению и изучению.
18 УставныхСудахКалининградской,Свердловскойобластей,
Конституционном Суде Республики Карелия это деятельность органов государственной власти.
Вопрос о временных рамках, за которые производится анализ исполнения решений решается по-разному. Так, в Республиках Башкортостан
19. Карелия указано, что Конституционные Суды систематически анализируют состояние дел.
случае необходимости Секретариату Конституционного Суда России
20. аппарату Конституционного Суда Республики Карелия может быть дано поручение подготовить информацию об исполнении одного или ряда конкретных решений соответствующего Конституционного Суда.
Сроки предоставления информации об исполнении решений конституционного (уставного) суда - в Республике Башкортостан - по мере необходимости, а также по итогам календарного года.
Можно выделить два вида информационно-аналитических отчетов: в Конституционном Суде России, Республике Башкортостан – общий, годовой и индивидуальные (об исполнении одного или ряда конкретных решений, в Республике Башкортостан - по мере необходимости).
Информирование конституционных, уставных судов об исполнении его решений осуществляется:
и в Конституционном Суде России секретариатом,который
представляетКонституционномуСудугодовыеинформационно-
аналитические отчеты об исполнении его решений, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства;
23 судья-секретарь в Уставных Судах Калининградской области;
Конституционного Суда Республики Коми и Северная Осетия-Алания;
16. заместитель председателя Уставного суда Санкт-Петербурга.
Если в предыдущих примерах аналитические и информационные материалы об исполнении решений направлялись в конституционные (уставные) суды, то в Республиках Башкортостан и Карелия направляются лично судьям Конституционных Судов.
Отметим, что на федеральном уровне предусмотрена обязанность секретариата Конституционного Суда по мере необходимости готовить информацию о состоянии исполнения решений Конституционного Суда, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, дляпоследующего направления указанной информации в государственные и иные органы, а также иным лицам, определяемым Конституционным Судом189. Эта мера, без сомнения, направлена на предотвращение не исполнения решений суда.
Примерами возможность конституционных (уставных) судов предлагать и предпринимать меры, направленные на улучшение исполнения их решений могут стать Конституционный Суд России, Республики Башкортостан и Карелия.
При установлении факта неисполнения или ненадлежащего исполнения
решения соответствующего конституционного суда, ПредседательКонституционного Суда России либо по его поручению заместитель, в Республике Башкортостан судья-секретарь, а в Республике Карелия Председатель Конституционного Суда в заседании Конституционного Суда вносят на рассмотрение предложения о мерах, которые могли бы способствовать обеспечению исполнения его решения.
Высоко значимым ресурсом Конституционного Суда РФ по обеспечению исполнения принимаемых им решений и подтверждения своей правотворческой состоятельности выступает возможность специальных
В гл. 8, § 67, Регламент Конституционного Суда РФ (ред. от 02.07.2015)
обращений к другим властным органам и должностным лицам. В качестве примера в литературе указывают на соответствующее обращение к
Председателю Правительства РФ о недопустимости нарушения Правительством РФ положений ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», выразившихся в затягивании представления ответа на запрос Суда и неявки представителя Правительства РФ в судебное заседание190. По этому поводу было принесено официальное извинение Председателем Правительства РФ, который издал распоряжение об официальных замечаниях виновным в волоките лицам191.
В субъектах федерации предпринимаются определенные меры,
направленные на обеспечение исполнения решения конституционных (уставных) судов (например, Заявление Уставного Суда Калининградской области от 05.10.2004 "По вопросу юридической силы и исполнения решений Уставного Суда Калининградской области" 192 и др.)
К организационным гарантиям исполнения решений
конституционных (уставных) судов отнесем наличие общего законодательства, регламентирующего порядок формирования, полномочия, структуру и деятельность органов конституционной юстиции и специального, посвященного определенным сферам его деятельности. Например, Закон Республики Коми от 22.12.1994 N 14-РЗ (ред. от 05.05.2014) "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Республики Коми" (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.09.2014), Закон Республики Адыгея от 28.12.2010 N 402 "О регулировании отдельных
27 См.: Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Указ. соч. С. 254 – 255.
28 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 1 апреля 1997 года по делу о проверке конституционности пунктов 8 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет» // СЗ РФ.1997. № 14. Ст. 1730.
29 Заявление Уставного Суда Калининградской области от 05.10.2004 "По вопросу юридической силы и исполнения решений Уставного Суда Калининградской области" // "Российская газета" ("Запад России"), N 220, 07.10.2004.
правоотношений в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности Конституционного суда Республики Адыгея и мировых судей Республики Адыгея" 193 , Закон Республики Бурятия от 14.05.2010 N 1377-IV (ред. от 07.05.2014) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Конституционного Суда Республики Бурятия и мировых судей в Республике Бурятия" 194 и др.
Дополнительными гарантиями исполнения решений конституционных (уставных) судов может быть названо установление внеочередного рассмотрения (рассмотрение во внеочередном порядке) парламентом субъекта федерации законопроекта, принимаемого в случае признания конституционным (уставным) судом нормативно-правового акта не соответствующим Конституции (Уставу) субъекта федерации полностью или частично, или из решение вытекает необходимость устранения пробелов в правовом регулировании. Такое право предусмотрено законодательством республик Башкортостан, Тыва, Дагестан, Чеченской Республики.
- финансовым гарантиям исполнения решений конституционных
(уставных) судов отнесем государственное финансирование.
Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета, где отдельной статьей ежегодно предусматриваются необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми он самостоятельно распоряжается. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.
193 Закон Республики Адыгея от 28.12.2010 N 402 "О регулировании отдельных правоотношений в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности Конституционного суда Республики Адыгея и мировых судей Республики Адыгея" // "Собрание законодательства Республики Адыгея", N 12, декабрь, 2010, ч. I.
- "Бурятия", N 83, 15.05.2010, Официальный вестник N 49.
Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта федерации.
Так, например, законодательно закреплено, что расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Конституционного суда Республики Тыва, несут эти органы и организации; расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств республиканского бюджета в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом Конституционного Суда устанавливаются им исходя из бюджетных ассигнований бюджета Республики Карелия, выделяемых на обеспечение деятельности195.
5. Механизм ответственности за неисполнение решений
Дата: 2019-03-05, просмотров: 222.