Гарантийным элементом механизма реализации решений конституционных (уставных) судов является запрет на нарушение норм, установленных ограничений; ответственность.
Как правило, законодатели используют отсылочный метод при указании на ответственность.
Можно вычленить 4 метода.
Первый: указание на установленную законодательством Российской Федерации ответственность или Федеральным законодательством
195 Закон Республики Карелия от 07.07.2004 N 790-ЗРК (ред. от 06.07.2010) "О Конституционном Суде Республики Карелия" // "Собрание законодательства РК", N 7, июль, 2004, N 7 (Часть I), июль, 2010, ст. 776.
Калининградская область статья 78, Республика Северная Осетия-Алания статья 62, Республика Дагестан статья 77.
Второй: указание на законодательство Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации статья 79 Республика Тыва статья 63 Республика Северная Осетия-Алания статья 92 пункт 2 республики Соха Якутия статья 81 Республики Карелия.
Третий: указание только на законодательство субъектов статья 81 пункт 3 Чеченской республики статья 80 Республики Татарстан статья 92 пункт 3 республики Соха Якутия.
Четвертый: общая формулировка установленную законом ответственность. Этот метод используют законодатели Чеченской Республики статья 82 Республики Татарстан статья 75 Республики Дагестан статья 78.
Целесообразно отличать ответственность за отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения решений конституционных (уставных) судов и неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, умышленное введение в заблуждение конституционных (уставных) судов.
- Республиках Кабардино-Балкария, Татарстан, Тыва, Бурятия и Марий Эл отсылочной нормой предусматривается ответственность за воспрепятствование исполнению решения Конституционного суда (не только за неисполнение, ненадлежащее исполнение).
- первом случае ответственность направлена на принуждение к выполнению или надлежащему выполнению сущностных решений конституционных (уставных) судов, во втором – на повышение роли судопроизводства, обеспечение надлежащего исполнения принципов конституционного (уставного) судопроизводства, процедурных норм.
Примером может быть законодательство Республики Тыва, в котором закреплено право Конституционного суда подвергнуть лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, административному взысканию в соответствии с действующим законодательством.
Примером так же могут стать Республики Татарстан и Дагестан. Так, законом о Конституционном суде Республики Татарстан (статья 80) предусмотрено право Конституционного суда налагать штрафы по основаниям и в порядке, предусмотренном упомянутым законом и законодательства об ответственности за неуважение к суду. Целью ответственности является защита достоинства Конституционного суда и обеспечения нормального хода конституционного судопроизводства. Законодательно установлен механизм возложения и исполнения ответственности. Так наложение штрафа оформляется определением Конституционного суда Республики Татарстан, которое не подлежит опротестованию и обжалованию. Устанавливается срок, который должен быть уплачен штраф не позднее 15 дней со дня уведомления нарушителя о наложении штрафа. Как дополнительная гарантия может быть рассмотрена возможность в случае отказа от уплаты штрафа или неуплаты штрафа в
установленный срок принудительного исполнения определения Конституционного суда по правилам производства по делам об административных правонарушениях. Законодательство Республики Дагестан (статья 78 закона о Конституционном суде республики Дагестан) устанавливает специальной статьей ответственность за несоблюдение установленного порядка конституционного судопроизводства.
Положительным можно назвать: во-первых, выделение 2 составов
правонарушений; во-вторых, конкретизацию, в сравнении с законодательством Республики Татарстан, лиц на которых возлагается ответственность. Законодатель называет участников судебного процесса и
присутствующих в качестве субъектов ответственности за несоблюдение
установленного порядка заседания неподчинение распоряжениям
председательствующего; должностных лиц за непредставление или
несвоевременное представление информации по запросам Конституционного
суда Республики Дагестан.
Мнение Портновой Т.В. «Процедура применения мер федерального воздействия очень сложна и длительна, она не рассчитана на реальное применение, а поэтому теряет смысл и в силу этого не соответствует принципам правового государства. В связи с
вышесказанным можно говорить о незаинтересованности регионального законодателя в установлении реальных санкций за неисполнение актов конституционного правосудия, а стало быть и самом существовании органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации.196»
Неисполнение органами государственной власти и должностными
лицами субъектов Российской Федерации решения Конституционного Суда
Российской Федерации дает основания для применения:
мер уголовной ответственности за неисполнение судебного акта
(статья 315 УК Российской Федерации);
конституционно-правовой ответственности: для вынесения
Президентом Российской Федерации на основании Федерального закона "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" предупреждения соответствующему органу власти
(должностному лицу) субъекта Российской Федерации и возможного
196 Портнова Е. К вопросу об исполнении решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, принятых по жалобам граждан на нарушения основных прав и свобод// Современное право.- 2014.- № 12.- C.98-102.
последующего досрочного прекращения их полномочий (как формы конституционно - правовой ответственности).
Учитывая, что неисполнение решения Конституционного Суда
Российской Федерации объективно создает препятствия для обеспечения
верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на
всей территории страны, для реализации основ конституционного строя и
полномочий федеральных органов государственной власти, дополнительное,
повторное установление иным судом таких обстоятельств для вынесения
Президентом Российской Федерации предупреждения не требуется.
Напомним, что в соответствии с частями первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, т.е., следовательно, и другими судами (Определение Конституционного Суда РФ
от 19.04.2001 N 65-О).
Ответственность участников судебного разбирательства за неуважение
к суду предусмотрена действующим законодательством.
Нормы УК Российской Федерации предусматривают уголовную ответственность за неуважение к суду (ст. 297).
Примечание. Ст. 315 Уголовного Кодекса России, устанавливающая уголовную ответственность в отношении представителя власти государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, за злостное неисполнение вступившего законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению, предусматривает наказание вплоть до 2 лет лишения свободы, в отношении неисполнение решений органами конституционной юстиции ни разу не применялась.
В главе 17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ст.
17.3), однако законодатель не закрепил легального определения термина
"неуважение к суду". Полагаем, что уважительное отношение к статусу и
деятельности суда должно выражаться и в соблюдении регламента
судопроизводства.
Мнение. Жанна Иосифовна Овсепян считает необходимо
установить административную ответственность за неисполнение решений судов (Овсепян Ж.И. О
взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации в сфере исполнения решений принимаемых конституционным судом Российской Федерации и конституционными уставными судами субъектов Российской Федерации. // Проблемы исполнение федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений Конституционного суда Российской Федерации и конституционных уставных судов субъектов
Российской Федерации материалы Всероссийского совещания Москва 22 марта 2001 год под редакцией М.А. Митюкова, А.Т. Кабышева, В.К.Бобровой. Москва. 2001 г. стр. 149- 158). Предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях и законодательства субъектов об административных правонарушениях нормы, предусматривающие ответственность за неисполнение решения конституционного уставного суда или иного судебного акта в отношении представителя власти государственного служащего, муниципального служащего,
- также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации.
- Факторы, влияющие на исполнения решений Конституционного
Дата: 2019-03-05, просмотров: 224.