Исполнение решений Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

законодательными органами государственной власти федерального уровня и субъектов Российской Федерации.

 

Конституционный Суд России, конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации оказывают влияние на региональное правотворчество как опосредовано, посредством выработки правовых позиций, так и непосредственно, давая указания законодательным и иным правотворческим органам или принимая заключения по вопросам законотворчества, отнесенным законодательством к компетенции конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

 

В   отношении   федерального  парламента  законодательно  не

 

предусмотрены обязанность принятия нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряда взаимосвязанных законов либо внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным полностью или в отдельной его части; сроков принятия. Согласно ФКЗ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы вправе осуществлять подготовку проекта новых актов и вносить их в Государственную Думу.

 

Примером прямого предписания законодателю может стать Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 г., где закреплена четкая рекомендация федеральному законодателю, которому «надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - урегулировать порядок рассмотрения обращений объединений граждан и юридических лиц государственными органами и органами местного самоуправления, а также гарантии рассмотрения обращений граждан государственными учреждениями и иными организациями, осуществляющими публично значимые функции»175;


 

 

10 Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П "По делу о проверке


Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П, которым федеральному законодателю вменено в обязанность выполнить определенные действия, ему «надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - внести необходимые изменения в правовое регулирование определения специально отведенных мест»176.

 

Примером общего предписания законодателю может быть Постановление Конституционного Суда РФ от 22 июня 2010 г. N 14-П, которым установлены границы и направления законодательной деятельности: "федеральный законодатель не вправе допускать искажения конституционных принципов и норм, устанавливающих основы правового положения граждан, равно как и отмены или умаления самого данного права, с тем чтобы оно не утратило своего реального содержания" 177.

 

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации так же вправе осуществлять подготовку проекта нового федерального конституционного закона, проекта нового федерального закона или ряда взаимосвязанных проектов законов либо законопроекта о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным в отдельной его части, и

 

конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области" // СЗ РФ. 2012, N 31, ст. 4470.

 

и Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко" // СЗ РФ. 2013, N 8, ст. 868.

и Постановление Конституционного Суда РФ от 22 июня 2010 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М.

Малицкого" // СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3552.


вносить их в Государственную Думу. Это их право не ограничено во времени.

 

9 отношении исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации о признании не соответствующим Конституции России конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закон субъекта Российской Федерации, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель установил и обязанность его исполнить, и сроки: в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или)

 

дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части.

 

силу особенностей конституционного (уставного) судопроизводства

 

и субъектах Российской Федерации, законодатели последних закрепляют дополнительные обязанности своих законодательных (представительных)

 

органов государственной власти по исполнению решений судов:

 

сроки инициирования нового закона (Республик Дагестан – 3 месяца, Чеченская Республика – 6 месяцев);

 

сроки принятия нового закона (Республики Башкортостан, Дагестан, Карелия, Северная Осетия (Алания) Осетия, Тыва, – 6 месяца);

 

сроки отмены закона, признанного неконституционным (Республики Башкортостан, Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания) Осетия, Тыва, - 6 месяцев);


сроки         отмены          подзаконного        акта           законодательного

 

(представительного) органа, признанного неконституционным (Республики Карелия, Башкортостан - 6 месяцев).

 






Исполнение решений Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов Российской Федерации Президентом Российской Федерации, высшими должностными лицами субъекта Российской Федерации.

 

Президент Российской Федерации вправе осуществлять подготовку проекта нового федерального конституционного закона, проекта нового федерального закона или ряда взаимосвязанных проектов законов либо законопроекта о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным в отдельной его части, и вносить их в Государственную Думу.

 

Президент Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет нормативный акт, принимает новый либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

 

Аналогичными полномочиями по исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации обладает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

 

не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

 

вносит    соответствующий   законопроект   в    законодательный


(представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако, федеральный законодатель в этом случае установил срок - не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации.

 

Законодатели субъектов федерации закрепляют дополнительные обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по исполнению решений судов.

 

Так, в Республике Башкортостан высшее должностное лицо субъекта отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый и (или) дополнения не позднее одного месяца после опубликования решения Конституционного Суда субъекта федерации. По пути закрепления аналогии с двухмесячным сроком исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации пошли законодатели Республик Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания) Осетия, Дагестан.

 

Для внесения проекта нового закона, закона или ряда взаимосвязанных проектов законов, либо законопроекта о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части, высшему должностному лицу Республики Тыва и Чеченской республике установлен срок в 2 месяца; Республики Карелия – 6 месяцев; Республики Дагестан – 3 месяца.

 

11. Главы Республики Карелия в случае направления в Законодательное Собрание Республики Карелия положительного заключения на проект Закона Республики Карелия, внесенный одним из субъектов права законодательной инициативы, есть право отложить внесение инициированного им проекта закона Республики Карелия.

 

Исполнение        решений        Конституционного       Суда        РФ,

 


Дата: 2019-03-05, просмотров: 166.