План
7) Теоретические и практические проблемы исполнения решений Конституционного суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации.
8) Формы реализации решений Конституционного суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации.
9) Исполнение решений Конституционного суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации:
законодательными органами государственной власти федерального уровня и субъектов РФ,
Президентом Российской Федерации,
исполнительными органами государственной власти федерального уровня и субъектов РФ,
органами местного самоуправления,
судами,
юридическими лицами и гражданами.
4. Гарантии исполнения решений органов конституционной юстиции.
5. Механизм ответственности за неисполнение решений Конституционного суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации.
8) Факторы влияющие на исполнения решений Конституционного суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации.
Теоретические и практические проблемы исполнения решений Конституционного суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации.
Главной целью конституционного судопроизводства, - утверждал
О.Е. Кутафин, - является защита не столько Конституции как нормативного
акта высшей юридической силы, сколько конституционализма, закрепленного этой Конституцией170.
В конституционно-правовой доктрине исполнение решений органов конституционного правосудия рассматривается как процесс претворения в жизнь правовых установлений. Однако в общественной науке существует более широкое понятие, характеризующее этот процесс, - реализация права.
При этом исполнение решений органов конституционного контроля является одной из форм реализации права.
Это интересно.
В России Верховным Советом РФ, который являлся тогда высшим представительным органом государственной власти, был принят в первом чтении 1 апреля 1992 г. проект закона об обеспечении исполнения решение
В См.: Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М.: НОРМА, 2008. С. 246.
Конституционного суда РФ 171. Законопроект был направлен в субъекты Российской Федерации для обсуждения и представления заключения. Но работа над законопроектом не была завершена.
Юридическая сила актов конституционных (уставных) судов и статус последних, в основном, позволяет обеспечить их исполнение в добровольном порядке. При этом сложности с исполнением отдельных законодательно закрепленных требований порой возникают.
Причины ненадлежащего исполнения актов конституционной юстиции различны:
общая недооценка роли и значения конституционного правосудия в упорядочении конституционного строя; отсутствие материально-финансовых ресурсов и средств; правовой нигилизм; отсутствие достаточного опыта молодых конституционных судов и невысокий их престиж; неустойчивость позитивных тенденций в переходный период; незавершенность
законодательной регламентации этой стадии конституционного судопроизводства, механизма доведения решений Конституционного Суда России до логического конца, до реализации; отсутствие реальной конституционно-правовой ответственности за неисполнение решений конституционных (уставных) судов (Н.В. Витрук172);
правовой нигилизм, сохраняющийся в обществе, во властных структурах, неуважение к закону и правопорядку;
противоречивый процессы во взаимоотношениях федерального центра и регионов;
С. Об этом см.: Митюков М.А. Штрихи к истории Конституционного Суда России. М.: Юрлитинформ, 2014. С. 116-124.
С. Витрук Н.В. Форум: Исполнение решений конституционных судов // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 2002. № 3 (40). С.40.
ущербность процессуального механизма юрисдикции, порой несовершенство самих этих актов (Л.Лазарев173).
Перечисленные причины влекут усложнение понимание решений
конституционных (уставных) судов, приводящее к недопониманию и, как
следствие, не исполнению или не надлежащему исполнению.
Конституционные (уставные) суды в Российской Федерации
формально-принудительным образом не обеспечивают исполнение своих
решений. Тем не менее, они в состоянии повлиять на данный процесс:
9. своих решениях конституционные (уставные) суды могут называть органы, ответственные за реализацию соответствующих положений;
10. своих решениях конституционные (уставные) суды могут назначить сроки исполнения соответствующих решений;
конституционные (уставные) суды вправе самостоятельно
осуществлять контроль за исполнением ранее принятых ими решений;
конституционные (уставные) суды вправе обращаться к
государственным органам, не исполняющим их решения, с требованием о прекращении противоправных действий.
По мнению Александра Николаевича Котова выраженного в работе «Исполнение решений Конституционного суда Российской Федерации» (Журнал Российского права 2013 г. №5, стр. 93-101), «Для устранения противоречий между федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации свойства окончательности должно быть присуще лишь решением Конституционного Суда России, решения конституционных уставных судов субъектов такими свойствами должны обладать».
5. Лазарев Л. Исполнение решений Конституционного Суда РФ // Российская юстиция. 2002.№ 9. с. 19.
В Формы реализации решений Конституционного суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Российской
Федерации.
Современные исследователи выделяет следующие формы реализации решений Конституционного суда РФ:
49 отмена, изменение или дополнение нормы закона в целом, или иного нормативного акта, признанного неконституционным;
50 внесение изменений и (или) дополнений или прекращение действия договора между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, признанных полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации;
51 приостановление процесса введения в действие и применения
(ратификации или утверждения) международного договора Российской Федерации, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации;
и введение моратория на обращение к сложившимся правилам
обыкновения правоприменительной практики, признанной не соответствующей Конституции Российской Федерации;
и практическое применение нормы закона или иного нормативного акта, скорректированного в соответствии с решением Конституционного Суда РФ;
и непосредственное обязательное правопонимание и обеспечение соответствия юридически значимых действий представительными,
исполнительными и судебными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями,
должностными лицами, гражданами и их объединениями согласно толкованию Конституции РФ, данному Конституционным Судом РФ;
В непосредственное применение постановлений Конституционного Суда РФ в случае неисполнения его требований по приведению той или иной нормы в соответствии с Конституцией;
В изъятие из юридического оборота нормы закона, либо закона, иного
нормативного акта, признанного Конституционным Судом не соответствующим Конституции, а значит лишенным юридической силы,
недействующим;
пересмотр дела, разрешенного на основе закона, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации174.
В формам реализации решений конституционных (уставных) судов о признании нормативных правовых актов неконституционными можно отнести отмену; не применение (правомерное бездействие); пересмотр;
устранения пробелов в правовом регулировании.
Отмена, как форма реализации решений конституционных (уставных) судов о признании нормативных правовых актов неконституционными.
Одна из форм – отмена законов, признанных неконституционными;
нормативных правовых актов, признанных неконституционными (Республика Башкортостан – постановление Государственного Собрания – Курултая, нормативный правовой акт соответственно Главы Республики Башкортостан или Правительства Республики Башкортостан, главы администрации района, города Республики Башкортостан, нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления, глава муниципального образования);
6. Пряхина Т. М. Конституционная доктрина Российской Федерации. М., 2006. С. 191 –
§
решений судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными.
Все нормативные положения, аналогичные той норме, которая как не соответствующая Конституции Российской Федерации признана Конституционным Судом Российской Федерации утратившей силу и не подлежащей применению, также не должны применяться и подлежат устранению из правовых систем всех субъектов Российской Федерации как составных элементов правовой системы Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2001 N 65-О).
Поэтому их законодательные (представительные) и исполнительные органы, а также высшие должностные лица обязаны после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменить все подобные положения, содержащиеся в принятых ими нормативных правовых актах.
Не применение как форма реализации решений конституционных (уставных) судов о признании нормативных правовых актов неконституционными.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не применяются (правомерное бездействие);
признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению;
Законодатели субъектов федерации закрепили аналогичные нормы, отличие только в терминологии: в Республиках Адыгея и Саха (Якутия) это договоры, в Республике Башкортостан - публично-правовой договор либо отдельные его положения; международные соглашения и (или) межрегиональные договоры (соглашения) в Кабардино-Балкарской Республике.
решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных
положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению.
Законодатели субъектов федерации повторяют и несколько расширяют положение федерального законодателя. Так, в Республике Саха (Якутия) закреплено, что «положения нормативных актов и договоров, признанных не соответствующими Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), других нормативных актов, на них основанных, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами».
Пересмотр как форма реализации решений конституционных (уставных) судов о признании нормативных правовых актов неконституционными.
Решения судов и иных органов, основанные на правовых актах, признанных неконституционными, подлежат пересмотру в установленном законом порядке (Республики Саха (Якутия), Адыгея); должны быть пересмотрены в установленных законом случаях (Республики Марий Эл,
Башкортостан, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республике).
и Республике Марий Эл в перечень подлежащих пересмотру включены муниципальные нормативные правовые акты; в Республике Башкортостан упоминается федеральное законодательство, устанавливающее случаи для пересмотра.
Устранение пробелов в правовом регулировании как форма реализации решений конституционных (уставных) судов о признании нормативных правовых актов неконституционными.
Законодатели субъектов федерации указывают на субъекты в чью компетенцию входит устранение пробелов. В Республике Башкортостан,
если из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробелов в правовом регулировании, - государственный орган Республики Башкортостан или должностное лицо, принявшие этот акт рассматривают вопрос о принятии нового акта; в Республике Карелия помимо государственного органа указан орган местного самоуправления и их должностные лица.
В законодательстве субъектов регулируется содержание нового акта: так, в Республиках Башкортостан, Северная Осетия-Алания и Карелия новый акт должен содержать положения об отмене акта, признанного не соответствующим Конституции полностью либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в акт, признанный неконституционным в отдельной его части.
3. Исполнение решений Конституционного суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации:
законодательными органами государственной власти федерального уровня и субъектов РФ;
Президентом Российской Федерации, высшими должностными лицами субъекта Российской Федерации;
исполнительными органами государственной власти федерального уровня и субъектов РФ;
органами местного самоуправления;
судами;
Дата: 2019-03-05, просмотров: 253.