Информация о деятельности Конституционного Суда может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа. Конституционный Суд для размещения информации о своей деятельности использует информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, в которой создает свой официальный сайт с указанием адреса электронной почты, по которому может быть направлен запрос. Доступ к информации о деятельности конституционного (уставного) суда обеспечивается его официальным изданием.
Исходя из предмета, информация в сфере конституционного (уставного) судопроизводства, может быть: о деятельности конституционного суда (о принятом решении, об исполнении решения, о заседании); архивная информация; для принятия решения по конкретному делу.
Механизм информационного обеспечения конституционных (уставных) судов закреплен путем негативного и позитивного регулирования и включает
в себя: принципы обеспечения (самостоятельное и независимое; запрет
ограничения установленных условий деятельности); обязанности определенных должностных лиц по информационному обеспечению, по предоставлению информации.
169 Ливеровский А.А., Тхагалегова И.М. Пересмотр итоговых решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Ученые записки юридического факультета [Санкт-Петербургского государственного экономического университета]. СПб., 2015. № 37. С. 45-49.
Так, доступ к информации о деятельности Конституционного Суда Республики Карелия обеспечивается его аппаратом. Ответственные за
предоставление информации лица назначаются Председателем Конституционного Суда.
Судья-секретарь Конституционного суда Республики Тыва доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц принятые судом решения, и информирует об их исполнении; организует информационное обеспечение судей.
Копии решения Конституционного суда Республики Татарстан, соответствие которых оригиналу заверяется в сопроводительном письме, визируемом судьей-докладчиком и подписываемом Председателем Конституционного суда, направляются для опубликования в официальных и иных (по решению Конституционного суда) изданиях. Подписи судей в копиях не воспроизводятся. Текст копии решения завершается формулой: "Конституционный суд Республики Татарстан".
Согласно ст. 6 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" доступ к информации о деятельности судов обеспечивается
следующими способами:
4.присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;
5.обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации;
6. размещение информации о деятельности судов в информационно-
телекоммуникационной сети "Интернет"; В Свердловской области проводятся трансляции заседаний Конституционного Суда Российской
Федерации и Уставного Суда Свердловской области в режиме реального времени в сети Интернет, на официальном сайте размешаются все решения Уставного Суда и информация по рассматриваемым делам.
К размещение информации о деятельности судов в помещениях,
занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества;
3) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;
4) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.
Публичное провозглашение – еще один способ информирования. Рассмотрение дел в заседаниях конституционных судов, как правило, проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Однако, решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Решение конституционных (уставных) судов (Решения Уставного Суда Свердловской области, Постановления и заключения (Республика Саха (Якутия), Свердловской области, Кабардино-Балкарской Республики)) провозглашается в полном объеме в открытом заседании о суда немедленно после его подписания.
Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показал помимо разработки и принятия в 2010-2011 годах аналогичных федеральному закону «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» собственных законов (Республики Ингушетия, Татарстан, Тыва, Коми, Кабардино-Балкарской Республики, Свердловской области), и в основном, его повторяющих, некоторые особенности информирования.
Во первых – широкий круг субъектов. Субъектами информирования могут быть не только судьи и участники по делу, но и органы публичной власти и их должностные лица, институты гражданского общества (общественные объединения, СМИ), граждане.
Во вторых - «направление» конституционным (уставным) судом принятого решения определенному кругу лиц.
Перечень органов власти и должностных лиц, которым направляются постановления и определения конституционных и уставных судов отличается в различных субъектах федерации. Существуют, как правило, два перечня: обязательного и возможного направления.
Решение конституционных (уставных) судов, как правило, обязательно направляются судьям конституционных (уставных) судов; сторонам; главе субъекта Российской Федерации, в представительный и исполнительный органы субъекта Российской Федерации; в Верховный и Арбитражный Суды
соответствующего субъекта, в Прокуратуру субъекта Российской Федерации. В законодательстве некоторых субъектов федерации встречаются
4) иные адресаты. Например, решение конституционных (уставных) судов направляются: Уполномоченному по правам человека и территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в Московской области;
руководителю территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере юстиции, по Кабардино-Балкарской Республике; Министерству юстиции Республики Марий Эл; Нотариальной палате в Республике Саха (Якутия) и в Свердловской области.
6) Свердловской области постановления Уставного суда отправляются так же Конституционному Суду Российской Федерации, конституционным
(уставным) судам субъектов Российской Федерации, федеральным судам и органам юстиции Российской Федерации, расположенным на территории Свердловской области.
Решения Уставного суда могут быть также направлены другим
государственным органам и организациям, общественным объединениям,
должностным лицам и гражданам (Кабардино-Балкарская Республика,
Республика Башкортостан, Московская область). Решения Уставного Суда
Свердловской области могут быть также направлены другим органам
государственной власти Российской Федерации и Свердловской области,
органам местного самоуправления муниципального образования. В
Республика Башкортостан - могут быть направлены органам местного
самоуправления, организациям и общественным объединениям,
должностным лицам и гражданам. В дополнительном списке Республики
Северная Осетия-Алания: другие государственные органы и организации,
общественные объединения, должностные лица и граждане. Решения
Конституционного суда в Республике Тыва могут быть также направлены
другим государственным органам и организациям – дополнительный,
возможный список.
Решение конституционных (уставных) судов направляются адресатам в
разные сроки со дня их подписания: не позднее чем через пять рабочих дней
(Московская область); не позднее чем в недельный срок (Республика Саха
(Якутия), Свердловская область); не позднее десяти дней (Самарская
область); в двухнедельный срок (Кабардино-Балкарская Республика).
Дополнительная литература.
8) Брежнев О. Институт пересмотра решений конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации // Право и политика. М., 2013. № 9. С.
1151-1159.
9) Ливеровский А.А., Тхагалегова И.М. Пересмотр итоговых решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Ученые записки юридического факультета [Санкт-Петербургского государственного экономического университета]. СПб., 2015. № 37. С.
45-49.
10) Побережная И.А. Конституционное регулирование порядка опубликования нормативных правовых актов на государственных
языках республик в составе Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. №5. С.34-37
Ултургашев П. Ю. Значение особых мнений и мнений судей конституционных судов: сравнительный аспект // Российское правосудие. 2012. № 8. С. 30.
Чепурнова Н. Решение Конституционного Суда РФ как образец юридической гармонии // Российская юстиция. 2001. № 10. С. 28 – 31.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.