Парадигма. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Парадигма (некая модель, система идей) – совокупность научных установок, представлений, терминов, которые принимаются научным сообществом и определяют основные направления научных исследований

Парадигмы

Естественнонаучная Гуманитарная
Предмет
Различные формы проявления душевной жизни:поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений.
Задача
Познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности
Человек
Как объект, лишенный активности и ценности. Как субъект, за которым признается активность, ценность

Школы

Бихевиоризм Гуманистическая психология

 

Житейская и научная психология, их взаимоотношения.

Житейская психология — это не наука, а просто взгляды, представления, убеждения и знания о психике, обобщающие бытовой опыт людей, а также жизненный опыт каждого конкретного человека.

Научная и житейская психология дополняют друг друга. Это выражается в том, что:

• житейский и научный психолог часто являются одним и тем же человеком,

• житейские знания нередко служат исходным пунктом, основой для формирования научных понятий и представлений,

• и, наоборот, научные знания проникают в жизнь, способствуя решению многих жизненных психологических проблем.

Отличия житейской и научной психологии

Параметры Житейская y Научная y
Путь получения знаний Знания получены из опыта обыденной жизни Получены теоретическим и экспериментальным путем
По степени обобщенности Знания конкретны и привязаны к ситуациям Знания обобщенны, исп-ся научные понятия
Степень осознанности знаний Знания нтуитивны, неосознанны Знания рациональны и максимально осознанны
Возможность передачи знаний Ограничены пределами семьи и не м.б. переданы большому числу людей Могут исп-ся многими, т.к. фиксируются в научной литературе
По методам получения знаний Наблюдения Эксперимент и др. научные методы

 

Содержание теории Л.С. Выготского о ВПФ

ВПФ: произвольное внимание, произв. память, произв. логическое мышление, речь и др. произв. психические функции. ВПФ = сознание.

ü Человек овладевает природой с помощью орудий труда — человек овладевает психикой с помощью y-их орудий – знаков.

Знаки – это дополнительные искусственные стимулы – средства, с помощью которых человек овладевал поведением. Постепенно появляется способность управления собой.

ü Появляются слова – приказы другому для организации совместных действий

приказы самому себе; появляется способность к самоуправлению.

То, что вначале существовало между людьми в процессе общения, - интерпсихическое, постепенно переходило в интрапсихическое, т.е. во внутренние отношения с собой.

Этот процесс перехода интерпсихического в интрапсихическое называется интериоризация – переход внешнего во внутренний план. Идея интериоризации объясняет путь возникновения сознания.

ü В онтогенезе взрослый воздействует словом на ребенка, побуждая его к какому-то действию. Затем, подражая взрослому, ребенок начинает воздействовать на взрослого. И, наконец, сам, отдавая внутренние приказы себе, управляет своим поведением.

 

Главным средством управления поведением является речь. Сначала психическиие функции возникают во внешней форме (м/у людьми) – в общении, потом обращаются на себя, переходя во внутреннюю форму, и становятся умственными средствами.

 

Вывод: ВПФ: 1. социальны (возникают в обществе и без него невозможны)

               2. опосредованы (существуют с помощью средств – знаков)

               3. произвольны (управляемы)

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 195.