Уровень конкретно-научной методологии | применим к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. |
Методология этого уровня | разрабатывается прежде всего специалистами в данной области знания |
Философские и общенаучные принципы | конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает. |
Ученые | В. Вундт, 3. Фрейд, К. Левин, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Г. Оллпорт, Дж. Келли, а в наше время — Р. Стернберг. |
Уровень процедуры и техники исследования
Уровень процедуры и техники исследования | ü представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы ü связан с исследовательской практикой |
Примеры из психологии | · нормы проведения экспериментально-психологических исследований и классификации видов эксперимента · требования к разработке психодиагностических методов и их классификации |
Выдающиеся психологи XX в. как методологи науки
Л.С. Выготский: Методологические предпосылки и результаты культурно-исторической теории:
Уровень методологического знания | Предпосылки | Результаты |
Философско- мировоззренческий уровень | Исторический материализм К. Маркса и Ф.Энгельса | Преодоление резкого разграничения материальной и идеальной форм |
Общенаучный уровень | Системная методология в исследовании психики | |
Конкретно-научный уровень | Клиническая психология, методы литературоведения | Программа построения культурно-исторической психологии |
Уровень процедуры и техники исследования | Классическая тесто-логия и педологическая диагностика | Формирующий эксперимент |
К. Левин: методологические предпосылки и выводы психологической теории поля:
Уровень методологического знания | Предпосылки | Выводы |
Философско-ми-ровоззренческий уровень | Феноменология Э. Гуссерля | Значение частного случая для теоретического обобщения как гносеологическая проблема |
Общенаучный уровень | Физическая теория поля как язык описания психических явлений | Возможность переноса понятийных систем из одной науки в другую в качестве языка описания |
Конкретно-научный уровень | Исследовательская программа гештальт-психологии | Три конкретно-научные методологические программы (Леонтьев, 2001) |
Уровень процедуры и техники исследования | Эксперименты в гештальт-психологии | Метод экспериментальной пробы в исследовании свойств личности, метод группового тренинга |
Ж. Пиаже: методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта:
Уровень методологического знания | Предпосылки | Выводы |
Философско- мировоззренческий уровень | Идеи А. Бергсона, развитие философской эпистемологии в нач. XX в. | Значение генетической эпистемологии для общей теории познания |
Общенаучный уровень | Структурализм, логика Б. Рассела и А. Уайтхеда | Возможности структурной методологии в изучении интеллекта |
Конкретно-научный уровень | Исследования интеллекта А. Бине и Т. Симона, Л. Термена и др. | Стадиальная теория интеллекта как исследовательская программа |
Уровень процедуры и техники исследования | Тесты интеллекта Бине и Симона, Стэнфорд — Бине. | Метод экспериментальных проб и экспериментальной беседы |
Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Компоненты, образующие основания науки:
1. Научная картина мира
2. Идеалы и нормы научного познания
3. Философские основания науки
Классическая наука
Научная картина мира | Характеризуется детерминистическими представлениями о причинно-следственных связях. Источники детерминистической картины мира: · идея Бога (божественный источник жизни природы) · природа (естественный источник жизни природы) |
Идеалы и нормы научного познания | Заложены в философии Декарта, развитиы в позитивизме и сформулированы в неопозитивизме. Для классической психологии идеал научности - физиология |
Философские основания науки | дуализм Декарта |
Неклассическая наука
Научная картина мира | Лишается представлений о механическом характере детерминации. На смену детерминизму приходит представление о вероятностном характере причинно-следственных связей. Характерны холистические представления об объектах научного исследования, т. е. представления о том, что целое не равно простой арифметической сумме его частей |
Идеалы и нормы научного познания | Идеал научности задан принципом дополнительности Научным признается результат, не имеющий опоры на непосредственные данные органов чувств. |
Философские основания науки | Неклассическая наука отказывается от допущения Абсолютного наблюдателя. Методологическая рефлексия, в том числе и в психологии, направлена на анализ познавательных средств ученого и изучение того, как они задают видение им изучаемых объектов |
Постнеклассическая наука
Научная картина мира | Произошел полный отказ от традиционных детерминистических представлений о мироустройстве, что особенно заметно по общенаучно - методологическим концепциям последней четверти XX в. Изменились представления о соотношении между хаотичностью и законосообразностью ( пример — концепция И.Пригожина) |
Идеалы и нормы научного познания | Принцип «допустимо все» реализуется в построении теоретического знания, когда современные представления физики сопоставляются с идеями миропорядка, сформулированными в древней философии, и подчеркивается преемственность идей. В постнеклассической науке преодолено негативистическое отношение к научным достижениям прошлого. |
Философские основания науки | Философские идеи, высказанные мыслителями прошлого |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.