Уровень конкретно-научной методологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Уровень конкретно-научной методологии   приме­ним к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам.
Методология этого уровня разрабатывается прежде всего специалистами в дан­ной области знания
Философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются при­менительно к данной науке и той реальности, кото­рую она изучает.
Ученые В. Вундт, 3. Фрейд, К. Левин, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Г. Оллпорт, Дж. Келли, а в наше время — Р. Стернберг.

Уровень процедуры и техники исследования

Уровень процедуры и техники исследования ü представляет со­бой нормы и требования к приемам ведения исследо­вательской и практической работы ü связан с исследовательской практикой
Примеры из психологии · нормы проведения экспе­риментально-психологических исследований и клас­сификации видов эксперимента · требования к разработке психоди­агностических методов и их классификации

 

Выдающиеся психологи XX в. как методологи науки

Л.С. Выготский: Методологические предпосылки и результаты культурно-исторической теории:

Уровень методологиче­ского знания Предпосылки Результаты
Философско- мировоззренческий уровень Исторический матери­ализм К. Маркса и Ф.Энгельса Преодоление рез­кого разграничения материальной и идеальной форм
Общенаучный уровень   Системная мето­дология в иссле­довании психики
Конкретно-научный уровень Клиническая психо­логия, методы лите­ратуроведения Программа по­строения культур­но-исторической психологии
Уровень процедуры и техники исследования Классическая тесто-логия и педологиче­ская диагностика Формирующий эксперимент

                                 К. Левин: методологические предпосылки и выводы психологической теории поля:

Уровень методоло­гического знания Предпосылки Выводы
Философско-ми-ровоззренческий уровень Феноменология Э. Гуссерля Значение частного случая для теорети­ческого обобщения как гносеологиче­ская проблема
Общенаучный уровень Физическая теория поля как язык опи­сания психических явлений Возможность перено­са понятийных систем из одной науки в другую в качестве языка описания
Конкретно-науч­ный уровень Исследовательская программа гештальт-психологии Три конкретно-на­учные методологи­ческие программы (Леонтьев, 2001)
Уровень процеду­ры и техники исследования Эксперименты в гештальт-психологии Метод эксперимен­тальной пробы в исследовании свойств личности, ме­тод группового тре­нинга

                                 Ж. Пиаже: методологические предпосылки и выводы структурной теории интеллекта:

Уровень методологи­ческого знания Предпосылки Выводы
Философско- мировоззренческий уровень Идеи А. Бергсона, развитие философ­ской эпистемоло­гии в нач. XX в. Значение генетиче­ской эпистемоло­гии для общей тео­рии познания
Общенаучный уровень Структурализм, логика Б. Рассела и А. Уайтхеда Возможности структурной мето­дологии в изучении интеллекта
Конкретно-научный уровень Исследования ин­теллекта А. Бине и Т. Симона, Л. Термена и др. Стадиальная теория интеллекта как исследовательская программа
Уровень процедуры и техники исследования Тесты интеллекта Бине и Симона, Стэнфорд — Бине. Метод эксперимен­тальных проб и экс­периментальной беседы

Классическая,  неклассическая,  постнеклассическая наука.

Компоненты, образующие основания науки:

1. Научная картина мира

2. Идеалы и нормы научного познания

3. Философские основания науки

Классическая наука

Научная картина мира Характеризуется детерминистическими представле­ниями о причинно-следственных связях. Источники детерминистической картины мира: · идея Бога (божественный источник жизни природы) · природа (естественный источник жизни природы)
Идеалы и нормы научного познания Заложены в философии Декарта, развитиы в позитивизме и сформулированы в неопозитивизме. Для классической психологии идеал научности - физиология
Философские основания науки дуализм Декарта

Неклассическая наука

Научная картина мира Лишается представлений о механическом характере детерминации. На смену детерминизму приходит представление о вероятностном характере причин­но-следственных связей. Характерны холистические представления об объектах научного исследования, т. е. представле­ния о том, что целое не равно простой арифметиче­ской сумме его частей
Идеалы и нормы научного познания Идеал научности задан принципом дополнительно­сти Научным признается результат, не имеющий опоры на непо­средственные данные органов чувств.
Философские основания науки Неклассическая наука отказывается от допущения Абсолютного наблюдателя. Методологическая рефлексия, в том числе и в психологии, направлена на анализ по­знавательных средств ученого и изучение того, как они задают видение им изучаемых объектов

Постнеклассическая наука

Научная картина мира Произошел полный отказ от тради­ционных детерминистических представлений о миро­устройстве, что особенно заметно по общенаучно - ме­тодологическим концепциям последней четверти XX в. Изменились представления о соотношении между хаотичностью и законосообразностью ( пример — концепция И.Пригожина)
Идеалы и нормы научного познания Принцип «допустимо все» реализуется в по­строении теоретического знания, когда современ­ные представления физики сопоставляются с идеями миропорядка, сформулированными в древ­ней философии, и подчеркивается преемствен­ность идей. В постнеклассической науке прео­долено негативистическое отношение к научным до­стижениям прошлого.
Философские основания науки Философские идеи, высказанные мысли­телями прошлого

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 210.