Представления о единицах анализа психики в разных научных школах психологии:
ü ощущения, представления, идеи (ассоцианизм);
ü структурные отношения между фигурой и фоном (гештальтпсихология);
ü реакция или рефлекс (соответственно реактология и рефлексология);
ü поведенческий акт (бихевиоризм)
Л. С. Выготский различал анализ по единицам и анализ по элементам.
Анализ по элементам — попытка разделить изучаемое целое на составные части, которые сами по себе не дают представления ни о целом, ни о его функционировании.
Анализ по единицам — выделение в изучаемом объекте некоторых содержательных единиц, которые содержат в себе значимые свойства целого объекта. Изучение единиц анализа дает представление о свойствах изучаемого объекта.
Н. Д. Горд еева и В. П. Зинченко: ряд требова ний к единице анализа психики:
1. Единица анализа должна быть не диффузным и не синкретическим целым, построенным из эле ментов, т. е. путем соединения всего со всем, а структурным образованием, внутренне связанной психологической структурой.
2. Единица должна содержать в виде противополож ностей свойства целого. Другими словами, единица должна в целом вычленять главные его внутренние противоположности и фиксировать их в себе.
3. Единицы жизнедеятельности, сохраняющие структурные свойства целого, должны быть способны к развитию, в том числе и к саморазвитию, т. е. они должны обладать порождающими свойствами и возможностями трансформации в нечто иное по сравнению со своими исходными формами.
4. Единица должна быть живой частью целого. Такая единица сама должна быть единым далее неразложимым целым, своего рода системой.
5. Необходимо исходить из таксономического подхо да к единицам психологического анализа.
6. Единицы анализа психики, которые выполняют функции генетически исходных, должны иметь реальную чувственно созерцаемую форму.
7. Анализ, расчленяющий сложное целое на единицы, должен создавать возможность синтетиче ского изучения свойств, присущих какому-либо сложному единству (целому) как таковому.
Проблема биологического и социального
Проблема биологического и социального — междисциплинарная, поэтому она конкретизируется по-разному в зависимости от того, в какой области психологии она ставится:
Общая психология | ü как проблема соотношения между природными задатками и прижизненно формирующимися способностями (на пересечении общей и дифференциальной психологии.); ü как проблема соотношения между биологическим и социальным в природе человека. |
Психология интеллекта | ü представления о том, что интеллект никак не обусловлен природными задатками ü представления о том, что интеллект наследуется и его величина полностью определяется величиной IQ родителей (Напр.: Г. Айзенк: интеллект на 80% обусловлен природными задатками) |
Психология личности | Содержание человеческой мотивации: ü не существует специфически человеческих мотивов (психоанализ З. Фрейда) ü биологических потребностей как таковых у человека вообще нет. Можно говорить лишь о том, что человек испытывает некоторые потребности, как и любой живой организм, но его потребности отделены как от способа их удовлетворения, так и от объектов, при помощи которых они удовлетворяются (Напр.: А. Н. Леонтьев: в человеческом обществе предметы потребностей производятся, а благодаря этому производятся и сами потребности) Механизмы мотивации человека: ü представляют собой отчасти развитие тех механизмов, что встречаются у животных (Напр.: мотивационные явления, аналогичные импринтингу) ü наряду с такими у человека имеются и другие механизмы мотивации, не имеющие аналогов в природе (Напр.: «сдвиг мотива на цель», смыслообра зование ). |
Категории психологии
Категория деятельности | Функции, в которых используется категория деятельности (Э. Г. Юдин) Основные содержательные характеристики деятельности |
Категория общения | Многообразие трактовок общения Аспекты изучения общения (Л. П. Буева) Структурные компоненты общения как деятельности (Е. В. Руденский) |
Личность, как системообразующая категория в психологии | Методологические принципы определения личности Проблема единиц анализа личности |
Категория деятельности
Э. Г. Юдин: пять функций, в которых используется категория деятельности:
- как объяснительный принцип наиболее значимы
- как предмет объективного научного изучения; для психологии
- как предмет управления;
- как предмет проектирования;
- как ценность в системах культуры
Дата: 2019-03-05, просмотров: 364.