Впервые применена в отечественной психологии С. Л. Рубинштейном: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть» | |
Категория деятельности становится основой для формирования предмета психологии | Категория деятельности вводится в психологию через соответствующую психологическую интерпретацию (Напр.: у Л. С. Вы готского: представления об ин териоризации, у А. Н. Леонтьева: представления о структуре психической деятельности. у С. Л. Рубин штейна: понимание деятельности как процесса, в котором ре ализуется отношение человека к миру) |
Категория деятельности как предмет объективного научного изучения
Для психологического изучения деятельности становятся необходимы теоретические схемы, прежде всего представления о структуре деятельности. | |
А Н. Леонтьев:
· Мотив — деятельность.
| В.П. Зинченко: модифицированный вариант для изучения исполнительской деятельности: ·Мотив — деятельность. ·Цель — действие. ·Функциональное свойство — операция. · Предметное свойство — функциональный блок. Существенное отличие: условия выполнения действия разделены на функциональные и предметные. |
Основные содержательные характеристики деятельности:
Предметность | ü Проанализирована А. Н. Леонтьевым: в самом понятии деятельности имплицитно содержится понятие ее предмета, а научное исследование деятельности требует открытия ее предмета. ü Мотив понимается как предмет, на который направлена потребность, т. е. как предмет деятельности главное, что отличает одну деятельность от другой, — ее предмет. ü Предметность деятельности порождает предметность не только образов, но и потребностей, эмоций, чувств. |
Субъектность | ü Под субъектом понимается человек как тот, кто осуществляет свои действия и свою деятельность, личность как субъект деятельности. ü Субъектность - осознание человеком себя как носителя своих психологических качеств, а также как носителя сознания и самосознания. |
Осознанность | ü В деятельности человек осознает не все ее уровни (напр.: операции), по мнению А. Н. Леонтьева, в сознании отражается только целевой уровень деятельности. ü Методологический принцип, который стоит за этим утверждением, получил название принципа единства сознания и деятельности. |
Це ленаправленность | Целенаправленность деятельности рассматривается на нескольких уровнях анализа: мотивационный, целевой и операциональный уровни. · мотивационный: осознанность мотивов деятельности. o А. Н. Леонтьев: мотивы-цели (осознаются в ходе самой деятельности) и мотивы-смыслы (могут быть осознаны, но в особых условиях, прежде всего при рефлексивной активности самого субъекта). o В практической психологии (консультирование и психотерапия) анализируются условия для осознания человеком своих мотивов (Напр.: способы пси хологической защиты, к которым человек прибегает, особенности представлений о себе - ригидность или гибкость «Я-концепции» и др.) · целевой: соответствует действиям в структуре деятельности. o А. Н. Леонтьев: побудитель действий - цели. |
Социальность | ü Понимание любой деятельности человека как социальной было впервые в отечественной психологии сформулировано Л. С. Выготским в 1930 г. ü Социальность деятельности проявляется в том, что она является опосредованной культурно-историческими формами и возникает дважды — сперва как совместная и лишь затем как индивидуальная. |
Категория общения
Методологическое значение категории общения состоит в том, что различные ее трактовки задают определенное понимание социального происхождения психики.
В философии | Общение - как актуализация реально существующих общественных отношений; именно общественные отношения обусловливают форму общения. |
В социологии | Общение - как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. ü Изучение общения направлено на понимание места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного фактора социального производства личности. |
В психологии | Общение - как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности человека. Общение - как освоение личностью социокультурных ценностей (Л. С. Выготский) Общение - как самореализацию личнсоти в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми (Е. В. Руденский) ü Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. ü Потребность в общении рассматривается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. |
Л. П. Буева: аспекты изучения общения:
информационно-коммуникативный | общение - вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией |
интеракционный | общение - взаимодействие индивидов в процессе кооперации |
гносеологический | человек - субъект и объект социального познания |
аксиологический | общение - обмен ценностями |
«нормативный» | выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения |
«семиотический» | общение - специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой |
социально-практический (праксиологический) | общение - обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками |
Список структурных компонентов общения как дея тельности Е. В. Руденский
предмет общения | — это другой человек, партнер по общению как субъект |
потребность в общении | — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке |
коммуникативные мотивы | — это то, ради чего предпринимается общение |
действия общения | — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные) |
задачи общения | — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения |
средства общения | — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения |
продукт общения | — это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения |
Личность как системообразующая категория в психологии
Методологические принципы определения личности
Личность представ ляет собой «некое неповторимое единство, некую целостность» (А. Н. Леонтьев) | |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.