Категория деятельности как объяснительный принцип
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Впервые применена в отечественной пси­хологии С. Л. Рубинштейном: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; но в них со­зидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть»

Категория деятельности становится основой для формирования предмета психологии Категория деятельности вводится в психологию через соответству­ющую психологическую интерпретацию (Напр.: у Л. С. Вы­ готского:  представления об ин териоризации, у А. Н. Леонтьева: представления о структуре психической деятельности. у С. Л. Рубин­ штейна: понимание деятельности как процесса, в котором ре­ ализуется отношение человека к миру)

Категория деятельности как предмет объективного научного изучения

Для психо­логического изучения деятельности становятся необхо­димы теоретические схемы, прежде всего представле­ния о структуре деятельности.

А Н. Ле­онтьев: · Мотив — деятельность.
  • Цель — действие.
  • Условие — операция.
  • Психофизиологическая функция.
В.П. Зинченко: модифицированный вариант для изуче­ния исполнительской деятельности: ·Мотив — деятельность. ·Цель — действие. ·Функциональное свойство — операция. · Предметное свойство — функциональный блок. Существенное отличие: условия выполнения действия разделены на функциональные и предметные.

Основные содержательные характеристики деятельности:

Предметность ü Проанализирована А. Н. Леонтьевым:  в самом понятии деятельности имплицитно содержится понятие ее предмета, а на­учное исследование деятельности требует открытия ее предмета. ü Мотив понима­ется как предмет, на который направлена потреб­ность, т. е. как предмет деятельности главное, что отличает одну деятельность от другой, — ее предмет. ü Предметность деятельности порождает предметность не только образов, но и потребностей, эмоций, чувств.
Субъектность ü Под субъектом понимается че­ловек как тот, кто осуществляет свои действия и свою деятельность, личность как субъект деятельности. ü Субъектность - осознание челове­ком себя как носителя своих психологических ка­честв, а также как носителя сознания и самосозна­ния.
Осознанность ü В деятельности че­ловек осознает не все ее уровни (напр.: операции), по мнению А. Н. Ле­онтьева, в сознании отражается только целевой уровень деятельности. ü Методологический принцип, который стоит за эти­м утверждением, получил название принципа един­ства сознания и деятельности.
Це ленаправленность Целенаправленность деятельности рассматрива­ется на нескольких уровнях анализа: мотивационный, целевой и операциональный уровни. · мотивационный: осознанность мотивов деятельности. o А. Н. Леонтьев: мотивы-цели (осознаются в ходе самой дея­тельности) и моти­вы-смыслы (могут быть осознаны, но в особых условиях, прежде всего при рефлексивной активности самого субъекта). o В практической психологии (консультирование и психотерапия) анализируются условия для осознания человеком сво­их мотивов (Напр.: способы пси­ хологической защиты, к которым человек прибегает, особенности представлений о себе - ригидность или гибкость «Я-концепции» и др.) · целевой: соответствует действиям в струк­туре деятельности. o А. Н. Леонтьев: побудитель действий - цели.
Социальность ü Понимание любой деятельности человека как социальной было впервые в отечественной психологии сформулировано Л. С. Вы­готским в 1930 г. ü Социальность деятельно­сти проявляется в том, что она является опо­средованной культурно-историческими формами и возникает дваж­ды — сперва как совместная и лишь затем как индивидуальная.

Категория общения

Ме­тодологическое значение категории общения состоит в том, что различные ее трактовки задают определен­ное понимание социального происхождения психи­ки.

В философии   Общение - как актуа­лизация реально существующих общественных отно­шений; именно общественные отношения обуслов­ливают форму общения.
В социологии Общение - как способ осуществления внутренней эволюции или поддержа­ния статус-кво социальной структуры общества, соци­альной группы в той мере, в какой эта эволюция пред­полагает диалектическое взаимодействие личности и общества. ü Изучение общения направлено на понимание места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного факто­ра социального производства личности.
В психологии Общение - как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необхо­димый для реализации других видов деятельности че­ловека. Общение - как освоение лич­ностью социокультурных ценностей (Л. С. Выготский) Общение - как саморе­ализацию личнсоти в качестве творческой, уникальной инди­видуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми (Е. В. Руденский) ü Психологический анализ общения раскры­вает механизмы его осуществления. ü Потребность в общении рассматривается как важнейшая социаль­ная потребность, без реализации которой замедляет­ся, а иногда и прекращается формирование лично­сти.

Л. П. Буева: аспекты изучения общения:

информационно-коммуникативный общение - вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией
интеракционный общение - взаимодействие индивидов в процессе коопе­рации
гносеологический человек - субъект и объект социального познания
аксиологический общение - обмен ценностями
«нормативный» выявляются место и роль обще­ния в процессе нормативного регулирования по­ведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функцио­нирования в обыденном сознании стереотипов по­ведения
«семиотический» общение - спе­цифическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных зна­ковых систем — с другой
социально-практический (праксиологический) общение - обмен деятельно­стью, способностями, умениями и навыками

Список структурных компонентов общения как дея­ тельности Е. В. Руденский

предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект
потребность в общении — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке
коммуникативные мотивы — это то, ради чего пред­принимается общение
действия общения — это единицы коммуникатив­ной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные)
задачи общения — это та цель, на достижение кото­рой в конкретной коммуникативной ситуации на­правлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения
средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения
продукт общения — это образования материально­го и духовного характера, создающиеся в итоге об­щения

Личность как системообразующая категория в психологии

Методологические принципы определения личности

Личность представ ляет собой «некое неповторимое единство, некую це­лостность» (А. Н. Леонтьев)

Дата: 2019-03-05, просмотров: 211.