Анализ личности «по элементам» - А. Г. Асмолов: факторные теории личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк) и концепции, в которых личность механически «собирается» из блоков темперамента, мотивации, прошлого опыта и т. д. (представления о личности К. К. Платонова, В. С. Мерлина
Анализ личности «по единицам» - выделяется некоторое динамическое образование, в котором сконцентрированы свойства личности как целого (теория В. Н. Мясищева, в которой отношение выступает как единица анализа личности)
А. Г. Асмолов: ряд параметров единиц анализа лич ности
(методологические требова ния к единице анализа):
Динамическая природа единиц структуры личности. | «Влечение», «мотив», «потребность», «диспозиция», «установка» по своей природе являются динамическими образованиями, тенденциями, актуально побуждающими личность к активности. |
Интенциональная содержательная характеристика единиц структуры личности. | Только выявив, на что направлена та или иная динамическая тенденция, ее интенциональный аспект, можно раскрыть собственно предметное содержание единиц структуры личности. (Напр.:в психоанализе «влечение» получает свое содержание только после фиксации на объек те) |
Уровень отражения того содержания, которое имеется в единицах структуры личности | То или иное содержание единиц структуры личности может быть представлено как в осознаваемой, так и неосознаваемой форме (Напр.: мотивы-цели и мотивы-смыслы у А. Н. Леонтьева). |
Генезис единиц структуры личности | .Если при разработке представлений о единицах анализа личности отвлечься от выявления их генезиса, то не будет раскрыт путь возникновения этих единиц, их социальная детерминация, а тем самым их связь с онтогенезом личности, историей развития общества и филогенезом человеческого вида. (Напр.: аналитическая психология К. Г. Юнга, выявившего в структуре личности такие образования, как «эго», комплексы индивидуального бессознательного и архетипы коллективного бессознательного) |
Тип структурных связей между единицами анализа личности | В разных подходах к исследованию структуры личности выступила идея о существовании иерархической уровневой взаимосвязи между ними. (Напр.: представление о трех иерархических уровнях орга низации личности в психоанализе - «Оно», «Я», и «сверх-Я»; иерархия потребностей в гумани стической психологии) |
Саморазвитие динамической организации личности | Выделение механизма, обусловливающего собственную динамику этой организации. |
Взаимосвязь мотивационной и познавательной сфер в единицах анализа личности | В «единицах» анализа личности должно быть преодолено традиционное расщепление личности на мотивационную, волевую, и познавательную сферы (А. Г. Асмолов) Варианты таких единиц анализа: ü знача щие переживания (Л. С. Выготский), ü личностный смысл (А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов), ü конфликтный личностный смысл (В. В. Сталин), ü поступок (С. Л. Рубинштейн), ü направленность (Л. И. Божо вич) |
Операционализация единиц анализа личности | «Если единица анализа личности не фантом, то должны существовать процедуры, позволяющие выявить феноменологические проявления этой единицы, и тем самым в конкретном экспериментальном и клиническом исследовании раскрыть представление об ее природе» А.Г.Асмолов |
Целостность | Продукт анализа личности должен нести в себе все свойства, присущие целому. Единицы анализа личности должны вмещать в себя все свойства целого. |
Методологические принципы психологии
Принцип развития | Человек постоянно изменяется, необходимо менять подход к нему в зависимости от его развития. |
Принцип единства сознания и деятельности | Формируясь в деятельности, сознание в деятельности проявляется. |
Принцип детерминизма | Причинная обусловленность и причинно-следственные связи психических явлений |
Принцип активности | Личность не только объект, но и активный распорядитель. Активность детерминирована взаимодействием (воспитанием) |
Принцип системности | Изучение психических явлений, при котором они рассматриваются как система |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 288.