Фундаментальные (направлены на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний) | Прикладные (прово дятся в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи) |
Монодисциплинарные проводятся в рамках отдельной науки (Например, психологии). | Междисциплинарные требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин (Напр.: генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии) |
Комплексные проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. | Аналитические направлен на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. |
Этапы исследования
Постановка проблемы: что неизвестно? | 1) выявление неполноты нашего знания об изучаемом предмете; 2) описание проблемы на уровне обыденного языка; 3) формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. | ||||
Анализ доступной информации по проблеме | Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. | ||||
формулировка гипотез |
| ||||
Построение плана научного исследования для проверки гипотезы | ü Выбор группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент ü Уточнение объекта исследования, той части реальности, которая будет изучаться ü Выбор места и времени исследования ü Определение порядка экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента | ||||
Выбор подхода | Номотетический подход - исследователь ориентируется на поиск общих законов, описывающих существование и развитие объектов. Идиографический подход - ориентирующий исследователя на описание уникальных, единичных объектов, явлений и событий. | ||||
План эмпирических исследований | Доэкспериментальные планы - проводятся по схемам, не учитывают требований к плану классического экспериментального исследования Квазиэкспериментальные планы - с сознательным отступлением от схемы классического эксперимента в тех случаях, когда полная реализация требований к эксперименту невозможна по каким-либо причинам План ex - post - facto применяется в том случае, если изучаются психологические особенности, возникшие у людей в результате некоторого жизненного события. Корреляционный план - проверяется предположение о связи между несколькими переменными | ||||
Проведение исследований по намеченному плану | Всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта | ||||
Первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение | Общее требование к выводам из любого научного исследования — их достоверность Источники достоверности: ü выбор адекватной методологической основы ü применение разнообразных методик исследования, их соответствие целям и задачам работы ü достаточный объем выборки ü использование различных видов анализа с применением математической статистики |
Фундаментальные методологические проблемы психологии
Проблема объективного метода в психологии | · Попытки создания объективного метода психологии. · Философские предпосылки создания объективного метода по В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили. |
Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии | · Основные варианты разрешения психофизиологической проблемы — параллелизм, взаимодействие, идентичность. |
Проблема единиц анализа психики | · Методологические требования к единице анализа. · Анализ по единицам и анализ по элементам (Л. С. Выготский) |
Проблема биологического и социального | · Междисциплинарная проблема, поэтому она конкретизируется по-разному в зависимости от того, в какой области психологии она ставится |
Проблема объективного метода в психологии
Достижения на пути поиска объективного метода психологии: | · метод естественного эксперимента (А. Ф. Лазурский) · реактология К. Н. Корнилова и рефлексология В.М.Бехтерева · метод рефлексологического исследования, проанализированный Л. С. Выготским · метода формирующего эксперимента, или инструментальный метод Л. С. Выготского |
Философские предпосылки создания объективного метода по В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили. | · неразложимость явлений психологической реальности на элементы; · необходимость пересмотра традиционно резкого противопоставления материального и идеального, внешнего и внутреннего, объективного и субъективного; · внесение внутренней (психологической) реальности в объект изучения; · рассмотрение сознания как психологической реальности, находящейся в зазоре длящегося опыта, позволяющей отсрочивать действие; · рассмотрение психической реальности как особого, неевклидового по своим пространственным характеристикам поля, в котором представлены одновременно и предметное содержание внешних объектов, и сам субъект познания, общения и действия. |
Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
Психофизическая проблема - соотношение между телом и душой.
Психофизиологическая проблема - соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме.
Варианты решения проблемы | Характеристика |
Психофизиологический па раллелизм – один из | ü Суть - противопоставление независимо существующих психики и мозга (души и тела). Например: В. Вундт: физиологические методы игра ли вспомогательную роль в исследовании психиче ского, а главная роль отводилась интроспекции. ü Целью психофизиологического исследования, должно являться выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов (Марютина, 1997). ü Психофизиологический параллелизм обходит стороной очевидные факты влияния психического состояния человека на физическое (например, возникно вение психосоматических заболеваний ) и игнорирует влияние физического состояния человека на психическое. |
Психофизиоло гическая идентичность ( психофизиоло гическое соответствие) | ü Представляет собой крайнюю форму физиологического редукционизма. Представители Г. Фейгль, Г. Барлоу, М. Бунге ü Возражение - сознание человека как форма отражения окружающей реальности оказывается ненужным, если в центральной нервной системе все равно происходит обнаружение всех параметров окружения. |
Всихофизиологическое взаимодействие | ü Допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния. Представляет собой вариант паллиативного, т. е. частичного решения проблемы, поскольку лишь отодвигает неизбежное возникновение вопроса о соотношении психических и физиологических процессов. |
Физиология помогает психологам сформулировать точку зрения
ü на сущность физиологических процессов (напр.: представление А. А. Ухтомского о функциональном органе как любом временном соче тании сил),
ü на место психологической реальности в построении живого движения (Н. А. Бернштейн),
ü на гибкость функционирования нервной системы и участие психических инстанций — «акцепторов действия», «образов потребного будущего» и т. д. — в регуляции жизнедеятельности (П. К. Анохин).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.