Исследования по содержательным характеристикам могут быть поделены (Дружинин)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Фундаментальные (направлены на познание ре­альности без учета практического эффекта от при­менения знаний)   Прикладные (прово дятся в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной прак­тической задачи)
Монодисциплинарные проводятся в рамках отдельной науки (Например, психологии).   Междисциплинарные требуют учас­тия специалистов различных областей и прово­дятся на стыке нескольких научных дисциплин (Напр.: генетические иссле­дования, исследования в области инженерной психофизиологии)
Комплексные проводятся с помощью сис­темы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оп­тимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Аналитические направлен на выявление одного, наиболее существенного, по мнению ис­следователя, аспекта реальности.  

Этапы исследования

 

Постановка проблемы: что неизвестно?   1) выявление неполноты нашего знания об изучаемом предмете; 2) описание проблемы на уров­не обыденного языка; 3) формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.
Анализ доступной информации по проблеме Может ока­заться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к оконча­тельному результату.
фор­мулировка гипотез
Теоретические Эмпирические
существуют как части научной теории и вы­двигаются для того, чтобы восполнить неполноту теоретического знания или устранить имеющиеся в теорий противоречия. не обязательно основы­ваются на теории; должны быть операционализируемы, т. е. быть доступными для проверки эмпирическим путем с помощью некоторых исследовательских про­цедур

 

Построение плана научного исследования для проверки гипотезы ü Выбор группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент ü Уточнение объекта исследования, той части реальности, которая будет изучаться ü Выбор места и времени исследования ü Определение порядка экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента
Выбор подхода Номотетический подход - исследователь ориентируется на поиск общих законов, описывающих существование и развитие объектов. Идиографический под­ход - ориентирующий исследователя на описание уни­кальных, единичных объектов, явлений и событий.
План эмпирических исследований Доэкспериментальные планы - проводятся по схемам, не учитывают требований к плану классического экспериментального исследования Квазиэкспериментальные планы - с со­знательным отступлением от схемы классического эксперимента в тех случаях, когда полная реализация требований к эксперименту невозможна по каким-ли­бо причинам План ex - post - facto применяется в том случае, если изу­чаются психологические особенности, возникшие у людей в результате некоторого жизненного события. Корреляционный план - проверяется предположение о связи между не­сколькими переменными
Проведение исследований по намеченному пла­ну Всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта
Первичный анализ данных, их математиче­ская обработка, интерпретация и обобщение Общее требование к выводам из любого научного исследования — их достоверность Источники досто­верности: ü выбор адекватной методологической осно­вы ü применение разнообразных методик исследова­ния, их соответствие целям и задачам работы ü доста­точный объем выборки ü использование различных видов анализа с применением математической ста­тистики

 

Фундаментальные методологические проблемы психологии

Проблема объективного метода в психологии · Попытки создания объективного метода психологии. · Философские предпосылки создания объективного метода по В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили.
Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии · Основные варианты разрешения психофизиологической проблемы — паралле­лизм, взаимодействие, идентичность.
Проблема единиц анализа психики · Методологические требования к единице анализа. · Анализ по единицам и анализ по элементам (Л. С. Выготский)
Проблема биологического и социального · Междисциплинарная проблема, поэтому она конк­ретизируется по-разному в зависимости от того, в какой области психологии она ставится

Проблема объективного метода в психологии

Достижения на пути поиска объективного метода психологии: · метод естест­венного эксперимента (А. Ф. Лазурский) · реактология К. Н. Корнило­ва и рефлексология В.М.Бехтерева · метод рефлек­сологического исследования, проанализированный Л. С. Выготским · метода формирующего эксперимента, или ин­струментальный метод Л. С. Выготского
Философские предпосылки создания объективного метода по В. П. Зинченко и  М. К. Мамардашвили.   · неразложимость явлений психологической реаль­ности на элементы; · необходимость пересмотра традиционно резкого противопоставления материального и идеально­го, внешнего и внутреннего, объективного и субъ­ективного; · внесение внутренней (психологической) реально­сти в объект изучения; · рассмотрение сознания как психологической реальности, находящейся в зазоре длящегося опыта, позволяющей отсрочивать действие; · рассмотрение психической реальности как особого, неевклидового по своим пространственным харак­теристикам поля, в котором представлены одновре­менно и предметное содержание внешних объектов, и сам субъект познания, общения и действия.

Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии

Психофизическая проблема - соотноше­ние между телом и душой.

Психофизиологическая проблема - соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме.

Варианты решения проблемы Характеристика
Психофизиологический па­ раллелизм – один из ü Суть - противопоставле­ние независимо существующих психики и мозга (души и тела). Например: В. Вундт: физиологические методы игра­ ли вспомогательную роль в исследовании психиче­ ского, а главная роль отводилась интроспекции. ü Целью психофизиологического исследования, должно являться выявление за­кономерностей параллельности протекания психиче­ских и физиологических процессов (Марютина, 1997). ü Психофизиологический параллелизм обходит сто­роной очевидные факты влияния психического состо­яния человека на физическое (например, возникно­ вение психосоматических заболеваний ) и игнорирует влияние фи­зического состояния человека на психическое.
Психофизиоло­ гическая идентичность ( психофизиоло­ гическое соответствие) ü Представляет собой край­нюю форму физиологического редукционизма. Представители Г. Фейгль, Г. Барлоу, М. Бунге ü Возражение - сознание человека как форма отра­жения окружающей реальности оказывается ненуж­ным, если в центральной нервной системе все равно происходит обнаружение всех параметров окружения.
Всихофизиологическое взаимодействие ü Допускает опре­деленную степень взаимодействия и взаимовлияния. Представляет со­бой вариант паллиативного, т. е. частичного решения проблемы, поскольку лишь отодвига­ет неизбежное возникновение вопроса о соотношении психических и физиологических процессов.

Физиология помогает психологам сформулиро­вать точку зрения

ü на сущность физиологических про­цессов (напр.: представление А. А. Ухтомского о функциональном органе как любом временном соче­ тании сил),

ü на место психологической реальности в построении живого движения (Н. А. Бернштейн),

ü на гибкость функционирования нервной системы и уча­стие психических инстанций — «акцепторов дейст­вия», «образов потребного будущего» и т. д. — в регуля­ции жизнедеятельности (П. К. Анохин).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 203.