Роль и значение методологии для психологической науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Роль методологии осмысление средств, применяемых исследователем (рефлексивная функция)

 

Базовые понятия методологии науки: предмет и объект исследования, познавательная ситуация

Предмет  -  совокупность объекта исследования и познавательных средств его изучения Предмет науки для психологии – системообразующая категория Структура научного предмета ( Г. П. Щедровицкий): 1) факты, или единицы эмпирического материала; 2) средства выражения Напр.: системы понятий 3) методические предписания и системы мето­дик, фиксирующие приемы научно-исследовательской работы; 4) онтологические схемы, изображающие идеальную действительность изучения Напр.: пирамида Маслоу 5) модели представления Модель – материальный или идеальный объект, упрощенная версия явления, повторяющая его существенные свойства Напр.: модель личности З. Фрейда, схема деятельности Леонтьева ; 6) знания, объединяемые в теоретическую систему Напр.: т. Фрейда - ЗМЛ, бессознательное 7) проблемы и задачи научного исследования Напр.: взаимосвязь ЗМЛ и поведения в конфликтных ситуациях
Объект – область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций
Познавательная ситуация Ø проблема как неполнота знаний об изучаемом пред­мете Ø задачи, поставленные для решения познава­тельной проблемы, Ø условия Ø совокупность средств, имеющихся для решения задач Ø исследователь (учет личности, анализ биографии)

 

Историческое развитие методологии науки

База методологии Философия
Античная философия Сократ, Платон, Аристотель: разработаны логические основы познания
Новое время Ф. Бэкон: классификация наук; идеи разработки новых, еще не созданных научных направлений; типология заблуждения человеческого ума; основы эмпирического метода в науке Р. Декарт: дуализм- качественное различие материи и неделимой мыслящей субстанции; научное познание идет путем дедукции Дж. Локк: в основе знания – простые идеи, возбуждаемые в уме первичными и вторичными качествами предметов; эмпиризм И Кант: критическое отношение к научному знанию Г.Ф.В. Гегель: принцип восхождения от абстрактного к конкретному
XVIII – XIX вв. Появление методологических подходов (совокупность представлений о путях научного познания и развития науки, имеющих общие принципиальные моменты): · Позитивизм (О. Кон). ü Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер: знания проистекают из опыта, они обобщаются в законах. ü Конец XIXв. – кризис, вызванный бурным развитием естественных наук (Э.Мах, Р.Авенариус).
XX  в. · Неопозитивизм (Л. Витгенштейн) ü Центральная проблема – критерий научности.. ü Принцип верифицируемости – подлинно научное высказывание должно быть логически выводимо из данных чувственного опыта, зафиксированного в научном наблюдении ü К. Поппер: критерий научности – критерий фальсифицируемости (подлинно научным может считаться высказывание, которое в принципе может быть опровергнуто · Постпозитивизм ü Критическое отношение к неопозитивистским критериям научности как абсолютным ü Попытки построить универсальную модель развития ü Т. Кун: понятие «научная парадигма»; допарадигмальный период развития науки (накопление фактов) и парадигмальный (принятие научной парадигмы) ü И. Лакатос: модель развития науки – понятие исследовательской программы теории ü П. Фейерабенд: ценность науки по сравнению с др. формами познания ü М. Полани: концепция личностного знания: 2 уровня в любом знании: теоретический (научные публикации) и личностный (личностный опыт)

Дата: 2019-03-05, просмотров: 183.