Методология науки как область научного познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методология науки как область научного познания

Методология (трад.) – учение о методах

Методология (прикл.) – система принципов организации научного исследования, на которые опирается исследователь в ходе получения конкретных знаний

Наука – особый вид познания, направленный на получение системных знаний.

Наука выявляет законы и закономерности и дает возможность прогнозирования

Научный метод – способ организации исследования, который приводит к истине.

 

Структура методологического знания (Э.Г. Юдин)

Роль и значение методологии для психологической науки

Роль методологии осмысление средств, применяемых исследователем (рефлексивная функция)

 

Базовые понятия методологии науки: предмет и объект исследования, познавательная ситуация

Предмет  -  совокупность объекта исследования и познавательных средств его изучения Предмет науки для психологии – системообразующая категория Структура научного предмета ( Г. П. Щедровицкий): 1) факты, или единицы эмпирического материала; 2) средства выражения Напр.: системы понятий 3) методические предписания и системы мето­дик, фиксирующие приемы научно-исследовательской работы; 4) онтологические схемы, изображающие идеальную действительность изучения Напр.: пирамида Маслоу 5) модели представления Модель – материальный или идеальный объект, упрощенная версия явления, повторяющая его существенные свойства Напр.: модель личности З. Фрейда, схема деятельности Леонтьева ; 6) знания, объединяемые в теоретическую систему Напр.: т. Фрейда - ЗМЛ, бессознательное 7) проблемы и задачи научного исследования Напр.: взаимосвязь ЗМЛ и поведения в конфликтных ситуациях
Объект – область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций
Познавательная ситуация Ø проблема как неполнота знаний об изучаемом пред­мете Ø задачи, поставленные для решения познава­тельной проблемы, Ø условия Ø совокупность средств, имеющихся для решения задач Ø исследователь (учет личности, анализ биографии)

 

Уровень общенаучной методологии

Уровень общенаучной ме­тодологии:

    • содержательные науч­ные концепции (например, концепция ноосферы В. И. Вернадского),
    • универсальные концептуальные системы (тектология А. А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи)
    • некоторые современ­ные общенаучно - методологические подходы (си­нергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы),
    • методологические или ло­гико-методологические концепции — структурализм, системный анализ, логический анализ

Классическая наука

Научная картина мира Характеризуется детерминистическими представле­ниями о причинно-следственных связях. Источники детерминистической картины мира: · идея Бога (божественный источник жизни природы) · природа (естественный источник жизни природы)
Идеалы и нормы научного познания Заложены в философии Декарта, развитиы в позитивизме и сформулированы в неопозитивизме. Для классической психологии идеал научности - физиология
Философские основания науки дуализм Декарта

Неклассическая наука

Научная картина мира Лишается представлений о механическом характере детерминации. На смену детерминизму приходит представление о вероятностном характере причин­но-следственных связей. Характерны холистические представления об объектах научного исследования, т. е. представле­ния о том, что целое не равно простой арифметиче­ской сумме его частей
Идеалы и нормы научного познания Идеал научности задан принципом дополнительно­сти Научным признается результат, не имеющий опоры на непо­средственные данные органов чувств.
Философские основания науки Неклассическая наука отказывается от допущения Абсолютного наблюдателя. Методологическая рефлексия, в том числе и в психологии, направлена на анализ по­знавательных средств ученого и изучение того, как они задают видение им изучаемых объектов

Постнеклассическая наука

Научная картина мира Произошел полный отказ от тради­ционных детерминистических представлений о миро­устройстве, что особенно заметно по общенаучно - ме­тодологическим концепциям последней четверти XX в. Изменились представления о соотношении между хаотичностью и законосообразностью ( пример — концепция И.Пригожина)
Идеалы и нормы научного познания Принцип «допустимо все» реализуется в по­строении теоретического знания, когда современ­ные представления физики сопоставляются с идеями миропорядка, сформулированными в древ­ней философии, и подчеркивается преемствен­ность идей. В постнеклассической науке прео­долено негативистическое отношение к научным до­стижениям прошлого.
Философские основания науки Философские идеи, высказанные мысли­телями прошлого

 

Виды теорий

Виды теорий

Исследование в психологии

Структура психологического исследования :

1. выдвижение гипотез;

2. планирование исследования;

3. проведение исследования;

4. интерпретация данных;

5. опровержение или подтверждение гипотезы (ги­потез);

6. формулирование новой гипотезы с последующей ее проверкой в случае опровержения старой.

Этапы исследования

 

Постановка проблемы: что неизвестно?   1) выявление неполноты нашего знания об изучаемом предмете; 2) описание проблемы на уров­не обыденного языка; 3) формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.
Анализ доступной информации по проблеме Может ока­заться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к оконча­тельному результату.
фор­мулировка гипотез
Теоретические Эмпирические
существуют как части научной теории и вы­двигаются для того, чтобы восполнить неполноту теоретического знания или устранить имеющиеся в теорий противоречия. не обязательно основы­ваются на теории; должны быть операционализируемы, т. е. быть доступными для проверки эмпирическим путем с помощью некоторых исследовательских про­цедур

 

Построение плана научного исследования для проверки гипотезы ü Выбор группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент ü Уточнение объекта исследования, той части реальности, которая будет изучаться ü Выбор места и времени исследования ü Определение порядка экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента
Выбор подхода Номотетический подход - исследователь ориентируется на поиск общих законов, описывающих существование и развитие объектов. Идиографический под­ход - ориентирующий исследователя на описание уни­кальных, единичных объектов, явлений и событий.
План эмпирических исследований Доэкспериментальные планы - проводятся по схемам, не учитывают требований к плану классического экспериментального исследования Квазиэкспериментальные планы - с со­знательным отступлением от схемы классического эксперимента в тех случаях, когда полная реализация требований к эксперименту невозможна по каким-ли­бо причинам План ex - post - facto применяется в том случае, если изу­чаются психологические особенности, возникшие у людей в результате некоторого жизненного события. Корреляционный план - проверяется предположение о связи между не­сколькими переменными
Проведение исследований по намеченному пла­ну Всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта
Первичный анализ данных, их математиче­ская обработка, интерпретация и обобщение Общее требование к выводам из любого научного исследования — их достоверность Источники досто­верности: ü выбор адекватной методологической осно­вы ü применение разнообразных методик исследова­ния, их соответствие целям и задачам работы ü доста­точный объем выборки ü использование различных видов анализа с применением математической ста­тистики

 

Фундаментальные методологические проблемы психологии

Проблема объективного метода в психологии · Попытки создания объективного метода психологии. · Философские предпосылки создания объективного метода по В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили.
Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии · Основные варианты разрешения психофизиологической проблемы — паралле­лизм, взаимодействие, идентичность.
Проблема единиц анализа психики · Методологические требования к единице анализа. · Анализ по единицам и анализ по элементам (Л. С. Выготский)
Проблема биологического и социального · Междисциплинарная проблема, поэтому она конк­ретизируется по-разному в зависимости от того, в какой области психологии она ставится

Проблема объективного метода в психологии

Достижения на пути поиска объективного метода психологии: · метод естест­венного эксперимента (А. Ф. Лазурский) · реактология К. Н. Корнило­ва и рефлексология В.М.Бехтерева · метод рефлек­сологического исследования, проанализированный Л. С. Выготским · метода формирующего эксперимента, или ин­струментальный метод Л. С. Выготского
Философские предпосылки создания объективного метода по В. П. Зинченко и  М. К. Мамардашвили.   · неразложимость явлений психологической реаль­ности на элементы; · необходимость пересмотра традиционно резкого противопоставления материального и идеально­го, внешнего и внутреннего, объективного и субъ­ективного; · внесение внутренней (психологической) реально­сти в объект изучения; · рассмотрение сознания как психологической реальности, находящейся в зазоре длящегося опыта, позволяющей отсрочивать действие; · рассмотрение психической реальности как особого, неевклидового по своим пространственным харак­теристикам поля, в котором представлены одновре­менно и предметное содержание внешних объектов, и сам субъект познания, общения и действия.

Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии

Психофизическая проблема - соотноше­ние между телом и душой.

Психофизиологическая проблема - соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме.

Варианты решения проблемы Характеристика
Психофизиологический па­ раллелизм – один из ü Суть - противопоставле­ние независимо существующих психики и мозга (души и тела). Например: В. Вундт: физиологические методы игра­ ли вспомогательную роль в исследовании психиче­ ского, а главная роль отводилась интроспекции. ü Целью психофизиологического исследования, должно являться выявление за­кономерностей параллельности протекания психиче­ских и физиологических процессов (Марютина, 1997). ü Психофизиологический параллелизм обходит сто­роной очевидные факты влияния психического состо­яния человека на физическое (например, возникно­ вение психосоматических заболеваний ) и игнорирует влияние фи­зического состояния человека на психическое.
Психофизиоло­ гическая идентичность ( психофизиоло­ гическое соответствие) ü Представляет собой край­нюю форму физиологического редукционизма. Представители Г. Фейгль, Г. Барлоу, М. Бунге ü Возражение - сознание человека как форма отра­жения окружающей реальности оказывается ненуж­ным, если в центральной нервной системе все равно происходит обнаружение всех параметров окружения.
Всихофизиологическое взаимодействие ü Допускает опре­деленную степень взаимодействия и взаимовлияния. Представляет со­бой вариант паллиативного, т. е. частичного решения проблемы, поскольку лишь отодвига­ет неизбежное возникновение вопроса о соотношении психических и физиологических процессов.

Физиология помогает психологам сформулиро­вать точку зрения

ü на сущность физиологических про­цессов (напр.: представление А. А. Ухтомского о функциональном органе как любом временном соче­ тании сил),

ü на место психологической реальности в построении живого движения (Н. А. Бернштейн),

ü на гибкость функционирования нервной системы и уча­стие психических инстанций — «акцепторов дейст­вия», «образов потребного будущего» и т. д. — в регуля­ции жизнедеятельности (П. К. Анохин).

Категории психологии

Категория деятельности Функции, в которых используется категория деятельности (Э. Г. Юдин) Основные содержательные характеристики деятельности
Категория общения Многообразие трактовок общения Аспекты изучения общения (Л. П. Буева) Структурные компоненты общения как дея­тельности (Е. В. Руденский)
Личность, как системообразующая категория в психологии Методологические принципы определения личности Проблема единиц анализа личности

 

Категория деятельности

Э. Г. Юдин:  пять функций, в которых используется категория деятельности:

- как объяснительный принцип                                         наиболее значимы

- как предмет объективного научного изучения;                 для психологии

- как предмет управления;

- как предмет проектирования;

- как ценность в системах культуры

Категория общения

Ме­тодологическое значение категории общения состоит в том, что различные ее трактовки задают определен­ное понимание социального происхождения психи­ки.

В философии   Общение - как актуа­лизация реально существующих общественных отно­шений; именно общественные отношения обуслов­ливают форму общения.
В социологии Общение - как способ осуществления внутренней эволюции или поддержа­ния статус-кво социальной структуры общества, соци­альной группы в той мере, в какой эта эволюция пред­полагает диалектическое взаимодействие личности и общества. ü Изучение общения направлено на понимание места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного факто­ра социального производства личности.
В психологии Общение - как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необхо­димый для реализации других видов деятельности че­ловека. Общение - как освоение лич­ностью социокультурных ценностей (Л. С. Выготский) Общение - как саморе­ализацию личнсоти в качестве творческой, уникальной инди­видуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми (Е. В. Руденский) ü Психологический анализ общения раскры­вает механизмы его осуществления. ü Потребность в общении рассматривается как важнейшая социаль­ная потребность, без реализации которой замедляет­ся, а иногда и прекращается формирование лично­сти.

Л. П. Буева: аспекты изучения общения:

информационно-коммуникативный общение - вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией
интеракционный общение - взаимодействие индивидов в процессе коопе­рации
гносеологический человек - субъект и объект социального познания
аксиологический общение - обмен ценностями
«нормативный» выявляются место и роль обще­ния в процессе нормативного регулирования по­ведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функцио­нирования в обыденном сознании стереотипов по­ведения
«семиотический» общение - спе­цифическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных зна­ковых систем — с другой
социально-практический (праксиологический) общение - обмен деятельно­стью, способностями, умениями и навыками

Список структурных компонентов общения как дея­ тельности Е. В. Руденский

предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект
потребность в общении — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке
коммуникативные мотивы — это то, ради чего пред­принимается общение
действия общения — это единицы коммуникатив­ной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные)
задачи общения — это та цель, на достижение кото­рой в конкретной коммуникативной ситуации на­правлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения
средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения
продукт общения — это образования материально­го и духовного характера, создающиеся в итоге об­щения

Личность как системообразующая категория в психологии

Методологические принципы определения личности

Личность представ ляет собой «некое неповторимое единство, некую це­лостность» (А. Н. Леонтьев)

Содержание теории Л.С. Выготского о ВПФ

ВПФ: произвольное внимание, произв. память, произв. логическое мышление, речь и др. произв. психические функции. ВПФ = сознание.

ü Человек овладевает природой с помощью орудий труда — человек овладевает психикой с помощью y-их орудий – знаков.

Знаки – это дополнительные искусственные стимулы – средства, с помощью которых человек овладевал поведением. Постепенно появляется способность управления собой.

ü Появляются слова – приказы другому для организации совместных действий

приказы самому себе; появляется способность к самоуправлению.

То, что вначале существовало между людьми в процессе общения, - интерпсихическое, постепенно переходило в интрапсихическое, т.е. во внутренние отношения с собой.

Этот процесс перехода интерпсихического в интрапсихическое называется интериоризация – переход внешнего во внутренний план. Идея интериоризации объясняет путь возникновения сознания.

ü В онтогенезе взрослый воздействует словом на ребенка, побуждая его к какому-то действию. Затем, подражая взрослому, ребенок начинает воздействовать на взрослого. И, наконец, сам, отдавая внутренние приказы себе, управляет своим поведением.

 

Главным средством управления поведением является речь. Сначала психическиие функции возникают во внешней форме (м/у людьми) – в общении, потом обращаются на себя, переходя во внутреннюю форму, и становятся умственными средствами.

 

Вывод: ВПФ: 1. социальны (возникают в обществе и без него невозможны)

               2. опосредованы (существуют с помощью средств – знаков)

               3. произвольны (управляемы)

 

Методология науки как область научного познания

Методология (трад.) – учение о методах

Методология (прикл.) – система принципов организации научного исследования, на которые опирается исследователь в ходе получения конкретных знаний

Наука – особый вид познания, направленный на получение системных знаний.

Наука выявляет законы и закономерности и дает возможность прогнозирования

Научный метод – способ организации исследования, который приводит к истине.

 

Структура методологического знания (Э.Г. Юдин)

Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.