Методология науки как область научного познания
Методология (трад.) – учение о методах
Методология (прикл.) – система принципов организации научного исследования, на которые опирается исследователь в ходе получения конкретных знаний
Наука – особый вид познания, направленный на получение системных знаний.
Наука выявляет законы и закономерности и дает возможность прогнозирования
Научный метод – способ организации исследования, который приводит к истине.
Структура методологического знания (Э.Г. Юдин)
Роль и значение методологии для психологической науки
Роль методологии | осмысление средств, применяемых исследователем (рефлексивная функция) |
Базовые понятия методологии науки: предмет и объект исследования, познавательная ситуация
Предмет | - совокупность объекта исследования и познавательных средств его изучения Предмет науки для психологии – системообразующая категория Структура научного предмета ( Г. П. Щедровицкий): 1) факты, или единицы эмпирического материала; 2) средства выражения Напр.: системы понятий 3) методические предписания и системы методик, фиксирующие приемы научно-исследовательской работы; 4) онтологические схемы, изображающие идеальную действительность изучения Напр.: пирамида Маслоу 5) модели представления Модель – материальный или идеальный объект, упрощенная версия явления, повторяющая его существенные свойства Напр.: модель личности З. Фрейда, схема деятельности Леонтьева ; 6) знания, объединяемые в теоретическую систему Напр.: т. Фрейда - ЗМЛ, бессознательное 7) проблемы и задачи научного исследования Напр.: взаимосвязь ЗМЛ и поведения в конфликтных ситуациях |
Объект | – область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций |
Познавательная ситуация | Ø проблема как неполнота знаний об изучаемом предмете Ø задачи, поставленные для решения познавательной проблемы, Ø условия Ø совокупность средств, имеющихся для решения задач Ø исследователь (учет личности, анализ биографии) |
Уровень общенаучной методологии
Уровень общенаучной методологии:
Классическая наука
Научная картина мира | Характеризуется детерминистическими представлениями о причинно-следственных связях. Источники детерминистической картины мира: · идея Бога (божественный источник жизни природы) · природа (естественный источник жизни природы) |
Идеалы и нормы научного познания | Заложены в философии Декарта, развитиы в позитивизме и сформулированы в неопозитивизме. Для классической психологии идеал научности - физиология |
Философские основания науки | дуализм Декарта |
Неклассическая наука
Научная картина мира | Лишается представлений о механическом характере детерминации. На смену детерминизму приходит представление о вероятностном характере причинно-следственных связей. Характерны холистические представления об объектах научного исследования, т. е. представления о том, что целое не равно простой арифметической сумме его частей |
Идеалы и нормы научного познания | Идеал научности задан принципом дополнительности Научным признается результат, не имеющий опоры на непосредственные данные органов чувств. |
Философские основания науки | Неклассическая наука отказывается от допущения Абсолютного наблюдателя. Методологическая рефлексия, в том числе и в психологии, направлена на анализ познавательных средств ученого и изучение того, как они задают видение им изучаемых объектов |
Постнеклассическая наука
Научная картина мира | Произошел полный отказ от традиционных детерминистических представлений о мироустройстве, что особенно заметно по общенаучно - методологическим концепциям последней четверти XX в. Изменились представления о соотношении между хаотичностью и законосообразностью ( пример — концепция И.Пригожина) |
Идеалы и нормы научного познания | Принцип «допустимо все» реализуется в построении теоретического знания, когда современные представления физики сопоставляются с идеями миропорядка, сформулированными в древней философии, и подчеркивается преемственность идей. В постнеклассической науке преодолено негативистическое отношение к научным достижениям прошлого. |
Философские основания науки | Философские идеи, высказанные мыслителями прошлого |
Виды теорий
Виды теорий
Исследование в психологии
Структура психологического исследования :
1. выдвижение гипотез;
2. планирование исследования;
3. проведение исследования;
4. интерпретация данных;
5. опровержение или подтверждение гипотезы (гипотез);
6. формулирование новой гипотезы с последующей ее проверкой в случае опровержения старой.
Этапы исследования
Постановка проблемы: что неизвестно? | 1) выявление неполноты нашего знания об изучаемом предмете; 2) описание проблемы на уровне обыденного языка; 3) формулирование проблемы в терминах научной дисциплины. | ||||
Анализ доступной информации по проблеме | Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. | ||||
формулировка гипотез |
| ||||
Построение плана научного исследования для проверки гипотезы | ü Выбор группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент ü Уточнение объекта исследования, той части реальности, которая будет изучаться ü Выбор места и времени исследования ü Определение порядка экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента | ||||
Выбор подхода | Номотетический подход - исследователь ориентируется на поиск общих законов, описывающих существование и развитие объектов. Идиографический подход - ориентирующий исследователя на описание уникальных, единичных объектов, явлений и событий. | ||||
План эмпирических исследований | Доэкспериментальные планы - проводятся по схемам, не учитывают требований к плану классического экспериментального исследования Квазиэкспериментальные планы - с сознательным отступлением от схемы классического эксперимента в тех случаях, когда полная реализация требований к эксперименту невозможна по каким-либо причинам План ex - post - facto применяется в том случае, если изучаются психологические особенности, возникшие у людей в результате некоторого жизненного события. Корреляционный план - проверяется предположение о связи между несколькими переменными | ||||
Проведение исследований по намеченному плану | Всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта | ||||
Первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение | Общее требование к выводам из любого научного исследования — их достоверность Источники достоверности: ü выбор адекватной методологической основы ü применение разнообразных методик исследования, их соответствие целям и задачам работы ü достаточный объем выборки ü использование различных видов анализа с применением математической статистики |
Фундаментальные методологические проблемы психологии
Проблема объективного метода в психологии | · Попытки создания объективного метода психологии. · Философские предпосылки создания объективного метода по В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили. |
Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии | · Основные варианты разрешения психофизиологической проблемы — параллелизм, взаимодействие, идентичность. |
Проблема единиц анализа психики | · Методологические требования к единице анализа. · Анализ по единицам и анализ по элементам (Л. С. Выготский) |
Проблема биологического и социального | · Междисциплинарная проблема, поэтому она конкретизируется по-разному в зависимости от того, в какой области психологии она ставится |
Проблема объективного метода в психологии
Достижения на пути поиска объективного метода психологии: | · метод естественного эксперимента (А. Ф. Лазурский) · реактология К. Н. Корнилова и рефлексология В.М.Бехтерева · метод рефлексологического исследования, проанализированный Л. С. Выготским · метода формирующего эксперимента, или инструментальный метод Л. С. Выготского |
Философские предпосылки создания объективного метода по В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили. | · неразложимость явлений психологической реальности на элементы; · необходимость пересмотра традиционно резкого противопоставления материального и идеального, внешнего и внутреннего, объективного и субъективного; · внесение внутренней (психологической) реальности в объект изучения; · рассмотрение сознания как психологической реальности, находящейся в зазоре длящегося опыта, позволяющей отсрочивать действие; · рассмотрение психической реальности как особого, неевклидового по своим пространственным характеристикам поля, в котором представлены одновременно и предметное содержание внешних объектов, и сам субъект познания, общения и действия. |
Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии
Психофизическая проблема - соотношение между телом и душой.
Психофизиологическая проблема - соотношении между психическими и нервными процессами в конкретном организме.
Варианты решения проблемы | Характеристика |
Психофизиологический па раллелизм – один из | ü Суть - противопоставление независимо существующих психики и мозга (души и тела). Например: В. Вундт: физиологические методы игра ли вспомогательную роль в исследовании психиче ского, а главная роль отводилась интроспекции. ü Целью психофизиологического исследования, должно являться выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов (Марютина, 1997). ü Психофизиологический параллелизм обходит стороной очевидные факты влияния психического состояния человека на физическое (например, возникно вение психосоматических заболеваний ) и игнорирует влияние физического состояния человека на психическое. |
Психофизиоло гическая идентичность ( психофизиоло гическое соответствие) | ü Представляет собой крайнюю форму физиологического редукционизма. Представители Г. Фейгль, Г. Барлоу, М. Бунге ü Возражение - сознание человека как форма отражения окружающей реальности оказывается ненужным, если в центральной нервной системе все равно происходит обнаружение всех параметров окружения. |
Всихофизиологическое взаимодействие | ü Допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния. Представляет собой вариант паллиативного, т. е. частичного решения проблемы, поскольку лишь отодвигает неизбежное возникновение вопроса о соотношении психических и физиологических процессов. |
Физиология помогает психологам сформулировать точку зрения
ü на сущность физиологических процессов (напр.: представление А. А. Ухтомского о функциональном органе как любом временном соче тании сил),
ü на место психологической реальности в построении живого движения (Н. А. Бернштейн),
ü на гибкость функционирования нервной системы и участие психических инстанций — «акцепторов действия», «образов потребного будущего» и т. д. — в регуляции жизнедеятельности (П. К. Анохин).
Категории психологии
Категория деятельности | Функции, в которых используется категория деятельности (Э. Г. Юдин) Основные содержательные характеристики деятельности |
Категория общения | Многообразие трактовок общения Аспекты изучения общения (Л. П. Буева) Структурные компоненты общения как деятельности (Е. В. Руденский) |
Личность, как системообразующая категория в психологии | Методологические принципы определения личности Проблема единиц анализа личности |
Категория деятельности
Э. Г. Юдин: пять функций, в которых используется категория деятельности:
- как объяснительный принцип наиболее значимы
- как предмет объективного научного изучения; для психологии
- как предмет управления;
- как предмет проектирования;
- как ценность в системах культуры
Категория общения
Методологическое значение категории общения состоит в том, что различные ее трактовки задают определенное понимание социального происхождения психики.
В философии | Общение - как актуализация реально существующих общественных отношений; именно общественные отношения обусловливают форму общения. |
В социологии | Общение - как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. ü Изучение общения направлено на понимание места и роли социальных институтов общества в организации общения как важного фактора социального производства личности. |
В психологии | Общение - как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности человека. Общение - как освоение личностью социокультурных ценностей (Л. С. Выготский) Общение - как самореализацию личнсоти в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми (Е. В. Руденский) ü Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. ü Потребность в общении рассматривается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. |
Л. П. Буева: аспекты изучения общения:
информационно-коммуникативный | общение - вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией |
интеракционный | общение - взаимодействие индивидов в процессе кооперации |
гносеологический | человек - субъект и объект социального познания |
аксиологический | общение - обмен ценностями |
«нормативный» | выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения |
«семиотический» | общение - специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой |
социально-практический (праксиологический) | общение - обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками |
Список структурных компонентов общения как дея тельности Е. В. Руденский
предмет общения | — это другой человек, партнер по общению как субъект |
потребность в общении | — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке |
коммуникативные мотивы | — это то, ради чего предпринимается общение |
действия общения | — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные) |
задачи общения | — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения |
средства общения | — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения |
продукт общения | — это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения |
Личность как системообразующая категория в психологии
Методологические принципы определения личности
Личность представ ляет собой «некое неповторимое единство, некую целостность» (А. Н. Леонтьев) | |
Содержание теории Л.С. Выготского о ВПФ
ВПФ: произвольное внимание, произв. память, произв. логическое мышление, речь и др. произв. психические функции. ВПФ = сознание.
ü Человек овладевает природой с помощью орудий труда — человек овладевает психикой с помощью y-их орудий – знаков.
Знаки – это дополнительные искусственные стимулы – средства, с помощью которых человек овладевал поведением. Постепенно появляется способность управления собой.
ü Появляются слова – приказы другому для организации совместных действий
приказы самому себе; появляется способность к самоуправлению.
То, что вначале существовало между людьми в процессе общения, - интерпсихическое, постепенно переходило в интрапсихическое, т.е. во внутренние отношения с собой.
Этот процесс перехода интерпсихического в интрапсихическое называется интериоризация – переход внешнего во внутренний план. Идея интериоризации объясняет путь возникновения сознания.
ü В онтогенезе взрослый воздействует словом на ребенка, побуждая его к какому-то действию. Затем, подражая взрослому, ребенок начинает воздействовать на взрослого. И, наконец, сам, отдавая внутренние приказы себе, управляет своим поведением.
Главным средством управления поведением является речь. Сначала психическиие функции возникают во внешней форме (м/у людьми) – в общении, потом обращаются на себя, переходя во внутреннюю форму, и становятся умственными средствами.
Вывод: ВПФ: 1. социальны (возникают в обществе и без него невозможны)
2. опосредованы (существуют с помощью средств – знаков)
3. произвольны (управляемы)
Методология науки как область научного познания
Методология (трад.) – учение о методах
Методология (прикл.) – система принципов организации научного исследования, на которые опирается исследователь в ходе получения конкретных знаний
Наука – особый вид познания, направленный на получение системных знаний.
Наука выявляет законы и закономерности и дает возможность прогнозирования
Научный метод – способ организации исследования, который приводит к истине.
Структура методологического знания (Э.Г. Юдин)
Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.