Принцип развития в психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие - количественные и качественные изменения в жизни человека.

Прежде всего характеризуется качественными преобразованиями (напр.: мышление-нагл.-действ., нагл.-образн., абстр.-логич.)

Парметры развития  
Форма развития  - общее представление о сущности процесса развития; приспособление к условиям или присвоение – перенесение из внешнего плана во внутренний культурно-исторических средств
Ход развития  - обобщенные представления о векторе процесса развития – от индивидуального к социальному (напр.: психоанализ: развитие – процесс адаптации самобытно-асоциального индивида к условиям социума) и наоборот (напр.: културно-историческая теория Л.С, Выготского)
Специфика развития  - представления о том, действию каких законов подчинено развитие – биологических или общественно-исторических
Условия развития  - непременные атрибуты, без которых развитие невозможно (морфофизиологические особенности субстрата п/п – мозг и общение)
Источники  развития  - условия, которые относятся к психической реальности человека и среди других условий развития играют играют наиболее важную роль (напр.: в психоанализе – первичные инстинкты)
Движущая сила развития  - процессы, в ходе которых проявляются все новообразования и происходят наиболее существенные изменения в онтогенезе (напр.: Л.С. Выготский – обучение, А.Н. Леонтьев – активность человека)

 

Одна из наиболее современных теорий развития в отечественной психологии сформулирована В,П. Зинченко как представления о духовной вертикали развития (процесс развития – «развязывание узлов» - разрешение задач, связанных с духовным ростом человека, которое приводит не просто к возникновению новых функциональных органов, но к переходу на новый уровень вертикали духовного развития)

Узел развития (В,П. Зинченко)

Вертикаль духовного развития (В,П. Зинченко)

Методология психологии, ее цели и задачи.

Цель психологической науки, определяющая ее сущность — это познание психического во всех его проявлени­ях — от элементарных психических актов (ощущений) до лич­ности и ее поведения. Процесс достижения этой цели предполагает: ü с одной стороны, выяснение места человека в мире, ü с другой — использование полученных психологических знаний в повседнев­ной практике.   Главная цель определяется двумя более частными: ü глобально-теоретической ü практической. И этот процесс дробления целей можно продолжить. Следствием такого дробления является дифференциация науки (и, в частности, психологии) на систему отраслевых дисциплин со своими более конкретными и частными предметом, целями и задачами.

Все множество проблем, разрабатываемых психологией, мож­но компактно представить в виде совокупности «проблемных осей» - двухполюсных осей, олицетворяющих собой ряд вопросов по какому-либо аспекту психологического изучения человека.

Биологическое — социальное Определяющий момент— биосоциальная сущность человека. Проблема заключа­ется в выяснении соотношения (пропорций) этих двух начал в природе человека и их вкладе в детерминацию его сознания и поведения.
Филогенез — онтогенез Изменения психики во времени: ü с точки зрения эволюции психики как свойства живой материи в процессе развития жизни на Земле (филогенетический аспект: «Зоо­психология», «Сравнительная психология», «Антропология», «Психогенетика») ü с точки зрения изменения психики в течение индивидуальной жизни человека (онтогенетический аспект: «Возрастная психология»)
Время — пространство Временной аспект увязывается с проблемами фило- и онтогенеза.. Вре­менной аспект психологической проблематики относится к сфере интересов «Психологии развития». Развитие психики человека на исто­рическом этапе его эволюции изучается в рамках «Исторической психологии» и «Этнической психологии», теснейшим образом связанных между собой. В пространственном аспекте рассматриваются различия психики и ее проявления в зависимости от особенностей усло­вий жизни и деятельности современного человека («Инженерная психология», «Спортивная психология», «Медицинская психология», «Военная психология»)
Индивидуальное — общественное Проблема заключается в выяснении психологиче­ских механизмов реализации общественного сознания через действие совокупности индивидуаль­ных сознаний и в представлении специфики процессов формирования каждой из этих форм сознания и их структурной организации. Проблема состоит в выяснении сущности общественной обусловленности индивидуального поведения людей, в определении отношений личности и общества, в раскрытии феноменов человеческого общения и человеческой деятельности. («Общая психология»: сосредоточена преимущественно на индивидуальном аспекте психики, «Социальная психоло­гия» — на общественном)
Сознательное — бессознательное Проблема соотношения сознательного и бессознательного уровней психики и проявления их в поведении че­ловека. (в теоретическом плане эта проблематика наиболее характерна для «Общей психологии», а в практико-прикладном — для консультативной и психокоррекционной работы)
Типическое (общее) — специфическое (особенное и единичное) Эта ось обусловлена тем, что человек, с одной стороны, есть представитель некоторых общностей (как биологических, так и социальных), а с другой — выделяется из них, противостоит им. Поэтому для объяснения и прогнозирования поведения отдель­ных людей и отдельных социальных групп следует знать общие закономерности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания и, соответственно, их проявления в индивидуальном, групповом и общечеловеческом поведении («Общая психология» и «Дифференциальная психология»)
Норма — патология В патологии различают две области подобных отклонений: медицинскую и юридическую (рассматриваются отклонения от «нормального» поведения, как нару­шения правовых норм и как нарушения моральных норм) («Медицинская психология» и «Юридическая психология»)

Дата: 2019-03-05, просмотров: 248.