Развитие - количественные и качественные изменения в жизни человека.
Прежде всего характеризуется качественными преобразованиями (напр.: мышление-нагл.-действ., нагл.-образн., абстр.-логич.)
Парметры развития | |
Форма развития | - общее представление о сущности процесса развития; приспособление к условиям или присвоение – перенесение из внешнего плана во внутренний культурно-исторических средств |
Ход развития | - обобщенные представления о векторе процесса развития – от индивидуального к социальному (напр.: психоанализ: развитие – процесс адаптации самобытно-асоциального индивида к условиям социума) и наоборот (напр.: културно-историческая теория Л.С, Выготского) |
Специфика развития | - представления о том, действию каких законов подчинено развитие – биологических или общественно-исторических |
Условия развития | - непременные атрибуты, без которых развитие невозможно (морфофизиологические особенности субстрата п/п – мозг и общение) |
Источники развития | - условия, которые относятся к психической реальности человека и среди других условий развития играют играют наиболее важную роль (напр.: в психоанализе – первичные инстинкты) |
Движущая сила развития | - процессы, в ходе которых проявляются все новообразования и происходят наиболее существенные изменения в онтогенезе (напр.: Л.С. Выготский – обучение, А.Н. Леонтьев – активность человека) |
Одна из наиболее современных теорий развития в отечественной психологии сформулирована В,П. Зинченко как представления о духовной вертикали развития (процесс развития – «развязывание узлов» - разрешение задач, связанных с духовным ростом человека, которое приводит не просто к возникновению новых функциональных органов, но к переходу на новый уровень вертикали духовного развития)
Узел развития (В,П. Зинченко)
Вертикаль духовного развития (В,П. Зинченко)
Методология психологии, ее цели и задачи.
Цель психологической науки, определяющая ее сущность | — это познание психического во всех его проявлениях — от элементарных психических актов (ощущений) до личности и ее поведения. Процесс достижения этой цели предполагает: ü с одной стороны, выяснение места человека в мире, ü с другой — использование полученных психологических знаний в повседневной практике. Главная цель определяется двумя более частными: ü глобально-теоретической ü практической. И этот процесс дробления целей можно продолжить. Следствием такого дробления является дифференциация науки (и, в частности, психологии) на систему отраслевых дисциплин со своими более конкретными и частными предметом, целями и задачами. |
Все множество проблем, разрабатываемых психологией, можно компактно представить в виде совокупности «проблемных осей» - двухполюсных осей, олицетворяющих собой ряд вопросов по какому-либо аспекту психологического изучения человека. | |
Биологическое — социальное | Определяющий момент— биосоциальная сущность человека. Проблема заключается в выяснении соотношения (пропорций) этих двух начал в природе человека и их вкладе в детерминацию его сознания и поведения. |
Филогенез — онтогенез | Изменения психики во времени: ü с точки зрения эволюции психики как свойства живой материи в процессе развития жизни на Земле (филогенетический аспект: «Зоопсихология», «Сравнительная психология», «Антропология», «Психогенетика») ü с точки зрения изменения психики в течение индивидуальной жизни человека (онтогенетический аспект: «Возрастная психология») |
Время — пространство | Временной аспект увязывается с проблемами фило- и онтогенеза.. Временной аспект психологической проблематики относится к сфере интересов «Психологии развития». Развитие психики человека на историческом этапе его эволюции изучается в рамках «Исторической психологии» и «Этнической психологии», теснейшим образом связанных между собой. В пространственном аспекте рассматриваются различия психики и ее проявления в зависимости от особенностей условий жизни и деятельности современного человека («Инженерная психология», «Спортивная психология», «Медицинская психология», «Военная психология») |
Индивидуальное — общественное | Проблема заключается в выяснении психологических механизмов реализации общественного сознания через действие совокупности индивидуальных сознаний и в представлении специфики процессов формирования каждой из этих форм сознания и их структурной организации. Проблема состоит в выяснении сущности общественной обусловленности индивидуального поведения людей, в определении отношений личности и общества, в раскрытии феноменов человеческого общения и человеческой деятельности. («Общая психология»: сосредоточена преимущественно на индивидуальном аспекте психики, «Социальная психология» — на общественном) |
Сознательное — бессознательное | Проблема соотношения сознательного и бессознательного уровней психики и проявления их в поведении человека. (в теоретическом плане эта проблематика наиболее характерна для «Общей психологии», а в практико-прикладном — для консультативной и психокоррекционной работы) |
Типическое (общее) — специфическое (особенное и единичное) | Эта ось обусловлена тем, что человек, с одной стороны, есть представитель некоторых общностей (как биологических, так и социальных), а с другой — выделяется из них, противостоит им. Поэтому для объяснения и прогнозирования поведения отдельных людей и отдельных социальных групп следует знать общие закономерности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания и, соответственно, их проявления в индивидуальном, групповом и общечеловеческом поведении («Общая психология» и «Дифференциальная психология») |
Норма — патология | В патологии различают две области подобных отклонений: медицинскую и юридическую (рассматриваются отклонения от «нормального» поведения, как нарушения правовых норм и как нарушения моральных норм) («Медицинская психология» и «Юридическая психология») |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 248.