На уроке окружающего мира изучая тему «Моя семья», возникло много вопросов (Кто? Почему? Откуда? и др.), на которые дети не могли дать ответ, не хватало знаний о семье.
В ходе исследования нами был разработан комплексный творческий проект «Моя семья», направленный на формирование учебной мотивации у младших школьников.
Постановка проблемы: У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта: изучить историю своей семьи, роль членов семьи, их хобби.
Ожидаемый результат:
За время реализации проекта «Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции.
Работа по реализации проекта.
1 этап (постановка проблемы) :
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи?
-Самые старшие члены семьи?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
2 этап (подготовительный):
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья». В классе, в процессе самостоятельной деятельности, учащиеся рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье.
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседы на тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение». Дети составляли рассказ на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье. На занятиях по изобразительному искусству дети отражали свои впечатления о семье в рисунках. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игр. Дети и родители участвовали в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья.
4 этап (заключительный).
Через две недели учащиеся должны представить свои работы перед классом.
Рефлексия: участники проекта оценивают свою работу, отвечают на вопросы.
За время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у учащихся значительно повысился:
1. Учащиеся знают и уверенно называют своё имя и фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек.
2.Учащиеся знают и называют слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка.
3. Понимают родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимают, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы, дядя или тетя - брат или сестра его мамы или папы. Понимают, что прадедушка и прабабушка - это родители дедушки и бабушки.
4. Проявляют эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, могут пожалеть, посочувствовать. Имеют представления о том, что в семье у всех есть домашние обязанности.
5. Проявляют свою заботу о родных и близких, помогают им, выполняют свои домашние обязанности. Стараются радовать старших своими хорошими поступками. Стараются проявлять волевые качества.
6. Проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.
7.Проявляют интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Имеют элементарные представления о том, что такое семья (объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер).
На уроках технологии нами был разработан комплексный творческий проект «Мир моих увлечений», который был также направлен на формирование учебной мотивации у младших школьников. Стоит отметить, что данный проект, заставил ребят много думать, и рассуждать, а также общаться друг с другом. Они обсуждали свои увлечения в процессе подготовки, и создания проекта. А это, в свою очередь, значительно увеличивало учебные мотивы младших школьников.
Постановка проблемы:
Многие люди часто задаются вопросом: как провести свободное время с пользой? Такой вопрос не возникнет у человека, у которого есть любимое увлечение (хобби).Увлечение (хобби) является средством борьбы со стрессом, а также можно реализовать свой потенциал. А может быть это твоя будущая профессия. Люди, которые заняты любимым делом, успешны во всём. Окружающим с ними интересно.
Цель проекта: развить интерес к творческой исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат:
За время реализации проекта «Мир моих увлечений» мы планируем повысить интерес детей о своих увлечений.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный
Методическая разработка проекта, проведение бесед родителями о семейных традициях, увлечениях ребенка. Ознакомление родителей с проектом. Для привлечения к реализации проекта предложить заинтересованным родителям поделиться опытом организации досуга ребенка с другими семьями.
2 этап - познавательно-творческий
Образовательные ситуации. Беседы с детьми, проблемные вопросы:
Что такое «хобби»? Для чего человеку хобби? Какое у меня хобби? Чем увлекаются мои близкие? Чем еще можно увлекаться? Дети совместно с учителем обсуждают эти вопросы, предлагается вечером обсудить его с родителями. При повторном обсуждении дети выдвигают свои идеи, высказывают размышления.
3 этап - итоговый
2. Презентация проекта: «Мир моих увлечений». Планирование и реализация проекта позволило мне использовать нестандартную форму работы с семьей, проявить способность к творческому планированию с учётом интересов детей, осуществить поисковую педагогическую деятельность, реализовать свои творческие умения.
На подготовительном этапе проекта с детьми проведены коллективные и индивидуальные беседы о семейных увлечениях и традициях. С родителями проведены индивидуальные консультации. Совместно с родителями обсудили этапы реализации проекта, оказана помощь в подборе фотографий.
Дети становились интересны друг другу, что способствовало развитию дружеских отношений, созданию положительного эмоционального климата в классе. Можно сделать вывод, что данный проект благоприятно сказывается на общем групповом развитии детей: дети приобретают необходимые социальные навыки, они становятся внимательнее друг к другу.
Презентация ребенком своего проекта позволило развивать у детей чувства гордости за себя и свою семью, формировало понятия «семейные традиции, увлечения», «моё хобби».
Выводы по второй главе
Завершая исследование в рамках второй главы данной выпускной квалификационной работы, мы готовы сформулировать следующие выводы по итогам осуществленной работы:
Мы применили метод проектов на уроках в формировании у младших школьников учебной мотивации.
В процессе метода проектов создаются условия для развития учебной мотивации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изучения научной литературы определили структуру, механизмы, формирования учебной мотивации, охарактеризовали её особенности у современных младших школьников.
Раскрыли потенциал метода проектов в контексте проблемы формирования учебной мотивации.
Разработали практические подходы к реализации метода проектов способствующие формирования у младших школьников.
Изучили состояния учебной мотивации опытно-экспериментального класса и с учётом полученных данных разработали варианты применения метода проектов на уроке.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Центр образования №18» города Тулы. В опытно-экспериментальной работе принимали участие в составе 15 человек. Были подобраны критерии:
- устойчивость;
-осознанность;
-сила выраженности.
В ходе исследования были разработаны проекты «Моя семья» и «Мир моих увлечений».
Таким образом, цель данной выпускной квалификационной работы достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.