Формирование у младших школьников учебной мотивации в ходе реализации метода проектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В начальной школе особое место занимает метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов [7, с.70].

Метод проектов оказывает непосредственное влияние на развитие ученика. Для каждого учителя есть неопровержимым тот факт, что учебные достижения младшего школьника находятся в тесной взаимосвязи с особенностями его познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, речи).

Метод проектов сегодня не рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, вместе с тем - это дополнительное средство, которое повышает качество обучения, развивает познавательную сферу и личностные качества младшего школьника. Тем не менее, до сих пор он не занял надлежащего места в практике начальной школы и причиной этого, по мнению ряда педагогов, является слишком малый возраст детей для проектирования.

Большое значение для развития учебной мотивации имеют внешние и внутренние мотивы ученика. Опыт работы и педагогические наблюдения дают основание утверждать, что у подавляющего большинства младших школьников ярко выраженные внешние мотивы, которые обнаруживаются в их любознательности, стремлении быть взрослыми, активном восприятии всего нового и непривычного. Эти мотивы должны побуждать учеников к разработке учебных проектов. Однако, почти не задействованными при этом остаются внутренние мотивы: чувство обязанности, желание учиться, любовь к книге, познавательные интересы, потенциал к самообразованию, стремление к успеху [10, с.25].

Таким образом, перед педагогом возникает проблема отыскать такой механизм, чтобы вторая группа мотивов была постоянной доминирующей константой в учебной мотивации учеников.

В этой связи, по нашему мнению, эффективным средством развития познавательного интереса младших школьников есть метод проектов. Вместе с тем, следует учитывать, что в случае применения проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе лишь как средства мотивации любопытства или развлечения, то следствием этого не станет развитие познавательных интересов учеников. Однако, элемент интереса может присутствовать в такой деятельности как один из ее стимулов.

Разработка учебного проекта, как и любая новая форма работы, вызовет у учеников определенное удивление или любопытство. Любопытство есть начальной стадией познавательной направленности личности ученика. На этом этапе она непосредственно связана не с содержанием деятельности, а с эмоциональной реакцией на новизну ситуации, раздражителями, с которыми сталкивается ученик в процессе активного взаимодействия с предметами и явлениями окружающей действительности. Любопытство не выходит за пределы отображаемого - это простое проявление исследовательского рефлекса. На стадии первичного ознакомления с проектной деятельностью причинами любопытства могут быть аргументы учителя, манера его поведения, его энтузиазм и заинтересованность в деле, наглядные пособия, опыт деятельности других учеников и т.п.[9, с.23]

На основе любопытства возникает любознательность - стремление ребенка проникнуть за границы увиденного. В отличие от любопытства, любознательность связана с содержанием проектной деятельности и обнаруживается в стремлении познать объект своего внимания. Для любознательности характерно стремление к познанию глубоких связей и отношений. Оно обнаруживается в форме общего интереса ко всему, с чем приходится встречаться ребенку. Непосредственный интерес к новым фактам и явлениям перерастает в интерес к познанию важных свойств предметов и явлений, к установлению причинно- следственных связей и закономерностей.

Таким образом, формируются внешние мотивы, которые в дальнейшем порождают интересы, характеризующиеся стремлением разрешить возможный проблемный вопрос на практике. Именно на этой стадии развития познавательных интересов в полной мере обнаруживается их свойство - быть движущей силой деятельности и становится возможным привлечение учеников к самостоятельной разработке учебных проектов. Объективно это обнаруживается в увлечении ученика делом, в потребности творческого применения знаний, их пополнения.

Чтобы сформировать мотивацию у малыша надо поставить его в такие условия, создать для него некую ситуацию развёртывания активности, чтобы желательные мотивы складывались и развивались бы с учётом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений его самого.

В свою очередь, метод проектов позволяет ребятам приобретать знания, которые не достигались бы ими при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают они, с чем–то знакомым и понятным из их реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется учителями, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Метод проектов способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

В процессе реализации метода проектов выделяют три группы проявлений познавательных интересов ученика:

1) интеллектуальная активность ученика:

- произвольное привлечение к процессу обсуждения замысла проекта и его проблемы, желание принять участие в общем с учителем или товарищами планировании деятельности;

- наличие внутреннего плана действий;

- обмен информацией, полученной из разнообразных источников;

- консультации с учителем в процессе самостоятельной творческой деятельности с целью расширения сферы поиска необходимой информации, определения альтернативных способов решения задач проекта, усовершенствования конечного продукта деятельности;

- готовность отвечать на вопрос во время презентации проекта;

2) характер самостоятельной деятельности:

- инициативность и самостоятельность во время планирования деятельности;

- оперативная мобилизация сил для решения проектной задачи;

- сосредоточенность на собственной деятельности относительно решения проблемы;

- стремление решить задачи самостоятельно;

- упорство и наличие желания преодолеть препятствия;

- старание завершить разработку проекта в соответствии с определенным планом;

- выявление желания разработать другой проект;

3) эмоциональные реакции ученика:

- эмоциональный подъем в процессе деятельности, радость открытия нового;

- адекватные эмоциональные проявления относительно общей работы над проектом, полученного результата, приобретенного опыта, а также выражение эмоций относительно работы других участников проекта;

- положительная (или отрицательная) реакция на завершение проекта;

- ощущение личной значимости от причастности к новому виду деятельности [12, с.30].

В процессе метод проектов, как отдельного с обучения, которое организовывает и направляет познавательную активность ученика, сосредотачиваются важные условия и возможности прямого и опосредствованного влияния на познавательные интересы. Так, в содержательном наполнении проекта можно выделить такие факторы, которые стимулируют интерес: новизна и оригинальность материала, широкий спектр сведений из разнообразных источников информации (в том числе и таких, что выходят за пределы учебной литературы), современные достижения науки, практическая направленность материала и т.п.

При организации метод проекта в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников[2, с.31].

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, мало дифференцированы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Вообще, к  методам проекта ребят надо готовить постепенно. Но прежде педагог должен сам освоить эту интересную и эффективную технологию. Начинать вовлекать младших школьников в метод проектов нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в методе проектов .

Как и в любой другой деятельности в ходе метода проекта могут возникнуть проблемы. Они могут быть следующего плана:

- возникает проблема перегрузки школьника, так как работа над проектом объемная и кропотливая;

- перед работой над проектом у детей должно возникнуть желание на осуществление проекта, энтузиазм. Однако трудности, возникающие в процессе реализации проекта, могут детей заставить бросить работу над проектом;

- не все дети умеют в достаточной степени работать на компьютере.

- возрастает и нагрузка на учителя, ведь в этой связи самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

Поэтому, чтобы не допускать подобные проблемы, нужно четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто. Кроме того, необходимо терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника. Иногда к работе над проектом можно привлекать и родителей.

Также необходимо на каждом этапе работы над проектом хвалить ребёнка, мотивировать его на достижение цели. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой.

Далее стоит остановиться на этапах реализации проектов.

I этап – подготовительный.

На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.

II этап – практический.

Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап метод проекта – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. При этом важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям[6, с.62].

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.[7, с.69]

Стоит отметить и роль учителя при выполнении проекта. В этой связи самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности. А их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

- осуществлять и аргументировать выбор;

- предусмотреть последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Это можно более наглядно продемонстрировать на схеме, которая представлена в приложении 1. В схеме выделены этапы выполнения проекта. Значимость учителя и ученика в деятельности на каждом из них показана размером символической фигурки, а степень взаимодействия субъектов «учения - обучения» обозначена путем близости изображения символов.

Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.

Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем[10, с.20].

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование, как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективному методу проекта рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения[9, с.34].

Ведь, знакомясь в процессе разработки проекта с новыми фактами, событиями, получая новую и интересную информацию, ученики ощущают удивление, переживают радость открытия. Способность видеть возможность для применения знаний в повседневной жизни также есть актуальной для развития познавательных интересов младших школьников, поскольку дети этого возраста не имеют достаточного опыта, чтобы самостоятельно оценить значимость учебного материала. Такая способность есть показателем умственного развития ученика, она свидетельствует об активности процессов наблюдения, воображения, мышления.

Выводы по первой главе

 

Важным стимулом развития учебной мотивации есть непосредственная активная деятельность. Характерные особенности проектной деятельности создают широкие возможности для формирования у учеников умений, связанных с самостоятельным освоением новых знаний. Они обнаруживаются в разнообразии форм самостоятельной работы, овладении новыми способами познавательной деятельности, проблемном подходе, элементах поиска или исследовании, творческом характере деятельности.

Логика метода проекта не включает предоставление ученикам знаний в готовом виде. Вместе с тем, создаются условия для самостоятельной познавательной инициативы ученика, которая служит причиной актуализации в сознании, ощущениях и мотивах разногласий между имеющимся и желательным уровнем знаний и умений.

В процессе метода проекта создаются условия для развития учебной мотивации. На этой основе и могут сформироваться внутренние мотивы, которые будут влиять на разнообразные сферы познавательной деятельности учеников. В процессе работе над творческими проектами учащиеся не только овладевают определенными знаниями, но и учатся способам взаимодействия с окружающими (взрослыми и сверстниками), умению работать в творческом коллективе. Также проектирование повышает уровень коммуникабельности, особенно уровень делового общения. Способствует возникновению трудовых отношений, вызывает изменения в духовной жизни и характере учащихся, воспитывает у них коллективизм, инициативность, ответственность, пунктуальность, самостоятельность, творческий подход к делу, способствует развитию эстетического вкуса, инициативы, логического мышления. Работа над проектом способствует развитию общения и взаимопонимания между детьми и родителями, а также обеспечивает связь образовательного учреждения и семьи, что является огромным плюсом в деле воспитания учащихся.

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Дата: 2019-03-05, просмотров: 259.