ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1. Формирование учебной мотивации как научная проблема и задача начальной школы

В младшем школьном возрасте происходит наиболее значительное формирование личности. Они характеризуются новыми отношениями со сверстниками, взрослыми, которые входят в систему коллектива, происходит включение в новый вид деятельности – это, конечно же учение, которое предъявляет свои требования у ребенку. Все эти возрастные и индивидуальные особенности необходимо учитывать при построении работы с ребенком, направленной на формирование его познавательной активности, а также учебной мотивации.

Анализ теоретических исследований и практики начального образования показывает, что в процессе обучения младших школьников зачастую нарушается соотношение собственной учебно-познавательной активности ученика и воздействия учителя на его учебную деятельность, что ведет, как правило, к снижению субъектной активности ребенка и, в конечном итоге, отрицательно влияет на развитие учебной мотивации младшего школьника.

Различные исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу личности, включающую в себя потребности, мотивы, цели и интересы в их взаимодействии. Выделяют в этой связи различные определения учебной мотивации. Рассмотрим их.

Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельности [12, с.30].

Учебная мотивация — это потребность обучающихся в получении новой информации и формировании новых навыков [10, с.40].

Учебная мотивация – стремление к улучшению результатов, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться успеха – является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на жизнедеятельность школьников [14, с.50].

Главный фактор формирования учебной мотивации учащихся начальных классов - это комплекс педагогических условий, при постоянной реализации которых имеется возможность повысить уровень сформированности учебной мотивации младших школьников [11, с.35].

Следует подчеркнуть, что:

- профессионально-педагогические условия зависят от готовности и профессиональной подготовки педагога к систематической работе по развитию учебной мотивации младшего школьника;

- процессуальные условия – это такие условия, в которых реализуется принцип преемственности в процессе развития учебной мотивации ученика и его познавательных интересов;

- непременное требование к методической составляющей процесса формирования мотиваций учебной деятельности учащихся начальной школы

- повышение мотивационного потенциала урока за счет активизации у учащихся ярких впечатлений, чувств, творческого начала, которые вызывают и формируют личностное отношение к учебному материалу, как и к процессу решения учебно-познавательных задач [1, с.26].

Недостатки в образовательной теории и практике формирования учебной мотивации у младших школьников проявляются в том, что уроки проводятся традиционно; учителя не владеют новыми технологиями его проведения. Несмотря на усиление внимания к изучению формирования учебной мотивации школьников, этот процесс остается недостаточно изученным, в том числе, в определении педагогических условий, обеспечивающих эффективность становления учебной мотивации младших школьников в условиях нетрадиционных форм организации урока.

Подчеркнём, что и в научном дискурсе мотивация является одной из фундаментальных проблем, к разработке которой приступили как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. В этой связи стоит рассмотреть мнения отечественных и зарубежных ученых об учебной мотивации.

Например, А. К. Маркова в своих работах не раз подчеркивала, что учебная мотивация состоит из беспрестанно меняющихся и завязывающих новые взаимоотношения побуждений (смысла учебы для школьника, потребности, цели, мотивы, интересы, эмоции). В силу этого, формирование мотивации является не просто ростом позитивного или усугублением негативного отношения к школьнику, а находящееся за ним осложнение структуры мотивационной сферы, содержащихся в ней побуждений, образование новых, зрелых, подчас противоречащих друг другу[6, с.50].

Исследования учебной мотивации проводились и С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. По их мнению, педагогу младшей школы необходимо целенаправленно работать в направлении формирования положительных мотивов учебной деятельности, так как от уровня сформированности зависит успешность развивающего обучения.

Такими учеными, как М. А. Данилов, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и некоторыми другими была разработаны общепедагогические положения формирования мотивации учения школьников в качестве неотъемлемого компонента всестороннего развития личности. Кроме того, теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности представлены в работах психологов Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева и других.

Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею был сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения.

Стоит отметить, что работы Божович и ее сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является ее положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и ее отношением с окружающей действительностью, а также о структурности мотивации.

Кроме того, Божович и ее сотрудники под мотивом понимали внутреннюю позицию личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: «При этом под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться».

Большой вклад в теорию мотивации внесли зарубежные ученые Б. Вайнер, Д. Брунер, Т. Новацкий и другие. Например, в теории Д. К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются и формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов.

Г. Олпорт в своей книге «Личность» как представитель «персоналистического» направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается как первопричина человеческого поведения.

В теории мотивации Э. Даффи поведение описывается через его направленность и интенсивность. При определении мотивации необходимо определить активацию и её направление. Д. Берлайн разработал сложную систему мотиваций, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична.

В теории мотивации И. Аткинсона и К. Берча, Аткинсон выделяет несколько языков мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий и математический. Основываясь на взглядах К. Левина и Э. Толмена Аткинсон рассматривает поведение как, ожидание чего-либо и, в качестве ценности. Новым здесь является то, что Аткинсон и Берч рассматривают не реакции, а действия. Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это определяет эффективное состояние и характеристику действий.

В теории мотивации А. Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

Г. И.Щукина высказывает мнение о том, что актуализации эмоций у школьников способствуют дидактические игры, развивающие познавательную деятельность. Также Щукина считает, что познавательная деятельность уточняет факторы активизации учения, конкретизируя её как проблему формирования мотивации учения школьников. А итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость, которая представляет собой сумму умений, навыков, знаний и желания учиться. Ведь, если ребенок не заинтересован в обучении, то ему будет сложно учиться, сложно получать знания. Кроме того, от того, как ученик относится к учению, зависит его умение учиться.

Таким образом, среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.

Продолжая говорить об учебной мотивации, отметим следующее. В педагогическом ракурсе особенно актуальным предстаёт первый школьный этап образования, в котором закладываются все его основы, включая разработку методики формирования учебной мотивации у младших школьников в условиях нетрадиционных форм организации урока, характеризующихся нестандартным подходом к отбору содержания учебного материала, сочетанию методов обучения, внешнему оформлению. Работу по формированию учебной мотивации младших школьников, без преувеличения, можно отнести к одной из главных задач современного образования.

Управление познавательной деятельностью учащихся через мотивационное обеспечение учебного процесса. Критериями для анализа сформированности учебной мотивации младших школьников являются:

− личностный смысл обучения;

− степень развития целеполагания;

− виды мотивации (внешний мотив, игровой мотив, мотив получения отметки, познавательный мотив, социальный мотив, учебный мотив);

− уровни учебной мотивации (высокий, средний, низкий);

− тенденции к достижению успеха или к избеганию неудач при обучении;

− представленность мотива сотрудничества в структуре мотивации к учению;

− представленность мотива саморазвития в структуре мотивации к учению.

Большую роль в формировании положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников, являются определенные факторы. К их числу можно отнести следущие:

- содержание материала по учебному предмету;

- организация учебного процесса;

- коллективные и индивидуальные формы работы класса;

- оценивание учебной деятельности;

- стиль педагогической деятельности учителя.

Содержание процесса обучения, как правило, выступает для учеников в первую очередь в виде информации, которую они получают от педагога, из учебной литературы, обучающих телевизионных передач и тому подобных средств передачи информации. Однако сама по себе информация вне потребностей, которые могут возникать у ребенка, не имеет для него какой-либо ценности, а как следствие не способствует возникновению интереса к учебной деятельности. Поэтому, когда педагог преподносит учебный материал ему необходимо учитывать имеющиеся у учащихся конкретного возраста потребности.

Такими потребностями для учащихся начальной школы выступают:

- потребность в постоянной деятельности;

- потребность в тренировке различных функций, в том числе и психических - памяти, мышления, воображения;

- потребность в чем новом;

- потребность в эмоциональной окраске процесса обучения;

- потребность в самоанализе;

- потребность в самооценке и др.

Поэтому учебный материал должен преподноситься в такой форме, чтобы он непременно вызывал у младших школьников эмоциональный эффект, задевать их самолюбие, т.е. быть достаточно неординарным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным. Если учебный материал не является содержательно насыщенным, то он не будет обладать мотивационной силой, и, соответственно, не будет способствовать возникновению интереса к обучению.

На формирование учебной мотивации большое влияние оказывает стиль педагогической деятельности учителя, поскольку каждый стиль формирует свой мотив. Выделяют следующие педагогические стили:

- авторитарный стиль формирует «поверхностную» мотивацию учению, мотив «избегания неудач», задерживает формирование «внутренней» мотивации;

- демократический стиль педагогической деятельности способствует формированию «внутренней» мотивации;

- либеральный стиль снижает учебную мотивацию и формирует мотив «надежды на успех».

Педагогическими условиями формирования мотивации учебной деятельности у учащихся начальной школы в процессе изучения литературного чтения как школьного предмета являются:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

- опора на индивидуальный опыт учащегося;

- активизация эмоциональной сферы ребенка посредством мотивационного потенциала урока.

В своей деятельности учителю начальных классов нужно не только учитывать основные пути формирования мотивации учения, но и активно использовать различные приемы и методы стимулирования учащихся. В этой связи выделяют следующие группы приемов и методов стимулировании учащихся:

- эмоциональные, т.е. сюда относятся такие приемы и методы, как  поощрение и порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, стимулирующее оценивание;

- познавательные, к данной группе приемов относятся такие, как свободный выбор заданий, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий и т.п.;

- социальные, к данной группе относятся приемы, с помощью которых происходит создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверка.

Важным условием формирования положительной учебной мотивации младшего школьника является ориентация педагога на индивидуальный опыт учащегося.

Любая новая информация, любое новое знание должно исходить из индивидуального опыта ребенка, оно опирается на его интересы, стремления, способности, а так же значимые ценности.

В процессе общения на уроке педагога с ребенком происходит не только одностороннее воздействие на ученика со стороны учителя, но и процесс обратной связи. Младший школьник как носитель индивидуального опыта, который лично для него много значит, имеет возможность максимально воспользоваться своим багажом знаний, а не просто бессмысленно принимать все то, что предлагает учитель.

Можно выделить несколько компонентов индивидуального опыта учащегося:

1. Ценностно-смысловой – в него входят общечеловеческие ценности, раскрывающие отношение личности к миру, окружению и самому себе.

2. Событийные – это особо важные события в жизни, возможность их реализации и проживания, это своего рода план жизни ребенка, то, как он может изменить свою среду жизнедеятельности.

3. Культурологические – это различные среды, в которых находится ребенок, например, досуговая, оздоровительная, игровая. Акцент на ценности и традиции той национальной культуры, в которой он находит.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 249.