Опытно-экспеיִриментальная рработа пיִровоיִдилась на базе МБОУ «Центיִробיִразования №18» города Тулы. יִДля опытно-экспеיִриментальнойיִ работы опיִреיִделена гיִруппа учащихся 2 класса в составе 15 человек.
В пיִроцессе выполнения экспеיִриментальной части יִработы были поставлены слеיִдующиезаיִдачи:
- יִразיִработать критерии, показатели и уровни оценки учебной мотивации у учащихся;
- поיִдобיִрать, и יִреализовать соответствующий יִдиагностическийинстיִрументаיִрий;
- выявить исхоיִдныйуיִровень учебной мотивации у учащихся.
В соответствии с выделенными выше критериями и показателями уровня сформированности у младших школьников действий, входящих в рамки действия обобщения был отобран соответствующий диагностирующий инструментарий (см. табл. 1):
Критерии, показатели, диагностирующий инструментарий для определения уровня сформированности у младших школьников учебной мотивации
Таблица 1.
Наименование критерия | Показатели критерия | Диагностика |
1.Устойчивость | -положительное отношение к учению; -безразличное отношение к учению; -отрицательное отношение к учению. | Диагностика М. Ньюттена «Неоконченные предложения». Анкетирование Н.Г. Лускановой. |
2. Осознанность | - эффективно выполняют работу; -осознанно выполняют работу; -неосознанно выполняют работу. | Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.) |
3.Сила и выраженность | - длительность концетрации внимания; -нежелательная длительность концетрации внимания. | Анкета Н.Г. Лусканова |
Критерий «устойчивости» позволяет выявить наличие положительного, отрицательного или нейтрального отношения, которые характеризуются на различных уровнях.
Положительное отношение школьника к учению наблюдается постепенным нарастанием мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели.
Безразличное отношение имеет те же отличительные характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.
Отрицательное отношение школьников к учению характерно бедностью и узостью мотивов, слабой заинтересованностью при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Способный, но ленивый – в общем правильная характеристика обучаемых, принадлежащих к этому типу.
Критерий «осознанности» позволяет выявить умение (неумение) младшего школьника эффективно или сознательно выполнять работу. Учитываются направленность на овладение учебным материалом и решение учебных задач; изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий».
Учебная деятельность имеет определенную структуру: мотивы учения; учебные задачи; учебные действия; контроль; оценка.
В учебной деятельности заложены мотивы, связанные с ее прямым продуктом: с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений); связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).
Критерий «силы и выраженность» позволяет выявить наличие или отсутствие направленности младшего школьника на учебную деятельность, длительность концентрации внимания, активность в учебной деятельности.
Направленность волевых усилий – это функции активации и торможения. В различных ситуациях человек использует разные по направленности волевые усилия: в одном случае требуется придавать усилия для того, чтобы сохранять активность в деятельности, в другом – усилия помогают остановить, например, нежелательную деятельность.
Длительность волевых усилий зависит от силы мотива к действию (если человек очень хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у человека, тем длительнее он может сохранять волевые усилия).
Для выявления уровня сформированности учебной мотивации у младших школьников были отобраны диагностические методики «Неоконченные предложения», «Заверши предложение», «Мотивы учебной деятельности».
В качестве диагностирующего инструмента была использована диагностика М. Ньюттена «Неоконченные предложения». Текст диагностики представлен в приложении 1.
Целью осуществления диагностики было выявить наличие мотивации к учению у младших школьников, а также установление степени знакомства учащихся со структурой и алгоритмом обобщения. Диагностика включала в себя 5 незаконченных предложений по теме исследования, которые необходимо было дополнить учащимся, используя собственные знания. Все предложения были открытыми и предоставляли возможность зафиксировать объективные представления учащихся о действии обобщения.
По результатам проведенной диагностики учащиеся 2 Б класса были распределены по уровням учебной мотивации.
На высоком уровне 8 человек: Аня А., Арсений З., Елизавета Г., Егор Щ., Илья А, Кристина А, Никита Г, Дарья Е.
Учащиеся положительно относятся к учению, умеют ставить перспективные цели, преодолевают препятствия на пути достижения.
На среднем уровне 5 человек:, Анастасия М, Максим М, Глеб Л, Егор П, Максим Ч. Учащиеся безразлично относятся к учению , не всегда могут выполнять задания без помощи учителя.
На низком уровне 2 человека: Евгений С, Камила С. Учащиется отрицательно относятся к учению. Ученики не принимают задания учителя, не соотносят свои действия с образцом и допускают ошибки при выполнении задания. Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не могут обосновать своих действий.
Результаты диагностирования М. Ньюттена
«Неоконченные предложения»
Рис.1
Следующий вид диагностики, это беседа-интервью. Данная методика проводится индивидуально с каждым младшим школьником, принимающим участие в исследование. Суть данной диагностики заключается в том, что психолог задает испытуемым вопросы, которые диагностируют все три показателя мотивации обучения младших школьников. Текст опросника приведен в приложение 2. Кроме того, в беседе помимо вопросов, диагностируемых показатели учебной мотивации, содержатся и дополнительные, вводные вопросы, необходимые для сбора данных о школьнике и введения его в ситуацию обследования. Это вопросы под номером № 1, 2, 3, 5.
Плюс данной диагностики заключается еще и в том, что обследование проводится индивидуально, что позволяет уточнять содержание вопросов в соответствии с индивидуальными ответами школьника о виде его значимой деятельности.
По результатам проведенного тестирования учащиеся 2 Б класса были распределены по уровням учебной мотивации.
На высоком уровне 5 человек: Аня А., Арсений З., Елизавета Г., Егор Щ., Илья А.
Учащиеся положительно относятся к учению, умеют ставить перспективные цели, преодолевают препятствия на пути достижения.
На среднем уровне 8 человек:, Анастасия М, Максим М, Глеб Л, Егор П, Максим Ч, Дарья Е ,Кристина А, Никита Г.
Учащиеся безразлично относятся к учению, не всегда могут выполнять задания без помощи учителя.
На низком уровне 2 человека: Евгений С, Камила С. Учащиется отрицательно относятся к учению. Ученики не принимают задания учителя, не соотносят свои действия с образцом и допускают ошибки при выполнении задания. Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не могут обосновать своих действий.
Результаты
Беседы-интервью
Рис.1
Следующий диагностический метод, это анкетирование, т.е. – это письменный опрос или анкета. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой , состоящей из 10 вопросов. Надо сказать, что предложенные вопросы наилучшим образом отражают отношение детей к школе и учебному процессу. В этой связи Лускановой было отмечено, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Пример анкеты приведен в приложение 3.
По результатам проведенного анкетирования учащиеся 2 Б класса были распределены по уровням учебной мотивации.
На высоком уровне 5 человек: Аня А., Арсений З., Елизавета Г., Егор Щ., Илья А.
Учащиеся сохраняют активность, добиваются поставленной цели.
На среднем уровне 8 человек:, Анастасия М, Максим М, Глеб Л, Егор П, Максим Ч, Кристина А, Дарья Е, Ирина Б. Учащиеся менее активны , добиваются поставленной цели с помощью учителя.
На низком уровне 2 человека: Евгений С, Камила С. Учащиеся неохотно выполняют работу, постоянно нуждаются в помощи от учителя.
Результаты анкетирования Н.Г. Лускановой
Следующая методика, которая была использована для исследования учебной мотивации – это тестирование. Тестирование, как и анкетирование, проводится индивидуально, что позволяет изучить учебную мотивацию у каждого исследуемого дошкольника. Пример тестирования приведен в приложение 4.
По результатам проведенного тестирования учащиеся 2 Б класса были распределены по уровням учебной мотивации.
На высоком уровне 5 человек: Аня А., Арсений З., Елизавета Г., Егор Щ., Илья А. Учащиеся сохраняют активность, добиваются поставленной цели.
На среднем уровне 8 человек:, Анастасия М, Максим М, Глеб Л, Егор П, Максим Ч, , Кристина А, Дарья Е, Ирина Б. Учащиеся менее активны , добиваются поставленной цели с помощью учителя.
На низком уровне 2 человека: Евгений С, Камила С. Учащиеся неохотно выполняют работу, постоянно нуждаются в помощи от учителя.
По результатам диагностирования учащиеся 2б класса были распределены по следующем уровням: 5 детей справились на высоком уровне, 8 детей справились на среднем уровне и 2-е детей справились на низком уровне.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 243.