Метод проектов: понятие, сущность, особенности реализации в начальной школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На современном этапе большую роль в развитие ребёнка играет общая работа, которая объединяет её участников. Причем участниками такой работы на уровне школы являются педагоги и ученики. Важная роль в реализации положительного эффекта данной работы принадлежит проектной деятельности. Почему так важна проектная деятельность. Дело в том, что именно проект может объединить группу людей, он помогает распределить роли в группе, добиться поставленной цели. В итоге так формируются группы, а также прочные дружеские связи. Предлагая детям участвовать в творческих проектах, мы получаем возможность управлять созданием групп. В групповых проектах у участников формируются навыки сотрудничества, что способствует развитию коллектива.

Как один из возможных путей формирования установки на здоровый образ жизни можно применить метод проекта, авторами которого являются Д. Дьюи, У. Килпатрик, С. Т. Шацкий.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта .[5, с.26].

Метод проекта — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. [8, с.10].

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. [8, с.27].

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.[12,с.12]

Если рассматривать метод проектов с точки зрения специфичной формы творчества, то ее можно считать универсальным средством развития человека. Именно поэтому такой вид деятельности подходит для работы с учащимися любого возраста. А сейчас, когда школьная жизнь стала более демократичной, проектная деятельность стала одной из форм совместной деятельности детей и взрослых.

Переход к федеральным стандартам образования показал, что сейчас необходимость массового освоения основ проектной деятельности стал еще более актуальным. Такой проект очень хорошо подойдет к малокомплектным школам, количество которых возросло в последнее время в связи с особенностями демографической системы. Проект окажет положительное влияние на сплоченность коллективов малокомплектных школ. Связано это с тем, что более старшие одноклассники будут помогать маленьким, т.е. они будут своего рода наставниками. И это во многом облегчит работу учителя малокомплектной школы. Немаловажную роль проекты окажут и на учебную мотивацию школьников.

Метод проектов – один из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Проектирование – это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реально вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определенного результата, причем результата, планируемого еще в самом начале проекта. [1]

В. Гузеев писал, что «Проектное обучение поощряет, и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия»[4;С.192].

Проекты позволяют формировать регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные учебные умения. Стоит отметить, что в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по окончание начальной школы будут оценивать уровень сформированности у младших школьников учебных действий. В этой связи именно организация работы детей над проектами станет еще одним дополнением в работе учителя по формированию учебных действий. В се это в итоге приведет к тому, что к итоговой аттестации ребята подойдут с хорошими результатами. И для ребят это даст положительные ощущения успешного человека, у которого все получается. Это с одной стороны. Другая сторона заключается в том, что ребята научаться применять полученные знания на практике [4;С.80].

Если говорить о сущности понятия «метод проектов», то можно сказать, что она связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество». Причем эти категории науки различны по характеру, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Кроме того, понятие «метод проектов» имеет отношения к таким гуманитарным наукам, как педагогика и психология. В этой связи можно говорить о том, что обучение проектной деятельности предполагает изучение закономерностей педагогического и психологического содержания.

Чтобы понять сущность проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Во-первых, следует обратить внимание на типологические признаки проектов, во-вторых, – на их тематику в начальных классах.

Итак, рассмотрим основные типологические признаки проектов. Для этого рассмотрим данные рисунка 1.

Признаки проекта
Доминирующая деятельность
Предметно-содержательная область
Характер координации проекта
Продолжительность выполнения проекта
Количество участников проекта
Характер контактов

 

 


Рис.1. Типологические признаки проекта

 

Далее стоит рассмотреть, что собой представляет понятие метод проектов. Он представляет собой творческую деятельность, который способствует развитию у любой личности творческих черт. Следовательно, если ребенка с детства приучать к творчеству, прививать любовь к творчеству, все это будет способствовать развитию у него мышления, памяти. Кроме того, творчество помогает развивать способности предвидения хода деятельности, а также другие качества, которые присущи творческой личности.

В нашей работе мы будем исследовать творческие проекты. В этой связи творческий метод проектов предусматривает и внеурочную работу учащихся. В этой связи в школах происходит организация групп творчества, которые отличаются друг от друга интересами. Любой ребенок может выбрать именно ту группу, которая ближе будет ему по интересам. Например, если девочка любит вязать, то она будет заниматься в группе, связанной с рукоделием. Соответственно и проекты будут выбираться по определенной тематике. При этом любой проект выполняется только совместно, т.е. всем коллективом. Организация методов проекта укладывается в следующую структуру деятельности: Рассмотрим ее на рисунке 2.

Структура
Мотив
Проблема  
Цель
Результаты
План действий
Методы и способы
Задачи
Рефлексия

 

 


Рис. 2. Структура организации проектной деятельности

Творческий проект - особым образом организованная деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего эстетичность, научность, познавательность или иную ценность. Обычно такие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – они только намечают, и далее развивают в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.

Существует несколько видов творческих проектов:

- групповой проект – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

- индивидуальный проект - творческий проект, который выполняется одним учащимся под руководством педагога.

- информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.

- творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт результат самореализации участников проектной группы.

- телекоммуникационный проект - групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Три важных признака предлагает педагогическая литература для понятия «проект». Речь идет об ориентации обучающихся на следующие моменты:

- получение знаний в процессе организации проектной деятельности;

- проектная деятельность позволяет научиться решать практические задачи, приближая учеников к реальной действительности;

- применение знаний для достижения того или иного результата[18;С 32].

Изучением теоретических аспектов метода проектов занимался еще В.И. Коротов. В своих исследования он говорил, что само понятие «педагогическое проектирование» введено в оборот еще А.С. Макаренко. Надо сказать, что именно благодаря ему мы узнали, что собой представляют основы технологической логики педагогического мышления. Кроме того, Макаренко говорил, что ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленной цели. А целью, по мнению Макаренко является программа развития человеческой личности.

Теоретическими исследованиями в области метода проектов занимались и другие авторы. Результаты их исследования позволяют сказать, что Метод проектов для школьников – это не что иное, как самостоятельный вид деятельности. Эти же исследователи отмечают, что понятие «метод проекта» в педагогике имеет разную трактовку. Например, метод проекта может трактоваться, как потребность человека, которая обусловлена социально и экономически, в получении в условной форме ситуации вещественного характера. По мнению И.И. Ляхова суть проектной деятельности заключается в проявлении духовно-практической активности, основная цель которой – изменение мира. Также он считал, что процесс проектирования характеризуется системностью, технологичностью и т.д.

Как показывает практика, школьников метод проектов всегда заинтересовывает, так как это для них что-то новое и необычное. Именно в проектах они могут проявить свои творческие способности. Кроме того, именно я работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей:

- ответственность;

- самодисциплина;

- способность к самоорганизации;

- способность работать по методичке и т.п.

Также участие в метод проектов позволяет развивать у ребенка исследовательские и творческие данные, т.е. речь идет о способности к самоопределению и целеполаганию, а также способности  ориентироваться в информационном пространстве.

Кроме того, проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности и способствует развитию их личностного потенциала.

Творческое проектирование умело сочетается и с другими педагогическими методами и технологиями: проблемное изложение материала, дифференцированное обучение, технология сотрудничества, ИКТ и др.

Методологической основой использования проектов являются общепедагогические дидактические принципы:

- связь теории с практикой;

- научность,

- сознательность и активность усвоения знаний;

- доступность,

- систематичность и преемственность обучения;

- наглядность и прочность усвоения знаний.

Кроме этого, в школе имеется потенциал и необходимые ресурсы для реализации и защиты творческих проектов:

- учащиеся привлекаются к проведению учебно-исследовательской работы;

- участвуют в творческих конкурсах исследовательского типа;

- ведется элективный курс, продуктом которого являются проектные работы учащихся;

- имеются необходимые технические средства обучения;

- сложились благоприятные взаимоотношения педагога с учащимися;

- осуществляется методическая поддержка.

Чтобы работа учащихся над проектом была успешной необходимо, чтобы тема работы соответствовала их возрасту. Только тогда проект будет посильным для выполнения. Важным критерием успешности проектирования является создание необходимых условий, например, предоставление учащимся подборки соответствующей литературы, создание медиатеки и т.д. Учитель должен не только обеспечить руководство проектом, он – действующее лицо проекта. Именно здесь должна в полной мере проявиться технология сотрудничества. Одним из принципов организации проектной деятельности является обязательная презентация результатов работы в той или иной форме.

Применяя проектное обучение на уроках и во внеурочной деятельности, педагоги решают следующие задачи:

1)Стимулируют интерес учащихся к предмету через творческие задания;

2)Развивают воображение учащихся;

3)Учат применять знания, полученные на уроках на практике;

4)Формируют и развивают социальные навыки у учащихся: коммуникабельность, умение сотрудничества;

5)Развивают у учащихся исследовательские умения;

6)Учат работать с различными источниками информации;

7)Создают и реализуют ситуацию успеха.

Работа над проектом проходит в несколько этапов:

1)Выделяется творческая группа, состоящая из 5-6 человек. При комплектовании групп учитывается желание детей.

2)Обсуждается цель и задачи проектного задания.

3)На следующем этапе учащиеся распределяют задания между собой;

4) следующий этап – обсуждение выполненных заданий. Внесение изменений и дополнений;

5) оформление работ;

6) заключительный этап. Защита проекта. Не следует пугаться работы по алгоритму. Освоить опыт проектной деятельности можно только, овладев начальным уровнем освоения – воспроизводящим [20].

И.Я Лернер утверждал, что «что способности легче развивать, если учащиеся предварительно овладевают схемами мыслительной деятельности».

В ходе работы над проектом учащиеся конструируют новый объект, делают его реальным в своей жизни. Так как эта работа подразумевает групповой характер, то она развивает умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, анализировать результаты своей работы, уметь находить и исправлять свои ошибки. Поэтому при работе над проектом не было скуки, принуждения, лени, пассивности. Новый мир учащиеся открывали для себя. А это означает, что мотивация не была формальной.

Выявить свои возможности, быть успешными помогает учащимся смена деятельности. Учащиеся могут выступать в роли художников, докладчиков и т.д.

Ставя перед учащимися разноуровневые проблемы, учитель реализует дифференцированный подход в обучение. Кроме того, проектные работы учащихся младших классов относятся к информационным и творческим проектам. Они являются наиболее простыми в исполнение и не требующими глубокой проработки научной литературы. Основное их предназначение – научить самостоятельно добывать знания.

 



Дата: 2019-03-05, просмотров: 291.