Выпускная квалификационная работа
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
На тему
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Выполнена:
студентом группы 721942 з
заочной формы обучения
факультета искусств, социальных
и гуманитарных наук
Филатовой Юлией Дмитриевной
Тула – 2019
Работа выполнена на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»
Научный руководитель –Орлова Людмила Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования.
Л.А. Орлова
Работа допущена к защите:
Заведующий кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования
С.В. Митрохина
Защита состоится «___»_____________2019 г. в учебном корпусе № 4 ТГПУ им Л.Н. Толстого, ауд. № ______ в __________ часов.
Декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук
Е.Ю. Ромашина« » ____________ 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИ.. 7
1.1. Формирование учебной мотивации как научная проблема и задача начальной школы.. 7
1.2. Метод проектов: понятие, сущность, особенности реализации в начальной школе 17
1.3. Формирование у младших школьников учебной мотивации в ходе реализации метода проектов. 27
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ.. 41
2.1. Диагностика состояния учебной мотивации у учащихся опытно-экспериментальной работы.. 41
2.2 План использования метода проектов как средства формирования у младших школьников учебной мотивации. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 53
Приложение 1. 57
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной педагогической науке метод проектов рассматривается как дидактическое средство активизации познавательной, творческой деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств. Он основан на гибкой организации процесса обучения учащихся.
Стоит отметить, что эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Кроме того, огромную роль в развитие ребёнка и его отношений со сверстниками может сыграть общая работа, объединяющая участников. Замысел объединяет группу, а его реализация ещё больше сплачивает её участников. Примером совместной работы могут стать творческие проекты, реализация которых во многом способствует сплочению коллектива и повышении учебной мотивации.
Надо отметить, что метод проектов идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувство ответственности и обязательности.
Кроме того, сейчас стоит отметить и отражение метода проектов в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В этой связи реализация творческих проектов является одной из главных возможностей для учеников начать коллективную работу. Хотя по базовым характеристикам метод проектов совершенно необязательно должен быть коллективным, в учебных целях, как правило, проекты реализуются в групповой работе. Поэтому именно в этой деятельности могут начать развиваться отношения между сверстниками, а также формироваться учебная мотивация. Также в соответствии с ФГОС важной компетенцией младшего школьника сейчас является «умение учиться», обеспечение личностной успешности, развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.
Таким образом, на основании выше изложенного можно говорить о том, что проблема, связанная с изучением возможности использования метода проектов, как средства повышения учебной мотивации младших школьников является актуальной.
Объект исследования: формирование учебной мотивации младших школьников в процессе обучения.
Предмет исследования: метод проектов как средство формирования у младших школьников учебной мотивации.
Цель исследования: теоретически обосновать возможность использования метода проектов в качестве средства формирования у младших школьников учебной мотивации и на основе диагностических данных о состоянии исследуемого феномена, предложить возможные варианты применения метода проектов на уроках.
Задачи исследования:
1.На основе изучения научной литературы определить структуру, механизмы, формирования учебной мотивации, охарактеризовать её особенности у современных младших школьников.
2. Раскрыть потенциал метода проектов в контексте проблемы формирования учебной мотивации.
3. Разработать практические подходы к реализации метода проектов способствующие формирования у младших школьников.
4. Изучить состояния учебной мотивации опытно-экспериментального класса и с учётом полученных данных разработать варианты применения метода проектов на уроке.
Гипотеза: фоיִрмиיִрование учебной мотивации будет успешнее,если на уроках активно используется метод проектов позволяющий:
а) поддерживать учебные мотивы за счёт пробуждения у учащихся ярких впечатлений и эмоциональных откликов, что обеспечивает устойчивость мотивации;
б) стимулировать у учащихся новые факты,желание думать, рассуждать на уроке, что способствует осознанию детьми учебных мотивов;
в) сохранять длительное время концетрацию внимания, активность и настойчивость в решении учебных задач , что формирует силу выраженности учебной мотивации.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
- эмпирические: изучение психолого-педагогической литературы, анализ продуктов деятельности, тестирование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, диагностические методики.
База опытно-экспериментальной работы: МБОУ «Центр образования №18», всего на разных этапах опытно-экспериментальной работы приняли участие 18 учащихся.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой: введение, две главы и выводы по ним, заключение, список литературы, приложения.
Выводы по первой главе
Важным стимулом развития учебной мотивации есть непосредственная активная деятельность. Характерные особенности проектной деятельности создают широкие возможности для формирования у учеников умений, связанных с самостоятельным освоением новых знаний. Они обнаруживаются в разнообразии форм самостоятельной работы, овладении новыми способами познавательной деятельности, проблемном подходе, элементах поиска или исследовании, творческом характере деятельности.
Логика метода проекта не включает предоставление ученикам знаний в готовом виде. Вместе с тем, создаются условия для самостоятельной познавательной инициативы ученика, которая служит причиной актуализации в сознании, ощущениях и мотивах разногласий между имеющимся и желательным уровнем знаний и умений.
В процессе метода проекта создаются условия для развития учебной мотивации. На этой основе и могут сформироваться внутренние мотивы, которые будут влиять на разнообразные сферы познавательной деятельности учеников. В процессе работе над творческими проектами учащиеся не только овладевают определенными знаниями, но и учатся способам взаимодействия с окружающими (взрослыми и сверстниками), умению работать в творческом коллективе. Также проектирование повышает уровень коммуникабельности, особенно уровень делового общения. Способствует возникновению трудовых отношений, вызывает изменения в духовной жизни и характере учащихся, воспитывает у них коллективизм, инициативность, ответственность, пунктуальность, самостоятельность, творческий подход к делу, способствует развитию эстетического вкуса, инициативы, логического мышления. Работа над проектом способствует развитию общения и взаимопонимания между детьми и родителями, а также обеспечивает связь образовательного учреждения и семьи, что является огромным плюсом в деле воспитания учащихся.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Таблица 1.
Наименование критерия | Показатели критерия | Диагностика |
1.Устойчивость | -положительное отношение к учению; -безразличное отношение к учению; -отрицательное отношение к учению. | Диагностика М. Ньюттена «Неоконченные предложения». Анкетирование Н.Г. Лускановой. |
2. Осознанность | - эффективно выполняют работу; -осознанно выполняют работу; -неосознанно выполняют работу. | Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.) |
3.Сила и выраженность | - длительность концетрации внимания; -нежелательная длительность концетрации внимания. | Анкета Н.Г. Лусканова |
Критерий «устойчивости» позволяет выявить наличие положительного, отрицательного или нейтрального отношения, которые характеризуются на различных уровнях.
Положительное отношение школьника к учению наблюдается постепенным нарастанием мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели.
Безразличное отношение имеет те же отличительные характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.
Отрицательное отношение школьников к учению характерно бедностью и узостью мотивов, слабой заинтересованностью при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Способный, но ленивый – в общем правильная характеристика обучаемых, принадлежащих к этому типу.
Критерий «осознанности» позволяет выявить умение (неумение) младшего школьника эффективно или сознательно выполнять работу. Учитываются направленность на овладение учебным материалом и решение учебных задач; изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий».
Учебная деятельность имеет определенную структуру: мотивы учения; учебные задачи; учебные действия; контроль; оценка.
В учебной деятельности заложены мотивы, связанные с ее прямым продуктом: с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений); связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).
Критерий «силы и выраженность» позволяет выявить наличие или отсутствие направленности младшего школьника на учебную деятельность, длительность концентрации внимания, активность в учебной деятельности.
Направленность волевых усилий – это функции активации и торможения. В различных ситуациях человек использует разные по направленности волевые усилия: в одном случае требуется придавать усилия для того, чтобы сохранять активность в деятельности, в другом – усилия помогают остановить, например, нежелательную деятельность.
Длительность волевых усилий зависит от силы мотива к действию (если человек очень хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у человека, тем длительнее он может сохранять волевые усилия).
Для выявления уровня сформированности учебной мотивации у младших школьников были отобраны диагностические методики «Неоконченные предложения», «Заверши предложение», «Мотивы учебной деятельности».
В качестве диагностирующего инструмента была использована диагностика М. Ньюттена «Неоконченные предложения». Текст диагностики представлен в приложении 1.
Целью осуществления диагностики было выявить наличие мотивации к учению у младших школьников, а также установление степени знакомства учащихся со структурой и алгоритмом обобщения. Диагностика включала в себя 5 незаконченных предложений по теме исследования, которые необходимо было дополнить учащимся, используя собственные знания. Все предложения были открытыми и предоставляли возможность зафиксировать объективные представления учащихся о действии обобщения.
По результатам проведенной диагностики учащиеся 2 Б класса были распределены по уровням учебной мотивации.
На высоком уровне 8 человек: Аня А., Арсений З., Елизавета Г., Егор Щ., Илья А, Кристина А, Никита Г, Дарья Е.
Учащиеся положительно относятся к учению, умеют ставить перспективные цели, преодолевают препятствия на пути достижения.
На среднем уровне 5 человек:, Анастасия М, Максим М, Глеб Л, Егор П, Максим Ч. Учащиеся безразлично относятся к учению , не всегда могут выполнять задания без помощи учителя.
На низком уровне 2 человека: Евгений С, Камила С. Учащиется отрицательно относятся к учению. Ученики не принимают задания учителя, не соотносят свои действия с образцом и допускают ошибки при выполнении задания. Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не могут обосновать своих действий.
Результаты диагностирования М. Ньюттена
«Неоконченные предложения»
Рис.1
Следующий вид диагностики, это беседа-интервью. Данная методика проводится индивидуально с каждым младшим школьником, принимающим участие в исследование. Суть данной диагностики заключается в том, что психолог задает испытуемым вопросы, которые диагностируют все три показателя мотивации обучения младших школьников. Текст опросника приведен в приложение 2. Кроме того, в беседе помимо вопросов, диагностируемых показатели учебной мотивации, содержатся и дополнительные, вводные вопросы, необходимые для сбора данных о школьнике и введения его в ситуацию обследования. Это вопросы под номером № 1, 2, 3, 5.
Плюс данной диагностики заключается еще и в том, что обследование проводится индивидуально, что позволяет уточнять содержание вопросов в соответствии с индивидуальными ответами школьника о виде его значимой деятельности.
По результатам проведенного тестирования учащиеся 2 Б класса были распределены по уровням учебной мотивации.
На высоком уровне 5 человек: Аня А., Арсений З., Елизавета Г., Егор Щ., Илья А.
Учащиеся положительно относятся к учению, умеют ставить перспективные цели, преодолевают препятствия на пути достижения.
На среднем уровне 8 человек:, Анастасия М, Максим М, Глеб Л, Егор П, Максим Ч, Дарья Е ,Кристина А, Никита Г.
Учащиеся безразлично относятся к учению, не всегда могут выполнять задания без помощи учителя.
На низком уровне 2 человека: Евгений С, Камила С. Учащиется отрицательно относятся к учению. Ученики не принимают задания учителя, не соотносят свои действия с образцом и допускают ошибки при выполнении задания. Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не могут обосновать своих действий.
Результаты
Беседы-интервью
Рис.1
Следующий диагностический метод, это анкетирование, т.е. – это письменный опрос или анкета. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой , состоящей из 10 вопросов. Надо сказать, что предложенные вопросы наилучшим образом отражают отношение детей к школе и учебному процессу. В этой связи Лускановой было отмечено, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Пример анкеты приведен в приложение 3.
По результатам проведенного анкетирования учащиеся 2 Б класса были распределены по уровням учебной мотивации.
На высоком уровне 5 человек: Аня А., Арсений З., Елизавета Г., Егор Щ., Илья А.
Учащиеся сохраняют активность, добиваются поставленной цели.
На среднем уровне 8 человек:, Анастасия М, Максим М, Глеб Л, Егор П, Максим Ч, Кристина А, Дарья Е, Ирина Б. Учащиеся менее активны , добиваются поставленной цели с помощью учителя.
На низком уровне 2 человека: Евгений С, Камила С. Учащиеся неохотно выполняют работу, постоянно нуждаются в помощи от учителя.
Результаты анкетирования Н.Г. Лускановой
Следующая методика, которая была использована для исследования учебной мотивации – это тестирование. Тестирование, как и анкетирование, проводится индивидуально, что позволяет изучить учебную мотивацию у каждого исследуемого дошкольника. Пример тестирования приведен в приложение 4.
По результатам проведенного тестирования учащиеся 2 Б класса были распределены по уровням учебной мотивации.
На высоком уровне 5 человек: Аня А., Арсений З., Елизавета Г., Егор Щ., Илья А. Учащиеся сохраняют активность, добиваются поставленной цели.
На среднем уровне 8 человек:, Анастасия М, Максим М, Глеб Л, Егор П, Максим Ч, , Кристина А, Дарья Е, Ирина Б. Учащиеся менее активны , добиваются поставленной цели с помощью учителя.
На низком уровне 2 человека: Евгений С, Камила С. Учащиеся неохотно выполняют работу, постоянно нуждаются в помощи от учителя.
По результатам диагностирования учащиеся 2б класса были распределены по следующем уровням: 5 детей справились на высоком уровне, 8 детей справились на среднем уровне и 2-е детей справились на низком уровне.
Выводы по второй главе
Завершая исследование в рамках второй главы данной выпускной квалификационной работы, мы готовы сформулировать следующие выводы по итогам осуществленной работы:
Мы применили метод проектов на уроках в формировании у младших школьников учебной мотивации.
В процессе метода проектов создаются условия для развития учебной мотивации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изучения научной литературы определили структуру, механизмы, формирования учебной мотивации, охарактеризовали её особенности у современных младших школьников.
Раскрыли потенциал метода проектов в контексте проблемы формирования учебной мотивации.
Разработали практические подходы к реализации метода проектов способствующие формирования у младших школьников.
Изучили состояния учебной мотивации опытно-экспериментального класса и с учётом полученных данных разработали варианты применения метода проектов на уроке.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Центр образования №18» города Тулы. В опытно-экспериментальной работе принимали участие в составе 15 человек. Были подобраны критерии:
- устойчивость;
-осознанность;
-сила выраженности.
В ходе исследования были разработаны проекты «Моя семья» и «Мир моих увлечений».
Таким образом, цель данной выпускной квалификационной работы достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кондратьева, Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов/Е.П. Кондратьева; Чебоксары, 2007.
Приложение 1
Диагностическая методика №1
«Неоконченные предложения»
Автор: М. Ньюттена
Цель методики: выявить наличие мотивации к учению у младших школьников.
Условия проведения: Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.
Вопросы:
1. Я думаю, что хороший ученик –это тот, кто…
2. Я думаю, что плохой ученик –это тот, кто…..
3. Больше всего я люблю, когда учитель……….
4. Больше всего я не люблю, когда учитель……
5. Больше всего мне школа нравится за то, что ..
Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).
Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Выпускная квалификационная работа
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
На тему
Дата: 2019-03-05, просмотров: 277.