Выпускная квалификационная работа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выпускная квалификационная работа

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

На тему

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

 

Выполнена:

студентом группы 721942 з

заочной формы обучения

                                           факультета искусств, социальных

                                           и гуманитарных наук

Филатовой Юлией Дмитриевной

 

Тула – 2019

 

 

Работа выполнена на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»

 

 

Научный руководитель –Орлова Людмила Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования.

 

Л.А. Орлова

Работа допущена к защите:

Заведующий кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования

С.В. Митрохина

Защита состоится «___»_____________2019 г. в учебном корпусе № 4 ТГПУ им Л.Н. Толстого, ауд. № ______ в __________ часов.

 

 

Декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук

Е.Ю. Ромашина«   » ____________ 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИ.. 7

1.1.         Формирование учебной мотивации как научная проблема и задача начальной школы.. 7

1.2.         Метод проектов: понятие, сущность, особенности реализации в начальной школе 17

1.3. Формирование у младших школьников учебной мотивации в ходе реализации метода проектов. 27

ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ.. 41

2.1. Диагностика состояния учебной мотивации у учащихся опытно-экспериментальной работы.. 41

2.2 План использования метода проектов как средства формирования у младших школьников учебной мотивации. 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 53

Приложение 1. 57

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В современной педагогической науке метод проектов рассматривается как дидактическое средство активизации познавательной, творческой деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств. Он основан на гибкой организации процесса обучения учащихся.

Стоит отметить, что эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Кроме того, огромную роль в развитие ребёнка и его отношений со сверстниками может сыграть общая работа, объединяющая участников. Замысел объединяет группу, а его реализация ещё больше сплачивает её участников. Примером совместной работы могут стать творческие проекты, реализация которых во многом способствует сплочению коллектива и повышении учебной мотивации.

Надо отметить, что метод проектов идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувство ответственности и обязательности.

Кроме того, сейчас стоит отметить и отражение метода проектов в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В этой связи реализация творческих проектов является одной из главных возможностей для учеников начать коллективную работу. Хотя по базовым характеристикам метод проектов совершенно необязательно должен быть коллективным, в учебных целях, как правило, проекты реализуются в групповой работе. Поэтому именно в этой деятельности могут начать развиваться отношения между сверстниками, а также формироваться учебная мотивация. Также в соответствии с ФГОС важной компетенцией младшего школьника сейчас является «умение учиться», обеспечение личностной успешности, развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.

Таким образом, на основании выше изложенного можно говорить о том, что проблема, связанная с изучением возможности использования  метода проектов, как средства повышения учебной мотивации младших школьников является актуальной.

Объект исследования: формирование учебной мотивации младших школьников в процессе обучения.

Предмет исследования: метод проектов как средство формирования у младших школьников учебной мотивации.

Цель исследования: теоретически обосновать возможность использования метода проектов в качестве средства формирования у младших школьников учебной мотивации и на основе диагностических данных о состоянии исследуемого феномена, предложить возможные варианты применения метода проектов на уроках.

Задачи исследования:

1.На основе изучения научной литературы определить структуру, механизмы, формирования учебной мотивации, охарактеризовать её особенности у современных младших школьников.

 2. Раскрыть потенциал метода проектов в контексте проблемы формирования учебной мотивации.

 3. Разработать практические подходы к реализации метода проектов способствующие формирования у младших школьников.

4. Изучить состояния учебной мотивации опытно-экспериментального класса и с учётом полученных данных разработать варианты применения метода проектов на уроке.

Гипотеза: фоיִрмиיִрование учебной мотивации будет успешнее,если на уроках активно используется метод проектов позволяющий:

а) поддерживать учебные мотивы за счёт пробуждения у учащихся ярких впечатлений и эмоциональных откликов, что обеспечивает устойчивость мотивации;

     б) стимулировать у учащихся новые факты,желание думать, рассуждать на уроке, что способствует осознанию детьми учебных мотивов;

     в) сохранять длительное время концетрацию внимания, активность и настойчивость в решении учебных задач , что формирует силу выраженности учебной мотивации.

Методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

- эмпирические: изучение психолого-педагогической литературы, анализ продуктов деятельности, тестирование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, диагностические методики.

База опытно-экспериментальной работы: МБОУ «Центр образования №18», всего на разных этапах опытно-экспериментальной работы приняли участие 18 учащихся.

Структура выпускной квалификационной работы представляет собой: введение, две главы и выводы по ним, заключение, список литературы, приложения.

Выводы по первой главе

 

Важным стимулом развития учебной мотивации есть непосредственная активная деятельность. Характерные особенности проектной деятельности создают широкие возможности для формирования у учеников умений, связанных с самостоятельным освоением новых знаний. Они обнаруживаются в разнообразии форм самостоятельной работы, овладении новыми способами познавательной деятельности, проблемном подходе, элементах поиска или исследовании, творческом характере деятельности.

Логика метода проекта не включает предоставление ученикам знаний в готовом виде. Вместе с тем, создаются условия для самостоятельной познавательной инициативы ученика, которая служит причиной актуализации в сознании, ощущениях и мотивах разногласий между имеющимся и желательным уровнем знаний и умений.

В процессе метода проекта создаются условия для развития учебной мотивации. На этой основе и могут сформироваться внутренние мотивы, которые будут влиять на разнообразные сферы познавательной деятельности учеников. В процессе работе над творческими проектами учащиеся не только овладевают определенными знаниями, но и учатся способам взаимодействия с окружающими (взрослыми и сверстниками), умению работать в творческом коллективе. Также проектирование повышает уровень коммуникабельности, особенно уровень делового общения. Способствует возникновению трудовых отношений, вызывает изменения в духовной жизни и характере учащихся, воспитывает у них коллективизм, инициативность, ответственность, пунктуальность, самостоятельность, творческий подход к делу, способствует развитию эстетического вкуса, инициативы, логического мышления. Работа над проектом способствует развитию общения и взаимопонимания между детьми и родителями, а также обеспечивает связь образовательного учреждения и семьи, что является огромным плюсом в деле воспитания учащихся.

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Таблица 1.

 

Наименование критерия Показатели критерия Диагностика
1.Устойчивость -положительное отношение к учению; -безразличное отношение к учению; -отрицательное отношение к учению. Диагностика М. Ньюттена «Неоконченные предложения». Анкетирование Н.Г. Лускановой.
2. Осознанность - эффективно выполняют работу; -осознанно выполняют работу; -неосознанно выполняют работу. Методика изучения уровня внимания у школьников (Гальперин П.Я., Кабылицкая С.Л.)
3.Сила и выраженность - длительность концетрации внимания; -нежелательная длительность концетрации внимания. Анкета Н.Г. Лусканова  

Критерий «устойчивости» позволяет выявить наличие положительного, отрицательного или нейтрального отношения, которые характеризуются на различных уровнях.

Положительное отношение школьника к учению наблюдается постепенным нарастанием мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели.

Безразличное отношение имеет те же отличительные характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.

Отрицательное отношение школьников к учению характерно бедностью и узостью мотивов, слабой заинтересованностью при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Способный, но ленивый – в общем правильная характеристика обучаемых, принадлежащих к этому типу.

Критерий «осознанности» позволяет выявить умение (неумение) младшего школьника эффективно или сознательно выполнять работу. Учитываются направленность на овладение учебным материалом и решение учебных задач; изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий».

Учебная деятельность имеет определенную структуру: мотивы учения; учебные задачи; учебные действия; контроль; оценка.

В учебной деятельности заложены мотивы, связанные с ее прямым продуктом: с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений); связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).

Критерий «силы и выраженность» позволяет выявить наличие или отсутствие направленности младшего школьника на учебную деятельность, длительность концентрации внимания, активность в учебной деятельности.

Направленность волевых усилий – это функции активации и торможения. В различных ситуациях человек использует разные по направленности волевые усилия: в одном случае требуется придавать усилия для того, чтобы сохранять активность в деятельности, в другом – усилия помогают остановить, например, нежелательную деятельность.

Длительность волевых усилий зависит от силы мотива к действию (если человек очень хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у человека, тем длительнее он может сохранять волевые усилия).

Для выявления уровня сформированности учебной мотивации у младших школьников были отобраны диагностические методики «Неоконченные предложения», «Заверши предложение», «Мотивы учебной деятельности».

В качестве диагностирующего инструмента была использована диагностика М. Ньюттена «Неоконченные предложения». Текст диагностики представлен в приложении 1.

Целью осуществления диагностики было выявить наличие мотивации к учению у младших школьников, а также установление степени знакомства учащихся со структурой и алгоритмом обобщения. Диагностика включала в себя 5 незаконченных предложений по теме исследования, которые необходимо было дополнить учащимся, используя собственные знания. Все предложения были открытыми и предоставляли возможность зафиксировать объективные представления учащихся о действии обобщения.

По результатам проведенной диагностики учащиеся 2 Б класса были распределены по уровням учебной мотивации.

На высоком уровне 8 человек: Аня А., Арсений З., Елизавета Г., Егор Щ., Илья А, Кристина А, Никита Г, Дарья Е.

 Учащиеся положительно относятся к учению, умеют ставить перспективные цели, преодолевают препятствия на пути достижения.

На среднем уровне 5 человек:, Анастасия М, Максим М, Глеб Л, Егор П, Максим Ч. Учащиеся безразлично относятся к учению , не всегда могут выполнять задания без помощи учителя.

На низком уровне 2 человека: Евгений С, Камила С. Учащиется отрицательно относятся к учению. Ученики не принимают задания учителя, не соотносят свои действия с образцом и допускают ошибки при выполнении задания. Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не могут обосновать своих действий.

 

Результаты диагностирования М. Ньюттена

«Неоконченные предложения»

Рис.1

 

Следующий вид диагностики, это беседа-интервью. Данная методика проводится индивидуально с каждым младшим школьником, принимающим участие в исследование. Суть данной диагностики заключается в том, что психолог задает испытуемым вопросы, которые диагностируют все три показателя мотивации обучения младших школьников. Текст опросника приведен в приложение 2. Кроме того, в беседе помимо вопросов, диагностируемых показатели учебной мотивации, содержатся и дополнительные, вводные вопросы, необходимые для сбора данных о школьнике и введения его в ситуацию обследования. Это вопросы под номером № 1, 2, 3, 5.

Плюс данной диагностики заключается еще и в том, что обследование проводится индивидуально, что позволяет уточнять содержание вопросов в соответствии с индивидуальными ответами школьника о виде его значимой деятельности.

По результатам проведенного тестирования учащиеся 2 Б класса были распределены по уровням учебной мотивации.

На высоком уровне 5 человек: Аня А., Арсений З., Елизавета Г., Егор Щ., Илья А.

Учащиеся положительно относятся к учению, умеют ставить перспективные цели, преодолевают препятствия на пути достижения.

На среднем уровне 8 человек:, Анастасия М, Максим М, Глеб Л, Егор П, Максим Ч, Дарья Е ,Кристина А, Никита Г.

 Учащиеся безразлично относятся к учению, не всегда могут выполнять задания без помощи учителя.

На низком уровне 2 человека: Евгений С, Камила С. Учащиется отрицательно относятся к учению. Ученики не принимают задания учителя, не соотносят свои действия с образцом и допускают ошибки при выполнении задания. Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, не могут обосновать своих действий.

 

Результаты

Беседы-интервью

Рис.1

 

Следующий диагностический метод, это анкетирование, т.е. – это письменный опрос или анкета. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой , состоящей из 10 вопросов. Надо сказать, что предложенные вопросы наилучшим образом отражают отношение детей к школе и учебному процессу. В этой связи Лускановой было отмечено, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Пример анкеты приведен в приложение 3.

По результатам проведенного анкетирования учащиеся 2 Б класса были распределены по уровням учебной мотивации.

На высоком уровне 5 человек: Аня А., Арсений З., Елизавета Г., Егор Щ., Илья А.

Учащиеся сохраняют активность, добиваются поставленной цели.

На среднем уровне 8 человек:, Анастасия М, Максим М, Глеб Л, Егор П, Максим Ч, Кристина А, Дарья Е, Ирина Б. Учащиеся менее активны , добиваются поставленной цели с помощью учителя.

На низком уровне 2 человека: Евгений С, Камила С. Учащиеся неохотно выполняют работу, постоянно нуждаются в помощи от учителя.

 

Результаты анкетирования Н.Г. Лускановой

 

Следующая методика, которая была использована для исследования учебной мотивации – это тестирование. Тестирование, как и анкетирование, проводится индивидуально, что позволяет изучить учебную мотивацию у каждого исследуемого дошкольника. Пример тестирования приведен в приложение 4. 

По результатам проведенного тестирования учащиеся 2 Б класса были распределены по уровням учебной мотивации.

На высоком уровне 5 человек: Аня А., Арсений З., Елизавета Г., Егор Щ., Илья А. Учащиеся сохраняют активность, добиваются поставленной цели.

На среднем уровне 8 человек:, Анастасия М, Максим М, Глеб Л, Егор П, Максим Ч, , Кристина А, Дарья Е, Ирина Б. Учащиеся менее активны , добиваются поставленной цели с помощью учителя.

На низком уровне 2 человека: Евгений С, Камила С. Учащиеся неохотно выполняют работу, постоянно нуждаются в помощи от учителя.

 

По результатам диагностирования учащиеся 2б класса были распределены по следующем уровням: 5 детей справились на высоком уровне, 8 детей справились на среднем уровне и 2-е детей  справились на низком уровне.

Выводы по второй главе

Завершая исследование в рамках второй главы данной выпускной квалификационной работы, мы готовы сформулировать следующие выводы по итогам осуществленной работы:

Мы применили метод проектов на уроках в формировании у младших школьников учебной мотивации.

В процессе метода проектов создаются условия для развития учебной мотивации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе изучения научной литературы определили структуру, механизмы, формирования учебной мотивации, охарактеризовали её особенности у современных младших школьников.

Раскрыли потенциал метода проектов в контексте проблемы формирования учебной мотивации.

Разработали практические подходы к реализации метода проектов способствующие формирования у младших школьников.

 Изучили состояния учебной мотивации опытно-экспериментального класса и с учётом полученных данных разработали варианты применения метода проектов на уроке.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Центр образования №18» города Тулы. В опытно-экспериментальной работе принимали участие в составе 15 человек. Были подобраны критерии:

- устойчивость;

-осознанность;

-сила выраженности.

В ходе исследования были разработаны проекты «Моя семья» и «Мир моих увлечений».

Таким образом, цель данной выпускной квалификационной работы достигнута, гипотеза подтверждена, задачи решены.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кондратьева, Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов/Е.П. Кондратьева; Чебоксары, 2007.

Приложение 1

Диагностическая методика №1

«Неоконченные предложения»

Автор: М. Ньюттена

Цель методики: выявить наличие мотивации к учению у младших школьников.

Условия проведения: Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

Вопросы:

1. Я думаю, что хороший ученик –это тот, кто…

2. Я думаю, что плохой ученик –это тот, кто…..

3. Больше всего я люблю, когда учитель……….

4. Больше всего я не люблю, когда учитель……

5. Больше всего мне школа нравится за то, что ..

Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).

Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.

 

 

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Выпускная квалификационная работа

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

На тему

Дата: 2019-03-05, просмотров: 277.