МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Выполнена:

студентом группы 721942 з

заочной формы обучения

                                           факультета искусств, социальных

                                           и гуманитарных наук

Филатовой Юлией Дмитриевной

 

Тула – 2019

 

 

Работа выполнена на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»

 

 

Научный руководитель –Орлова Людмила Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования.

 

Л.А. Орлова

Работа допущена к защите:

Заведующий кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования

С.В. Митрохина

Защита состоится «___»_____________2019 г. в учебном корпусе № 4 ТГПУ им Л.Н. Толстого, ауд. № ______ в __________ часов.

 

 

Декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук

Е.Ю. Ромашина«   » ____________ 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИ.. 7

1.1.         Формирование учебной мотивации как научная проблема и задача начальной школы.. 7

1.2.         Метод проектов: понятие, сущность, особенности реализации в начальной школе 17

1.3. Формирование у младших школьников учебной мотивации в ходе реализации метода проектов. 27

ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ.. 41

2.1. Диагностика состояния учебной мотивации у учащихся опытно-экспериментальной работы.. 41

2.2 План использования метода проектов как средства формирования у младших школьников учебной мотивации. 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 53

Приложение 1. 57

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В современной педагогической науке метод проектов рассматривается как дидактическое средство активизации познавательной, творческой деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств. Он основан на гибкой организации процесса обучения учащихся.

Стоит отметить, что эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Кроме того, огромную роль в развитие ребёнка и его отношений со сверстниками может сыграть общая работа, объединяющая участников. Замысел объединяет группу, а его реализация ещё больше сплачивает её участников. Примером совместной работы могут стать творческие проекты, реализация которых во многом способствует сплочению коллектива и повышении учебной мотивации.

Надо отметить, что метод проектов идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувство ответственности и обязательности.

Кроме того, сейчас стоит отметить и отражение метода проектов в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В этой связи реализация творческих проектов является одной из главных возможностей для учеников начать коллективную работу. Хотя по базовым характеристикам метод проектов совершенно необязательно должен быть коллективным, в учебных целях, как правило, проекты реализуются в групповой работе. Поэтому именно в этой деятельности могут начать развиваться отношения между сверстниками, а также формироваться учебная мотивация. Также в соответствии с ФГОС важной компетенцией младшего школьника сейчас является «умение учиться», обеспечение личностной успешности, развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.

Таким образом, на основании выше изложенного можно говорить о том, что проблема, связанная с изучением возможности использования  метода проектов, как средства повышения учебной мотивации младших школьников является актуальной.

Объект исследования: формирование учебной мотивации младших школьников в процессе обучения.

Предмет исследования: метод проектов как средство формирования у младших школьников учебной мотивации.

Цель исследования: теоретически обосновать возможность использования метода проектов в качестве средства формирования у младших школьников учебной мотивации и на основе диагностических данных о состоянии исследуемого феномена, предложить возможные варианты применения метода проектов на уроках.

Задачи исследования:

1.На основе изучения научной литературы определить структуру, механизмы, формирования учебной мотивации, охарактеризовать её особенности у современных младших школьников.

 2. Раскрыть потенциал метода проектов в контексте проблемы формирования учебной мотивации.

 3. Разработать практические подходы к реализации метода проектов способствующие формирования у младших школьников.

4. Изучить состояния учебной мотивации опытно-экспериментального класса и с учётом полученных данных разработать варианты применения метода проектов на уроке.

Гипотеза: фоיִрмиיִрование учебной мотивации будет успешнее,если на уроках активно используется метод проектов позволяющий:

а) поддерживать учебные мотивы за счёт пробуждения у учащихся ярких впечатлений и эмоциональных откликов, что обеспечивает устойчивость мотивации;

     б) стимулировать у учащихся новые факты,желание думать, рассуждать на уроке, что способствует осознанию детьми учебных мотивов;

     в) сохранять длительное время концетрацию внимания, активность и настойчивость в решении учебных задач , что формирует силу выраженности учебной мотивации.

Методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;

- эмпирические: изучение психолого-педагогической литературы, анализ продуктов деятельности, тестирование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, диагностические методики.

База опытно-экспериментальной работы: МБОУ «Центр образования №18», всего на разных этапах опытно-экспериментальной работы приняли участие 18 учащихся.

Структура выпускной квалификационной работы представляет собой: введение, две главы и выводы по ним, заключение, список литературы, приложения.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.