Выполнена:
студентом группы 721942 з
заочной формы обучения
факультета искусств, социальных
и гуманитарных наук
Филатовой Юлией Дмитриевной
Тула – 2019
Работа выполнена на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»
Научный руководитель –Орлова Людмила Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования.
Л.А. Орлова
Работа допущена к защите:
Заведующий кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования
С.В. Митрохина
Защита состоится «___»_____________2019 г. в учебном корпусе № 4 ТГПУ им Л.Н. Толстого, ауд. № ______ в __________ часов.
Декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук
Е.Ю. Ромашина« » ____________ 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИ.. 7
1.1. Формирование учебной мотивации как научная проблема и задача начальной школы.. 7
1.2. Метод проектов: понятие, сущность, особенности реализации в начальной школе 17
1.3. Формирование у младших школьников учебной мотивации в ходе реализации метода проектов. 27
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ.. 41
2.1. Диагностика состояния учебной мотивации у учащихся опытно-экспериментальной работы.. 41
2.2 План использования метода проектов как средства формирования у младших школьников учебной мотивации. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 53
Приложение 1. 57
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной педагогической науке метод проектов рассматривается как дидактическое средство активизации познавательной, творческой деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств. Он основан на гибкой организации процесса обучения учащихся.
Стоит отметить, что эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Кроме того, огромную роль в развитие ребёнка и его отношений со сверстниками может сыграть общая работа, объединяющая участников. Замысел объединяет группу, а его реализация ещё больше сплачивает её участников. Примером совместной работы могут стать творческие проекты, реализация которых во многом способствует сплочению коллектива и повышении учебной мотивации.
Надо отметить, что метод проектов идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувство ответственности и обязательности.
Кроме того, сейчас стоит отметить и отражение метода проектов в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В этой связи реализация творческих проектов является одной из главных возможностей для учеников начать коллективную работу. Хотя по базовым характеристикам метод проектов совершенно необязательно должен быть коллективным, в учебных целях, как правило, проекты реализуются в групповой работе. Поэтому именно в этой деятельности могут начать развиваться отношения между сверстниками, а также формироваться учебная мотивация. Также в соответствии с ФГОС важной компетенцией младшего школьника сейчас является «умение учиться», обеспечение личностной успешности, развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.
Таким образом, на основании выше изложенного можно говорить о том, что проблема, связанная с изучением возможности использования метода проектов, как средства повышения учебной мотивации младших школьников является актуальной.
Объект исследования: формирование учебной мотивации младших школьников в процессе обучения.
Предмет исследования: метод проектов как средство формирования у младших школьников учебной мотивации.
Цель исследования: теоретически обосновать возможность использования метода проектов в качестве средства формирования у младших школьников учебной мотивации и на основе диагностических данных о состоянии исследуемого феномена, предложить возможные варианты применения метода проектов на уроках.
Задачи исследования:
1.На основе изучения научной литературы определить структуру, механизмы, формирования учебной мотивации, охарактеризовать её особенности у современных младших школьников.
2. Раскрыть потенциал метода проектов в контексте проблемы формирования учебной мотивации.
3. Разработать практические подходы к реализации метода проектов способствующие формирования у младших школьников.
4. Изучить состояния учебной мотивации опытно-экспериментального класса и с учётом полученных данных разработать варианты применения метода проектов на уроке.
Гипотеза: фоיִрмиיִрование учебной мотивации будет успешнее,если на уроках активно используется метод проектов позволяющий:
а) поддерживать учебные мотивы за счёт пробуждения у учащихся ярких впечатлений и эмоциональных откликов, что обеспечивает устойчивость мотивации;
б) стимулировать у учащихся новые факты,желание думать, рассуждать на уроке, что способствует осознанию детьми учебных мотивов;
в) сохранять длительное время концетрацию внимания, активность и настойчивость в решении учебных задач , что формирует силу выраженности учебной мотивации.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
- эмпирические: изучение психолого-педагогической литературы, анализ продуктов деятельности, тестирование, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, диагностические методики.
База опытно-экспериментальной работы: МБОУ «Центр образования №18», всего на разных этапах опытно-экспериментальной работы приняли участие 18 учащихся.
Структура выпускной квалификационной работы представляет собой: введение, две главы и выводы по ним, заключение, список литературы, приложения.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.