НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты платежеспособности и ликвидности предприятия 6
1.1 Сущность платежеспособности и ликвидности предприятия. 6
1.2 Факторы оказывающие влияние на платежеспособность и ликвидность предприятия. 14
1.3 Методика оценки платежеспособности и ликвидности предприятия. 23
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности ООО «Никор». 31
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Никор». 31
2.2 Анализ динамики развития рынка стоматологических услуг на котором функционирует ООО «Никор». 40
2.3 Оценка финансовой устойчивости. 47
2.4 Оценка платежеспособности и ликвидности предприятия. 49
Глава 3. Направления повышения платежеспособности и ликвидности предприятия ООО «Никор». 56
3.1 Мероприятия направленные на повышение платежеспособности и ликвидности предприятия ООО «Никор». 56
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий. 69
Заключение. 72
Список использованных источников и литературы.. 76
Введение
Актуальность исследования. Эффективное функционирование любого субъекта хозяйствования в современных рыночных условиях возможно при проведении экономически грамотного управления его деятельностью. В условиях экономического обособления и самостоятельности субъекта хозяйствования успех или неуспех компании во многом зависит от ее стратегии развития.
На выбор хозяйственной стратегии предприятия оказывает значительное влияние множество условий: форма и степень конкурентной борьбы, темпы и характер инфляции, экономическая политика правительства, преимущества национальной экономики на мировом рынке по отдельным направления, а также широкий круг внутренних факторов, которые связаны с особенностями и возможностями хозяйствующего субъекта.
Кроме того, особое внимание при разработке и воплощении стратегии развития следует уделить платежеспособности предприятия и как следствие стабильности финансового положения субъекта хозяйствования, что в свою очередь оказывает значительное влияние на уровень деловой активности, эффективности и конкурентоспособности предприятия.
Устойчивое платежеспособное положение предприятия – это важное условие для обеспечения непрерывного и эффективного его функционирования. Платежеспособное состояние финансов хозяйствующего субъекта характеризуется с одной стороны наличием и размещением его активов по степени их ликвидности, а с другой стороны объемом и структурой источников их формирования по срочности погашения, а так же их сбалансированности.
Для обеспечения нормальной деятельности предприятия, проведения своевременных расчетов с поставщиками и покупателями, а так же другими субъектами хозяйствования, банками и работниками, компания должна располагать устойчивым финансовым состоянием и быть платежеспособной.
Платежеспособность выступает важнейшей характеристикой финансово-экономической деятельности предприятия в условиях функционирования рыночной экономики. Поскольку если предприятие платежеспособно, то оно имеет преимущества перед другими субъектами хозяйствования того же профиля. Ему легче привлекать инвестиций, и получать кредиты, осуществлять выбор поставщиков и подбор квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, поскольку осуществляет своевременно выплаты налогов в бюджет, взносов во внебюджетные фонды, а так же заработную плату - работникам, и дивиденды - акционерам, банки получают гарантию возврата предоставленных кредитов и уплату по ним процентов.
Чем выше уровень платежеспособности предприятия, тем более оно независимо от колебаний рыночной конъюнктуры и, как следствие подвержено меньшему риску оказаться на грани банкротства.
Исходя из этого, проведение объективной оценки платежеспособности предприятия становится весьма актуальной. Поскольку рыночная экономика, характеризуется динамизмом и высокой степенью неопределенности многих ее параметров. Таким образом, выявление неблагоприятных тенденций для развития предприятия, определение степени платежеспособности приобретают первостепенное значение.
Анализировать платежеспособность предприятия необходимо не только в случае наступления экономических затруднений, но и с целью определения (предугадывания) этих экономических трудностей, а так, же наиболее рационального использования долгосрочных, нематериальных, текущих (оборотных) активов, и собственного и заемного капитала.
Таким образом, грамотное управление платежеспособностью предприятия дает возможность снизить финансовые риски, а также разработать систему мер, которая направлена на предотвращение банкротства, что позволяет обеспечить принцип непрерывности функционирования хозяйствующего субъекта.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступило российское предприятие ООО «Никор», функционирующее в сфере оказания медицинских услуг.
Предметом дипломной работы выступила динамика платежеспособности предприятия ООО «Никор».
Целью данной работы является проведение изучения платежеспособности и ликвидности ООО «Никор» и разработка мероприятий направленных на их улучшение.
Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты платежеспособности предприятия;
- исследовать факторы, оказывающие влияние на платежеспособность предприятия
- провести анализ платежеспособности предприятия;
- исследовать показатели финансовой устойчивости;
- разработать рекомендации направленные на улучшение платежеспособности предприятия.
В экономической литературе вопросы, связанные с анализом платежеспособности предприятия достаточно широко освещены. При написании выпускной квалификационной работы были использованы работы следующих авторов: Волковой О.Н., Гиляровской Л.Т., Ефимовой О.В., Донцовой Л.В., Никифоровой Н.А., Ионовой А.Ф., Селезневой Н.Н., Ковалева В.В., Романовского М.В., Шеремета А.Д. и других.
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: коэффициентный, синтеза и анализа, дедукции и индукции, относительных величин.
Таблица 2.5 - PEST -анализ основных факторов, оказывающих влияние на деятельность ООО «Никор»
Описание фактора | Влияние фактора | Экспертная оценка | Средняя оценка | Оценка с поправкой на вес | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ |
|
|
|
|
|
| ||
Устойчивость политической власти и существующего правительства | 1 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 4,2 | 0,16 |
Налоговая политика (тарифы и льготы) | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2,4 | 0,18 |
Будущее и текущее законодательство, регулирующее правила работы в медицинской отрасли | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2,0 | 0,07 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ |
|
|
|
|
|
| ||
Темпы роста экономики | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5,0 | 0,56 |
Уровень инфляции и процентные ставки | 3 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4,0 | 0,44 |
Уровень располагаемых доходов населения | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1,6 | 0,12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ |
|
|
|
|
|
| ||
Требования к качеству, оказываемых услуг и уровню сервиса | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,4 | 0,27 |
Темпы роста населения | 1 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5,0 | 0,19 |
Отношение к натуральным и экологически-чистым продуктам, используемых при оказании медицинских услуг | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4,2 | 0,31 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ |
|
|
|
|
|
| ||
Государственная технологическая политика в сфере медицины | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 4,4 | 0,49 |
Скорость изменения и адаптации к новым технологиям | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,6 | 0,51 |
Технологические изменения касающиеся материалов и функционального назначения оборудования | 3 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4,6 | 0,51 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБЩИЙ ИТОГ
27
44,4
Завершающим шагом анализа является приведение всех расчетов в матричный вид. Все факторы в порядке убывания своей важности размещаются в следующей таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Составление сводной таблицы PEST анализа
ПОЛИТИЧЕСКИЕ | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ | ||
Фактор | Вес | Фактор | Вес |
Налоговая политика (тарифы и льготы) | 0,18 |
Темпы роста экономики |
0,56 |
Устойчивость политической власти и существующего правительства | 0,16 |
0,44 | |
Будущее и текущее законодательство, регулирующее правила работы в медицинской отрасли | 0,07 | Уровень располагаемых доходов населения | 0,12 |
|
|
|
|
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ | ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ | ||
Фактор | Вес | Фактор | Вес |
0,31 |
0,51 | ||
Требования к качеству оказываемых услуг и уровню сервиса | 0,27 |
0,51 | |
Темпы роста населения | 0,19 |
0,49 |
Таким образом, на деятельность ООО «Никор» наибольшее влияние оказывают технологические и экономические группы факторов.
Проведем оценку конкурентоспособности ООО «Никор» с целью определения ее положения среди прочих компаний данного региона и перспектив дальнейшего развития компании.
К конкурентам компании, предоставляющим на рынке аналогичные услуги относятся:
- ООО «Венд»;
- ООО «Улыбка»;
- ООО «Клиника 32».
Анализ проведем по следующим категориям:
1. Разнообразие услуг для корпоративных клиентов
2. Качество выполнения услуг для корпоративных клиентов
3. Цены на услуги для корпоративных клиентов
4. Разнообразие услуг для физических лиц
5. Качество выполнения услуг для физических лиц
6. Цены на услуги для физических лиц
7. Широта специализации
8. Известность бренда
9. Надежность компании перед лицом клиентов
В таблице 2.7 представлена оценка конкурентоспособности ООО «Никор» по сравнению со своими ближайшими конкурентами. Оценка конкурентоспособности ООО «Никор» выполнялась с помощью экспертного метода. В качестве экспертов выступили руководство ООО «Никор» и его основных отделов, а также поставщики организации. В соответствии с данными таблицы 2.7 абсолютным лидером является ООО «Венд». Данная компания работает на рынке достаточно давно предоставляя своим клиентам широкий спектр услуг.
Таблица 2.7 – Оценка конкурентоспособности ООО «Никор» по сравнению с ближайшими конкурентами
Наименование показателя | Коэффициент весомости | ООО «Никор» | ООО «Венд» | ООО «Улыбка» | ООО «Клиника 32» | ||||
Значение показателя | Взвешенная оценка | Значение показателя | Взвешенная оценка | Значение показателя | Взвешенная оценка | Значение показателя | Взвешенная оценка | ||
1. Разнообразие услуг для корпоративных клиентов | 0,10 | 4 | 0,40 | 5 | 0,50 | 4 | 0,40 | 4 | 0,40 |
2. Качество выполнения услуг для корпоративных клиентов | 0,16 | 5 | 0,80 | 5 | 0,80 | 4 | 0,64 | 4 | 0,64 |
3. Цены на услуги для корпоративных клиентов | 0,10 | 4 | 0,40 | 5 | 0,50 | 5 | 0,50 | 3 | 0,30 |
4. Разнообразие услуг для физических лиц | 0,08 | 3 | 0,24 | 4 | 0,32 | 5 | 0,40 | 5 | 0,40 |
5. Качество выполнения услуг для физических лиц | 0,10 | 4 | 0,40 | 4 | 0,40 | 4 | 0,40 | 5 | 0,50 |
6. Цены на услуги для физических лиц | 0,12 | 3 | 0,36 | 3 | 0,36 | 3 | 0,36 | 4 | 0,48 |
7. Широта специализации | 0,12 | 4 | 0,48 | 5 | 0,60 | 4 | 0,48 | 4 | 0,48 |
8. Известность бренда | 0,10 | 4 | 0,40 | 5 | 0,50 | 4 | 0,40 | 3 | 0,30 |
9. Надежность компании перед лицом клиентов | 0,12 | 5 | 0,60 | 5 | 0,60 | 4 | 0,48 | 4 | 0,48 |
Итого | 1 | 4,08 | 4,58 | 4,06 | 3,98 |
На втором месте расположилась ООО «Никор», ее конкурентными преимуществами являются качество выполняемых услуг для корпоративных клиентов, надежность компании перед клиентами.
Низкие значения в направление оказания услуг для физических лиц является следствием, того, что руководство ООО «Никор» в последнее время активно сосредоточилось на оказании услуг корпоративным клиентам (страховым компаниям, организациям), вырабатывая для них определенные линейки стоматологических услуг. Для физических лиц длительное время не уделялось должного внимания.
В сегменте оказания услуг физическим лицам является лидером является ООО «Венд». В тоже время непосредственным конкурентом ООО «Никор» является ООО «Улыбка», поскольку итоговое значение оценки конкурентоспособности практически совпадает у этих двух компаний 4,08 против 4,06. для активной конкурентной борьбы с ООО «Улыбка» руководству ООО «Никор» необходимо продолжить с одной стороны совершенствовать уровень и качество предоставляемых услуг для корпоративных клиентов. С другой стороны активизировать деятельность в сегменте работы с физическими лицами, что позволит ООО «Никор» выйти на новый уровень.
Далее проведем SWOT-анализ деятельности ООО «Никор», представленный в таблице 2.8.
Наличие сильных сторон и потенциальных внутренних возможностей ООО «Никор» (широкого ассортимента предоставляемых услуг для корпоративных клиентов, высокий уровень качества предоставленных услуг, развитие технологий в сфере стоматологии с одновременной активизаций рынка стоматологического и медицинского оборудования, наличие постоянной базы клиентов и возможность ее расширения) позволяет организации активно бороться с конкурентами не только за выживание, но и расширение контролируемой доли рынка.
Таблица 2.8 – SWOT-анализ деятельности ООО «Никор»
S – сильные стороны - Широкий ассортимент предоставляемых услуг для корпоративных клиентов - Высокий уровень качества выполненных услуг - Постоянная клиентская база - Низкая текучесть кадров - Доступная цена на услуги - Хорошая репутация | W – слабые стороны - «Узкий» ассортимент услуг для физических лиц -Слабая маркетинговая база и исследования в этой области |
О - возможности - Развитие технологий в сфере стоматологии - Привлечение новых клиентов - Повышение качества в сфере предоставляемых услуг и сопутствующих услуг - Развитие рынка стоматологического оборудования | Т – угрозы - Появление новых конкурентов - Изменение законодательства в сфере медицины и стоматологии - Нестабильность экономической ситуации в стране - Снижение платежеспособности клиентов |
Основными факторами риска, которые могут оказать влияние на деятельность ООО «Никор» можно определить следующие: появление новых конкурентов, слабая маркетинговая составляющая деятельности ООО «Никор», нестабильная экономическая ситуация с угрозой законодательных изменений в сфере медицины и стоматологии.
ООО «Никор», как и ближайшие конкуренты придерживаются стратегии ценообразования «издержки + определенный объем прибыли», но при этом цены на услуги сравниваются с ближайшими конкурентами, и не допускаются значительные завышения или занижения цен – более чем на 10%.
Проведение рекламных компаний в условиях ООО «Никор» не отличаются значительной креативностью и изобретательностью. Рекламные компании проводятся через два основных канала – Интернет и СМИ.
Основной упор при работе с физическими лицами делается на работу в качестве рекламы носителей самих клиентов, которые через распространение информации в своем окружении могут продвигать услуги организации.
В сегменте корпоративных клиентов упор делается на СМИ и посещение специализированных выставок и форумов.
Контролируемая доля рынка ООО «Никор» составляет порядка 0,4% от рынка стоматологических услуг г. Москвы и Московской области.
34 500
август
185,6
75%
25%
139
46
27 840
6 960
34 800
сентябрь
171,2
75%
25%
128
43
25 680
6 420
32 100
октябрь
169,6
75%
25%
127
42
25 440
6 360
31 800
ноябрь
152
75%
25%
114
38
22 800
5 700
28 500
декабрь
160
75%
25%
120
40
24 000
6 000
30 000
январь
92,8
100%
93
0
18 560
0
18 560
февраль
88
100%
88
0
17 600
0
17 600
март
128
100%
128
0
25 600
0
25 600
апрель
176
75%
25%
132
44
26 400
6 600
33 000
май
240
65%
35%
156
84
31 200
12 600
43 800
июнь
200
75%
25%
150
50
30 000
7 500
37 500
Итого за год
-
-
-
-
-
302 720
65 040
367 760
В таблице 3.7 приведен расчет страховых взносов с фонда оплаты труда (ФОТ) по ставке 30% из предыдущей таблицы.
Таблица 3.7 - Расчет фонда оплаты труда для специалистов лазерного отбеливания зубов
Месяц | ФОТ | Страховые взносы |
июль | 34 500 | 10 350 |
август | 34 800 | 10 440 |
сентябрь | 32 100 | 9 630 |
октябрь | 31 800 | 9 540 |
ноябрь | 28 500 | 8 550 |
декабрь | 30 000 | 9 000 |
январь | 18 560 | 5 568 |
февраль | 17 600 | 5 280 |
март | 25 600 | 7 680 |
апрель | 33 000 | 9 900 |
май | 43 800 | 13 140 |
июнь | 37 500 | 11 250 |
Итого год | 367 760 |
110 328 |
Норматив на покупку инструментов для планирования установим на уровне 7% от выручки за услуги. Этот норматив определен исходя из статистики приобретения инструментов для оказания других стоматологических услуг, оказываемых ООО «Никор». Расходы на инструменты приведены в таблице 3.8.
Таблица 3.8 - Расходы на инструменты
Период | Выручка от оказания услуг, руб. | Расходы на инструменты (7% от выручки), руб. |
июль | 223 652 | 15 656 |
август | 225 597 | 15 792 |
сентябрь | 208 094 | 14 567 |
октябрь | 206 149 | 14 430 |
ноябрь | 184 756 | 12 933 |
декабрь | 194 480 | 13 614 |
январь | 112 798 | 7 896 |
февраль | 106 964 | 7 487 |
март | 155 584 | 10 891 |
апрель | 213 928 | 14 975 |
май | 291 720 | 20 420 |
июнь | 243 100 | 17 017 |
Итого год |
2 366 822 |
165 678 |
Расходы на текущую рекламу, куда включаются расходы на печатную продукцию, изготовление дисконтных карт, СМС-рассылка клиентам об акциях и новинках, рассчитываются как норматив на расходы на рекламу в размере 4,5% от выручки. Постоянной частью расходов на рекламу будет являться плакат на троллейбусе в сумме 9 000 руб. ежемесячно.
Расходы на инкассацию составляют 1% от инкассированной наличности. Инкассированные наличные денежные средства составляют по текущей статистике 90% выручки от оказания услуг. Остальная выручка – безналичные денежные средства.
Величина затрат на электроэнергию составляет 1,1 тыс. руб. в месяц согласно начислениям, приходящимся на несколько последних месяцев по помещению ООО «Никор», в котором планируется осуществлять оказание новой услуги.
Таблица 3.9 – Бюджет расходов на рекламу услуги лазерного отбеливания зубов, руб.
Период | Выручка от оказания услуги | Расходы на рекламу (4,5% от выручки) | Постоянные расходы на рекламу (троллейбус) | Итого |
июль | 223 652 | 10 064 | 9 000 | 19 064 |
август | 225 597 | 10 152 | 9 000 | 19 152 |
сентябрь | 208 094 | 9 364 | 9 000 | 18 364 |
октябрь | 206 149 | 9 277 | 9 000 | 18 277 |
ноябрь | 184 756 | 8 314 | 9 000 | 17 314 |
декабрь | 194 480 | 8 752 | 9 000 | 17 752 |
январь | 112 798 | 5 076 | 9 000 | 14 076 |
февраль | 106 964 | 4 813 | 9 000 | 13 813 |
март | 155 584 | 7 001 | 9 000 | 16 001 |
апрель | 213 928 | 9 627 | 9 000 | 18 627 |
май | 291 720 | 13 127 | 9 000 | 22 127 |
июнь | 243 100 | 10 940 | 9 000 | 19 940 |
Итого год |
2 366 822 |
106 507 |
108 000 |
214 507 |
Налог на прибыль составляет 20% от прибыли до налогообложения.
Все текущие доходы и затраты проекта представлены в прогнозном Бюджете доходов и расходов в таблице 3.10.
Согласно расчетам чистая прибыль от оказания услуги «Лазерное отбеливание зубов» составит в первый год работы 1 164,96 тыс. руб.
Таблица 3.10 – Бюджет доходов и расходов, тыс. руб.
| июл. 17 | авг. 17 | сен. 17 | окт. 17 | ноя. 17 | дек. 17 | янв. 18 | фев. 18 | мар. 18 | апр. 18 | май. 18 | июн. 18 | ИТОГО ГОД |
Выручка от оказания услуги, т.р. | 223,7 | 225,6 | 208,1 | 206,1 | 184,8 | 194,5 | 112,8 | 107 | 155,6 | 213,9 | 291,7 | 243,1 | 2 366,90 |
Всего затраты | 83,7 | 84,3 | 78,6 | 81,5 | 71 | 73,9 | 48,9 | 50,7 | 63,6 | 80,5 | 104,1 | 89,9 | 910,70 |
Затраты на персонал | 44,9 | 45,3 | 41,7 | 41,4 | 37,1 | 39 | 24,2 | 22,9 | 33,3 | 43 | 57 | 48,8 | 478,60 |
Заработная плата | 34,5 | 34,8 | 32,1 | 31,8 | 28,5 | 30 | 18,6 | 17,6 | 25,6 | 33 | 43,8 | 37,5 | 367,80 |
Страховые взносы | 10,4 | 10,5 | 9,6 | 9,6 | 8,6 | 9 | 5,6 | 5,3 | 7,7 | 10 | 13,2 | 11,3 | 110,80 |
Текущие расходы на инструменты | 15,7 | 15,8 | 14,6 | 14,4 | 12,9 | 13,6 | 7,9 | 7,5 | 10,9 | 15 | 20,4 | 17 | 165,70 |
Прочие затраты | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 3,60 |
Реклама | 19,1 | 19,2 | 18,4 | 18,3 | 17,3 | 17,8 | 14,1 | 13,8 | 16 | 18,6 | 22,1 | 19,9 | 214,60 |
Реклама на транспорте | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 108,00 |
Объявления в СМИ | 10,1 | 10,2 | 9,4 | 9,3 | 8,3 | 8,8 | 5,1 | 4,8 | 7 | 9,6 | 13,1 | 10,9 | 106,60 |
Банковские услуги | 2 | 2 | 1,9 | 1,9 | 1,7 | 1,8 | 1 | 1 | 1,4 | 1,9 | 2,6 | 2,2 | 21,40 |
Услуги связи | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 3,60 |
Расходы на торговое оборудование | 0 | 0 | 0 | 3,5 | 0 | 0 | 0 | 3,5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7,00 |
Канцелярские принадлежности | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0 | 0 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 3,00 |
Затраты на электроэнергию | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 13,20 |
Прибыль | 140 | 141,3 | 129,5 | 124,6 | 113,8 | 120,6 | 63,9 | 56,3 | 92 | 133,4 | 187,6 | 153,2 | 1 456,20 |
Налог на прибыль | 28 | 28,26 | 25,9 | 24,92 | 22,76 | 24,12 | 12,78 | 11,26 | 18,4 | 26,68 | 37,52 | 30,64 | 291,24 |
Чистая прибыль | 112 | 113,04 | 103,6 | 99,68 | 91,04 | 96,48 | 51,12 | 45,04 | 73,6 | 106,72 | 150,08 | 122,56 | 1 164,96 |
Заключение
Анализ основных показателей деятельности организации сигнализирует об увеличении деловой активности компании и расширения ее присутствия на рынке, а так же об успешной конкурентной борьбе.
Оценка внешней среды основанная на PEST-анализе, указывает на то, что на деятельность ООО «Никор» наибольшее влияние оказывают технологические и экономические группы факторов.
Наличие сильных сторон и потенциальных внутренних возможностей ООО «Никор» (широкого ассортимента предоставляемых услуг для корпоративных клиентов, высокий уровень качества предоставленных услуг, развитие технологий в сфере стоматологии с одновременной активизаций рынка стоматологического и медицинского оборудования, наличие постоянной базы клиентов и возможность ее расширения) позволяет организации активно бороться с конкурентами не только за выживание, но и расширение контролируемой доли рынка.
Основными факторами риска, которые могут оказать влияние на деятельность ООО «Никор» можно определить следующие: появление новых конкурентов, слабая маркетинговая составляющая деятельности ООО «Никор», нестабильная экономическая ситуация с угрозой законодательных изменений в сфере медицины и стоматологии.
Многофакторная модель оценки вероятности наступления банкротства свидетельствует о том, что компании ООО «Никор» в течение всего анализируемого периода имела очень низкую вероятность наступления банкротства.
В анализируемом периоде компания обладает собственным оборотным капиталом, однако остальные показатели платежеспособности находятся в негативной динамике, причем некоторые из них ниже минимального уровня, что негативно характеризует платежеспособность компании.
Проведя оценку ликвидности баланса можно сделать вывод, что на протяжении всего анализируемого периода он был неликвиден. Это вытекает из того, что в краткосрочной перспективе у компании не достаточно средств, чтобы погасить наиболее срочные обязательства компании. И это подтверждается невыполнением первого неравенства. В тоже время по всем остальным группам показателей неравенства соблюдается.
В анализируемом периоде ООО «Никор» располагает собственным оборотным капиталом, который в динамике имеет положительную тенденцию. Таким образом, частично компания финансирует свои оборотные активы так же и за счет собственного капитала. В динамике доля такого финансирования возрастает с 2,6% в 2014 г. до 7,5% в 2016 г.
Собственные оборотные средства покрывают финансирование запасов всего лишь на 16,5% в 2016 г. до этого данный показатель был значительно меньше. Таким образом, для финансирования запасов компания ООО «Никор» привлекает кредиторскую задолженность, что сигнализирует о неустойчивом финансовом положении компании.
Анализ показателей ликвидности подтверждает проведенный выше анализ ликвидности баланса. Компания в состоянии отвечать по своим обязательствам перед контрагентами в период до одного года, это подтверждает значение показателя текущей ликвидности, который выше минимального значения и в динамике постепенно возрастает.
В тоже время значительное сокращение денежных средств и рост кредиторской задолженности снизили и без того низкое значение показателя абсолютной ликвидности, а так же вызвали негативную динамику коэффициента срочной (быстрой) ликвидности. Таким образом, ООО «Никор» в период до шести месяцев будет испытывать трудности при погашении своих обязательств перед контрагентами.
Отсутствие у компании долгосрочного и краткосрочного заемного капитала, выраженного кредитами, займами, свидетельствует о том, что только практически за счет собственного оборотного капитала осуществляется покрытие величины запасов. Однако собственных средств у ООО «Никор» не достаточно, чтобы покрыть полностью финансирование запасов, поэтому финансовую устойчивость компании необходимо признать, как неустойчивую.
Динамика финансовых коэффициентов позволяет сделать вывод о финансовой зависимости предприятия от внешних источников. Коэффициент независимости (автономии) не соответствует нормальному ограничению, при этом стоит отметить положительную динамику данного показателя.
Данный коэффициент возрастает с 0,041 в 2014г. до 0,078 в 2016г., т.е. значительно ниже нормы. При этом позитивным моментом является достаточно маневренность собственного капитала – 95,2% собственных средств находятся в обороте.
Таким образом, около 95% собственного капитала находится в наиболее ликвидной и быстро оборачиваемой форме. В тоже время за счет собственных средств обеспечено на конец анализируемого периода всего лишь 7,5% оборотных активов, что является крайне низким значением.
Соотношение заемных и собственных средств свидетельствует практически об отсутствии финансовой независимости.
Таким образом, наблюдается стойкая негативная динамика финансовых коэффициентов, что позволяет сделать вывод о снижении финансовой устойчивости предприятия.
Деятельность организации, указывает на снижение объемов выручки от оказания услуг в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Исходя из этого, одним из направлений увеличения доходов и прибыльности хозяйственной деятельности организации, способствующих повышению ликвидности и платежеспособности, целесообразно расширить спектр предоставляемых услуг за счет внедрения новой услуги по отбеливанию зубов, что в рамках стоматологических услуг весьма популярна и перспективна, при этом произойдет обновление основных средств организации, что положительно скажется на оснащенности организации и повысит ее конкурентоспособность среди ближайших конкурентов.
Перспективным направление для инвестирование является лазерная технология отбеливания зубов.
Суммарные инвестиционные затраты для реализации проекта составят 430 650 руб.
Проведя расчет показателей эффективности проекта было установлено, что:
- NPV проекта положительный, то есть проект за период своей реализации 3 года сгенерирует в будущем некоторую положительную стоимость, которая в настоящий момент времени равна 1 730,35 тыс. руб.
- IRR проекта за составляет 107,0%, это означает, что при данной ставке дисконтирования NPV будет равно нулю.
- срок окупаемости проекта – 5,7 месяца. Это быстрый и эффективный срок окупаемости.
Реализация данного проекта будет способствовать повышению платежеспособности ООО «Никор».
НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты платежеспособности и ликвидности предприятия 6
1.1 Сущность платежеспособности и ликвидности предприятия. 6
1.2 Факторы оказывающие влияние на платежеспособность и ликвидность предприятия. 14
1.3 Методика оценки платежеспособности и ликвидности предприятия. 23
Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности ООО «Никор». 31
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Никор». 31
2.2 Анализ динамики развития рынка стоматологических услуг на котором функционирует ООО «Никор». 40
2.3 Оценка финансовой устойчивости. 47
2.4 Оценка платежеспособности и ликвидности предприятия. 49
Глава 3. Направления повышения платежеспособности и ликвидности предприятия ООО «Никор». 56
3.1 Мероприятия направленные на повышение платежеспособности и ликвидности предприятия ООО «Никор». 56
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий. 69
Заключение. 72
Список использованных источников и литературы.. 76
Введение
Актуальность исследования. Эффективное функционирование любого субъекта хозяйствования в современных рыночных условиях возможно при проведении экономически грамотного управления его деятельностью. В условиях экономического обособления и самостоятельности субъекта хозяйствования успех или неуспех компании во многом зависит от ее стратегии развития.
На выбор хозяйственной стратегии предприятия оказывает значительное влияние множество условий: форма и степень конкурентной борьбы, темпы и характер инфляции, экономическая политика правительства, преимущества национальной экономики на мировом рынке по отдельным направления, а также широкий круг внутренних факторов, которые связаны с особенностями и возможностями хозяйствующего субъекта.
Кроме того, особое внимание при разработке и воплощении стратегии развития следует уделить платежеспособности предприятия и как следствие стабильности финансового положения субъекта хозяйствования, что в свою очередь оказывает значительное влияние на уровень деловой активности, эффективности и конкурентоспособности предприятия.
Устойчивое платежеспособное положение предприятия – это важное условие для обеспечения непрерывного и эффективного его функционирования. Платежеспособное состояние финансов хозяйствующего субъекта характеризуется с одной стороны наличием и размещением его активов по степени их ликвидности, а с другой стороны объемом и структурой источников их формирования по срочности погашения, а так же их сбалансированности.
Для обеспечения нормальной деятельности предприятия, проведения своевременных расчетов с поставщиками и покупателями, а так же другими субъектами хозяйствования, банками и работниками, компания должна располагать устойчивым финансовым состоянием и быть платежеспособной.
Платежеспособность выступает важнейшей характеристикой финансово-экономической деятельности предприятия в условиях функционирования рыночной экономики. Поскольку если предприятие платежеспособно, то оно имеет преимущества перед другими субъектами хозяйствования того же профиля. Ему легче привлекать инвестиций, и получать кредиты, осуществлять выбор поставщиков и подбор квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликт с государством и обществом, поскольку осуществляет своевременно выплаты налогов в бюджет, взносов во внебюджетные фонды, а так же заработную плату - работникам, и дивиденды - акционерам, банки получают гарантию возврата предоставленных кредитов и уплату по ним процентов.
Чем выше уровень платежеспособности предприятия, тем более оно независимо от колебаний рыночной конъюнктуры и, как следствие подвержено меньшему риску оказаться на грани банкротства.
Исходя из этого, проведение объективной оценки платежеспособности предприятия становится весьма актуальной. Поскольку рыночная экономика, характеризуется динамизмом и высокой степенью неопределенности многих ее параметров. Таким образом, выявление неблагоприятных тенденций для развития предприятия, определение степени платежеспособности приобретают первостепенное значение.
Анализировать платежеспособность предприятия необходимо не только в случае наступления экономических затруднений, но и с целью определения (предугадывания) этих экономических трудностей, а так, же наиболее рационального использования долгосрочных, нематериальных, текущих (оборотных) активов, и собственного и заемного капитала.
Таким образом, грамотное управление платежеспособностью предприятия дает возможность снизить финансовые риски, а также разработать систему мер, которая направлена на предотвращение банкротства, что позволяет обеспечить принцип непрерывности функционирования хозяйствующего субъекта.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступило российское предприятие ООО «Никор», функционирующее в сфере оказания медицинских услуг.
Предметом дипломной работы выступила динамика платежеспособности предприятия ООО «Никор».
Целью данной работы является проведение изучения платежеспособности и ликвидности ООО «Никор» и разработка мероприятий направленных на их улучшение.
Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты платежеспособности предприятия;
- исследовать факторы, оказывающие влияние на платежеспособность предприятия
- провести анализ платежеспособности предприятия;
- исследовать показатели финансовой устойчивости;
- разработать рекомендации направленные на улучшение платежеспособности предприятия.
В экономической литературе вопросы, связанные с анализом платежеспособности предприятия достаточно широко освещены. При написании выпускной квалификационной работы были использованы работы следующих авторов: Волковой О.Н., Гиляровской Л.Т., Ефимовой О.В., Донцовой Л.В., Никифоровой Н.А., Ионовой А.Ф., Селезневой Н.Н., Ковалева В.В., Романовского М.В., Шеремета А.Д. и других.
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: коэффициентный, синтеза и анализа, дедукции и индукции, относительных величин.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 281.