НПА:
1) ФЗ «О государственном регулировании социально-экономического развития Севера» от 19.06.1996 года.
2) ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях лицам, работающим и проживающим в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 года.
3) ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 25 июля 1998 года.
Прежде чем перейти к характеристике государственных гарантий и компенсаций, установленных Законом от 19 февраля 1993 г., следует сказать об источниках их финансирования. К их числу относятся федеральный бюджет и внебюджетные социальные фонды (для соответствующих расходов). За счет консолидированного бюджета РФ возмещаются расходы, связанные с выездом из северных районов следующих категорий граждан:
работников бюджетных организаций, проработавших в этих местностях не менее 3-х лет, пенсионеров, инвалидов, лиц, потерявших работу и зарегистрированных в качестве безработных в этих районах в размер 100% произведенных затрат;
лицам, проработавшим не менее 3-х лет на государственных предприятиях в этих районах - в размере 50% произведенных затрат, но не выше установленных норм (ст. 35).
В качестве мер опосредованной социальной защиты граждан следует рассматривать налоговые льготы для предприятий, расположенных в указанных районах. В условиях бюджетного кризиса реализация многих социальных гарантий для северян ставится под угрозу. В этом смысле интересен опыт развитых стран (Норвегии, Швеции, Финляндии, Канады и др.) в регулировании социально-трудовых отношений в северных районах. Государственные и региональные органы управления, принимая нормативные акты по регулированию трудовых отношений на Севере, стараются избегать любых решений, могущих так или иначе повлиять на повышение издержек компаний. При этом исходят из того очевидного факта, что установление государственных льгот наемным работникам без соответствующих источников возмещения для компаний может послужить исходным пунктом для снижения их деловой активности и соответствующего обострения проблем занятости.
В системе государственных гарантий и компенсаций можно выделить гарантии(4 категории):
в области занятости;
в области регулирования трудовых отношений (отпуска, оплата труда и т.д.);
в области жилищных отношений;
материального обеспечения и компенсации транспортных расходов.
Некоторые гарантии, установленные в Законе от 19 февраля 1993 г., сейчас утратили свою новизну и закреплены в других нормативных актах общего характера. Так, например, выплата пособия по безработице с учетом районного коэффициента предусмотрена Законом о занятости населения в новой редакции; продолжительность отпуска по беременности и родам установлена ТК РФ и др. Федеральным законом от 8 января 1998 г. были внесены изменения в ст. 16 Закона от 19 февраля 1993 г. Они предусматривают, что женщинам, работающим в северных районах, отпуск по беременности и родам с выплатой пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 % среднего заработка (дохода) с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате устанавливается продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, а при рождении 2-х и более детей - 110) календарных дней после родов. Относительной новизной характеризуется норма, предусматривающая, что пособие выплачивается не только с учетом районного коэффициента (что было предусмотрено ст. 5 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей), но и с учетом процентной надбавки к заработной плате.
В основном гарантии для северян закреплены в нормах специального Закона. В частности, за высвобождаемыми работниками сохраняется на период их трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, средняя заработная плата с учетом выплаты выходного пособия. Обеспечение занятости северян - это важнейшая задача. Она может быть решена, в частности, путем предоставления льготных кредитов национальным предприятиям. Работникам гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате. Районный коэффициент начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера. Он носит компенсационный характер, поскольку стоимость жизни в северных районах гораздо выше, больше необходимость в одежде и т.д. В зависимости от территорий коэффициенты делятся на 8 категорий. Их вариативность составляет от 1,1 до 2. Северные надбавки, в отличие от коэффициента, выполняют стимулирующую функцию. Если коэффициенты применяются независимо от стажа работы, то размер надбавки зависит от стажа работы в этих местностях. Все эти местности делятся на три группы, и в зависимости от этого определяется размер надбавки:
районы Крайнего Севера с более суровыми климатическими условиями (Чукотка, Север Эвенкии, Корякский округ, Алеутский район Камчатской области, острова Северного Ледовитого океана). Здесь начисляется 10% заработка по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие 6 месяцев. В этих районах максимальная надбавка начисляется через 5 лет непрерывной работы и составляет 100% заработка;
районы Крайнего Севера с менее суровыми климатическими условиями (все остальные районы Крайнего Севера, не отнесенные к первой группе). Здесь назначается 10% за первые 6 месяцев работы, а по достижении 60% надбавки - 10% заработка за каждый год работы, но не более 80% через 5 лет;
в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, начисляется 10% заработка за каждый год работы; максимальная надбавка назначается через 5 лет работы и составляет 50% заработка.
Трудовой стаж, дающий право на надбавки, исчисляется по специальным правилам.
Особое значение имеет компенсация транспортных расходов. Она предоставляется в связи с переездом работника к новому месту жительства после увольнения, с выездом из северных районов в отпуск или по другим причинам социального характера (лечение, протезирование, похороны, организованный выезд детей в оздоровительные лагеря и т.д.). В первоочередном порядке компенсации предоставляются жителям тех районов, в которых авиация является единственным видом транспорта. Организациям рекомендовано возмещать транспортные расходы их работников, если поездки обусловлены социальными причинами.
Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из северных районов
Регулирование численности населения на Севере России осуществляется в том числе путем обеспечения жильем граждан, выезжающих в районы с более благоприятными климатическими условиями. Одним из способов государственного содействия в строительстве и приобретении жилья является предоставление жилищных субсидий. Условия их предоставления, размеры и порядок получения определяются Федеральным законом от 25 июля 1998 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных местностей".
Правом на получение жилищных субсидий обладают граждане, имеющие стаж работы в северных районах не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. Жилищные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета. До 5% этих средств используются на субсидии для граждан, выехавших из указанных районов не ранее 1 января 1992 г. и нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства, если они имеют право на субсидии в соответствии с новым законом. Граждане, получившие субсидии, не имеют права на другие виды государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
В первую очередь субсидиями обеспечиваются граждане, работающие в ликвидируемых организациях и проживающие в закрывающихся городах, поселках и полярных станциях, а также инвалиды, в том числе инвалиды с детства, родившиеся в районах Севера, пенсионеры и граждане, зарегистрированные более одного календарного года в качестве безработных.
Размеры жилищных субсидий определяются с учетом следующих критериев:
социальной нормы площади жилья для выезжающих членов семьи, установленной в субъектах федерации, куда выезжают эти граждане (в регионе вселения);
средней сложившейся в регионе вселения стоимости строительства (приобретения) одного квадратного метра общей площади жилья, не превышающей средней сложившейся по стране за квартал, предшествующий времени предоставления субсидии (имеются в виду дома массовой застройки); стажа работы (времени проживания) гражданина на Севере. Для пенсионеров и безработных определяется суммарная продолжительность периодов работы и проживания в указанных местностях. При этом стаж работы суммируется с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве безработных. Для инвалидов с детства, родившихся на Севере, исчисление времени проживания ведется со дня рождения.
Размер субсидии составляет 80 - 100% стоимости строительства или приобретения жилья в зависимости от стажа работы или времени проживания. Так, при стаже от 15 до 20 лет размер субсидии составляет 80%, от 20 до 25 лет - 85% и т. д. Субсидия в размере 100% предоставляется лицам, работавшим или проживавшим в северных районах свыше 35 лет, а также гражданам, которые вынуждены уехать с Севера в связи с ликвидацией организаций и закрытием городов, поселков и полярных станций (по решению органов государственной власти).
Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.
В течение месячного срока после приобретения жилья и регистрации по новому месту жительства граждане должны сдать (передать) жилье, включая приватизированное, соответствующим органам исполнительной власти субъектов федерации или органам местного самоуправления. Если граждане продали жилье на Севере, то они имеют право на получение субсидии за вычетом стоимости этого жилья.
Жилищные субсидии предоставляются органами исполнительной власти субъектов федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в безналичной форме путем перечисления соответствующих средств застройщикам или домовладельцам при наличии договоров о строительстве или приобретении жилья.
Для заключения таких договоров гражданам выдаются гарантийные письма с указанием общей площади приобретаемого жилья, состава семьи и размера субсидии. Если стоимость жилья превышает размер субсидии, то перечисление субсидии осуществляется после внесения гражданином собственных или заемных средств для покрытия этого превышения. Гражданин может приобрести жилье, соответствующее необходимым требованиям, в пределах размера жилищной субсидии без привлечения собственных или заемных средств. При этом общая площадь может быть меньше социальной нормы, но не должна давать право постановки на учет для улучшения жилищных условий в регионе вселения.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 265.