НПА:
1) ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 года.
2) ФЗ «О социальном обслуживании престарелых и инвалидов» от 2 августа 1995 года.
3) «Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», утверждённый Постановлением Правительства от 25.12.1995 года.
4) Примерное положение «О центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», утверждённого Постановлением Правительства от 8.07.1997 года.
Специальным законом регулируются вопросы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Более конкретно регламентируются права граждан из указанных категорий в области социального обслуживания. Так, при получении социальных услуг они имеют право на уважительное, гуманное отношение, выбор формы и учреждения социального обслуживания, согласие или отказ от него, конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной социальному работнику при оказании услуг и т. д.
Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия престарелого или инвалида. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет либо недееспособным дается их законным представителем. Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания производится на основании личного письменного заявления гражданина, подтвержденного их подписью, либо заявления законного представителя. Граждане пожилого возраста и инвалиды вправе отказаться от социального обслуживания, за исключением тех случаев, когда в соответствии с законом их право на отказ от социальных услуг ограничено (если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности вследствие утраты способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению либо признаны недееспособными). Вопрос о помещении гражданина в стационарное учреждение социального обслуживания без его согласия решается судом по представлению органов социальной защиты населения. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на обеспечение надлежащих условий проживания, уход, первичную медико-санитарную, стоматологическую и специализированную помощь, бесплатные услуги адвоката, свободное посещение адвокатом, нотариусом, священнослужителем и т. д. Не допускается наказание граждан, проживающих в этих учреждениях, использование в этих целях, а также для создания удобств персоналу, лекарственных средств, средств физического сдерживания, изоляции.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора с предоставлением отпуска продолжительностью-30 календарных дней. Они могут участвовать в лечебно-трудовой; деятельности в порядке и на условиях, установленных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. В частности, предусмотрено вовлечение граждан в лечебно-трудовую деятельность исключительно на добровольной основе с учетом их состояния здоровья, интересов, желаний и заключения врача (для инвалидов - МСЭК). Продолжительность такой деятельности не должна превышать 4 часов в день. Вознаграждение за работу выплачивается гражданам в размере 75% стоимости выполненных работ с зачислением остальных 25% на счета учреждений.
Законодательством предусмотрены, кроме того, такие формы социального обслуживания престарелых и инвалидов, как полустационарное, срочное, надомное и т. д. Конкретные виды услуг, которые можно получить в рамках указанных форм социального обслуживания, предусмотрены Федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. Например, при стационарном обслуживании гарантируются:
а) материально-бытовые услуги (предоставление жилой площади, мебели, компенсации расходов по проезду на лечение и консультации т.д.);
б) услуги по организации питания, быта, досуга (предоставление рационального питания, в том числе диетического, обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями, оказание помощи в написании писем и т.д.);
в) социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги (обеспечение ухода, диспансеризация, психологическая поддержка и т.д.);
г) организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей (обучение по специальным программам и т.д.);
д) услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией;
е) правовые услуги;
ж) содействие в организации ритуальных услуг.
При надомном обслуживании гарантируется предоставление услуг по организации питания, быта и досуга; социально-медицинских и санитарно-гигиенических услуг, содействие в трудоустройстве и др. Социально-медицинское обслуживание на дому предполагает наблюдение за состоянием здоровья, оказание экстренной доврачебной помощи, кормление ослабленных больных и прочие услуги. Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, включают обеспечение предметами первой необходимости, оказание материальной помощи, обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами и т. п. Аналогичные услуги оказываются также и в полустационарных условиях.
Примерное положение о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов утверждено пост. Правительства РФ от 8 июля 1997 г. В частности, этим нормативным актом предусмотрено, что правом внеочередного принятия на обслуживание пользуются инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территориях других государств. Право первоочередного приема предоставлено супругам погибших (умерших инвалидов) и участников ВОВ, не вступившим в новый брак, одиноким нетрудоспособным гражданам и инвалидам, в том числе из числа вынужденных переселенцев. Зачисление на обслуживание Центром осуществляется на основании следующих документов:
- личного заявления гражданина или его законного представителей документа, удостоверяющего личность;
- заключения лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний для помещения в Центр;
- акт материально-бытового обследования условий проживания;
- документа о праве на льготы;
- справки о размере пенсии (либо справки о составе семьи и справки о размерах доходов всех членов семьи).
Для реализации разноплановых форм социального обслуживания в Центре создаются следующие подразделения: отделения социального обслуживания на дому; социально-медицинского обслуживания на дому; дневного пребывания, срочного социального обслуживания; социальной реабилитации, а также социальная столовая (буфет).
Социальное обслуживание может осуществляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе. Снятий граждан с обслуживания производится по личному заявлению лица, при истечении сроков обслуживания, при выявлении заболеваний, опасных для окружающих и требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г., предусматривает бесплатное оказание социальных услуг в объемах, определенных государственными стандартами, следующим категориям граждан:
- не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума в регионе, где они проживают;
- находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами и иными чрезвычайными ситуациями;
- несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации по причине инвалидности, сиротства, безнадзорности и т.п. Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) принимается администрацией учреждения социального обслуживания на основании представленных гражданами или их законными представителями заявления, справки о доходах и документа, удостоверяющего личность. Несовершеннолетним детям услуги оказываются без письменного заявления и справки о доходах. При оказании платных услуг заключается соответствующий договор. Тарифы на социальные услуги устанавливаются органами исполнительной власти субъектов федерации.
Специальные правила, касающиеся условий предоставления социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, закреплены в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. Бесплатно социальные услуги предоставляются: одиноким гражданам из числа указанных категорий, а также одиноким супружеским парам и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам из числа указанных категорий, имеющим родственников, которые не могут в связи с отдаленностью проживания, малообеспеченностью, болезнью и другими объективными причинами обеспечить им помощь и уход при условии, указанном выше; гражданам из числа указанных категорий, проживающим в семьях, среднедушевой доход в которых ниже прожиточного минимума. Социальные услуги предоставляются на условиях частичной оплаты вышеперечисленным категориям граждан пожилого возраста и инвалидам, получающим пенсию от 100 до 150% прожиточного минимума. Если эти граждане проживают в семьях, то среднедушевой доход в семье должен составлять от 100 до 150% прожиточного минимума. Размер оплаты социальных услуг, предоставляемых на дому, не должен превышать 25% разницы между получаемой пенсией (среднедушевым доходом семьи) и прожиточным минимумом, а в полустационарных условиях - 50% соответствующих сумм.
Полностью оплачивать социальные услуги должны престарелые и инвалиды, получающие пенсию, превышающую на 150% прожиточный минимум или проживающие в семьях со среднедушевым доходом, превышающим прожиточный минимум также на 150%. Анализируя нормы об условиях оплаты социальных услуг, можно сделать вывод о том, что они не определены для той категории граждан, у которых доходы составляют от 150 до 250% прожиточного минимума. Очевидно, в законе имеет место ошибка, которая воспроизводится и в подзаконных актах. Если следовать логике законодателя, то полностью оплачивать социальные услуги должны граждане, у которых доход составляет не менее 150% прожиточного минимума, но не превышает его на 150%, как это записано. Этот недостаток закон необходимо преодолеть путем внесения в него соответствующих изменений.
Слово «НА»(150 %) надо убрать, а это не сделано ещё до сих пор.
В частичную и полную оплату социальных услуг не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования. Дополнительные услуги, не предусмотренные федеральным и территориальным перечнями социальных услуг, оказываются только на условиях полной оплаты.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 252.