НПА:
1) ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера» от 19.06.1996 года.
Проблема социально-экономического развития северных территорий для нашей страны не нова: государство привлекло огромные человеческие ресурсы для освоения Севера, удалось добиться многих успехов, но с началом реформ положение дел на Севере стало поистине драматичным: уровень безработицы превышает общероссийские показатели, прожиточный минимум выше в 1,1 - 2,3 раза, стоимость потребительской корзины из 19 основных продуктов питания превышает среднероссийскую в 1,1 - 2,8 раза. Здесь одни из самых высоких по России показатели смертности, детская заболеваемость выше более чем в 2 раза, чем в средней полосе России. Весьма неблагоприятны миграционные перспективы: люди стремятся покинуть северные районы, но немногие имеют достаточные средства, чтобы устроиться на новом месте. За 1992 - 1996 годы эти районы покинуло 850 тысяч человек, или 6,6% населения. Из Магаданской области выехало 30,5% населения, а из Чукотского автономного округа - 42,4%. Уезжают прежде всего трудоспособные люди, разрушается уникальный трудовой потенциал. Есть и такие, которым некуда ехать - представители коренного населения. Вместе с тем, возможности для развития Севера, его природноресурсовый потенциал использованы далеко не полностью. Поэтому сегодня разрабатывается новая концепция государственной политики в этом регионе.
В 1996 г. был принят Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ". Север здесь определяется как высокоширотная часть территории РФ, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Кроме того, в законе выделяются также районы с дискомфортными условиями проживания. Это территории, характеризующиеся совокупностью природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека. На граждан, проживающих на таких территориях, распространяется действие Закона от 19 февраля 1993 г. в части предоставления государственных гарантий и компенсаций. Провозглашен курс на обеспечение устойчивого развития Севера, т.е. гармоничного развития производства, социальной сферы, населения и окружающей среды.
До принятия Закона о районировании сохраняется деление Севера на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Основными принципами государственного регулирования социально-экономического развития Севера являются:
государственный протекционизм (поддержка), направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития и обеспечение государственных нужд в производимой в этом регионе продукции;
селективность государственной поддержки, т. е. помощь оказывается прежде всего тем организациям, которые обеспечивают государственные нужды и участвуют в решении социальных задач;
создание условий для гармоничного развития производства, социальной сферы, населения и сохранения окружающей природной среды;
регулирование промышленного освоения Севера в целях бережного использования природных ресурсов, сохранения природной среды и защиты традиционных основ хозяйствования и образа жизни коренных малочисленных народов Севера;
сохранение и развитие коренных малочисленных народов;
- оптимизация численности населения на Севере и т. д.
Механизм государственной поддержки северных территорий включает в себя следующие виды мероприятий:
финансовые (поддержка завоза продукции и товаров в районы с ограниченными сроками завоза, создание государственных внебюджетных фондов за счет части платежей за пользование невозобновляемыми природными ресурсами, льготное кредитование развития перспективных производств и т.д.);
социальные (поддержка и социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера, выделение субсидий, ссуд и кредитов на строительство жилья для лиц, выезжающих их северных районов; предоставление населению гарантий и компенсаций в связи с проживанием и работой в неблагоприятных климатических условиях и др.);
3) экологические (щадящий режим природопользования и т.д.).
Закон закрепляет меры государственной поддержки предпринимательства, государственное регулирование экономического развития, поддержку завоза продукции и т. д. Специальные правила установлены в законе в области охраны здоровья населения, защиты материнства и детства, регулирования численности населения на севере, природопользования и др. В частности, регулирование численности населения осуществляется путем предоставления поддержки инвалидам, пенсионерам, высвобождаемым работникам, т.е. тем категориям граждан, труд которых государство по тем или иным причинам не может использовать в этих районах, в приобретении и строительстве жилья в районах с благоприятными условиями проживания и трудовой деятельности. Вместе с тем, государство создает условия для привлечения на Север необходимых трудовых ресурсов, использует вахтовый метод. Участие государства в строительстве и приобретении жилья для граждан, выезжающих из северных районов, обеспечивается целевыми капительными вложениями, предоставлением субсидий, льгот и кредитов на льготных условиях.
31 декабря 1997 г. Правительство РФ приняло постановление "О реформировании системы государственной поддержки районов Севера". В нем закрепляется механизм реализации Закона "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера России".
Весьма симптоматичными и показательными являются сформулированные в постановлении основные направления реформирования государственной политики в северных регионах: повышение адресности и эффективности поддержки; пересмотр существующей системы гарантий для северян по мере формирования системы дифференцированных по регионам государственных социальных стандартов: повышение ответственности работодателей в решении социальных проблем северных районов и т. д. Так, например, необходимо разработать предложения по установлению сферы ответственности работодателей, федеральных и региональных органов исполнительной власти в вопросах социальной защиты граждан при ликвидации в районах Крайнего Севера градообразующих предприятий и населенных пунктов, переселении работников, признанных безработными, и членов их семей. Первые шаги в этом направлении уже делаются: 2 февраля 1998 г. принято постановление Правительства РФ "О мерах социальной защиты населения ликвидируемых поселков золотодобытчиков в Чукотском автономном округе". Должна быть разработана концепция формирования трудовых ресурсов с учетом потребностей северных районов, с разработкой и утверждением основных положений о вахтовом методе организации работ и рекомендации по заключению трудового договора (контракта), отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера. До принятия закона о районировании Севера России с учетом географических и природно-климатических факторов, влияющих на жизнеобеспечение населения и производство, решено исходить из необходимости максимальной концентрации финансовых ресурсов прежде всего на решении социально-экономических проблем районов Крайнего Севера и коренных малочисленных народов.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 237.