Основы социально-экономического развития Севера России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

НПА:

1) ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера» от 19.06.1996 года.

 

Проблема социально-экономического развития северных терри­торий для нашей страны не нова: государство привлекло огромные человеческие ресурсы для освоения Севера, удалось добиться многих успехов, но с началом реформ положение дел на Севере стало поис­тине драматичным: уровень безработицы превышает общероссийские показатели, прожиточный минимум выше в 1,1 - 2,3 раза, стоимость потребительской корзины из 19 основных продуктов питания пре­вышает среднероссийскую в 1,1 - 2,8 раза. Здесь одни из самых высо­ких по России показатели смертности, детская заболеваемость выше более чем в 2 раза, чем в средней полосе России. Весьма неблагопри­ятны миграционные перспективы: люди стремятся покинуть северные районы, но немногие имеют достаточные средства, чтобы устроиться на новом месте. За 1992 - 1996 годы эти районы покинуло 850 тысяч человек, или 6,6% населения. Из Магаданской области выехало 30,5% населения, а из Чукотского автономного округа - 42,4%. Уезжают прежде всего трудоспособные люди, разрушается уникальный трудовой потенциал. Есть и такие, которым некуда ехать - представители коренного населения. Вместе с тем, возможности для развития Севе­ра, его природноресурсовый потенциал использованы далеко не пол­ностью. Поэтому сегодня разрабатывается новая концепция госу­дарственной политики в этом регионе.

В 1996 г. был принят Феде­ральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ". Север здесь определяется как высокоширотная часть территории РФ, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населе­ния. Кроме того, в законе выделяются также районы с дискомфорт­ными условиями проживания. Это территории, характеризующиеся совокупностью природно-климатических, географических, социаль­но-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека. На граждан, проживаю­щих на таких территориях, распространяется действие Закона от 19 февраля 1993 г. в части предоставления государственных гарантий и компенсаций. Провозглашен курс на обеспечение устойчивого разви­тия Севера, т.е. гармоничного развития производства, социальной сферы, населения и окружающей среды.

До принятия Закона о районировании сохраняется деление Севера на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Основными принципами государственного регулирования социаль­но-экономического развития Севера являются:

государственный протекционизм (поддержка), направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития и обеспечение государственных нужд в производимой в этом регионе продукции;

селективность государственной поддержки, т. е. помощь оказы­вается прежде всего тем организациям, которые обеспечивают государственные нужды и участвуют в решении социальных задач;

создание условий для гармоничного развития производства, социальной сферы, населения и сохранения окружающей природной среды;

регулирование промышленного освоения Севера в целях бережного использования природных ресурсов, сохранения природной сре­ды и защиты традиционных основ хозяйствования и образа жизни коренных малочисленных народов Севера;

сохранение и развитие коренных малочисленных народов;

- оптимизация численности населения на Севере и т. д.

Механизм государственной поддержки северных территорий включает в себя следующие виды мероприятий:

финансовые (поддержка завоза продукции и товаров в районы с ограниченными сроками завоза, создание государственных вне­бюджетных фондов за счет части платежей за пользование невозоб­новляемыми природными ресурсами, льготное кредитование разви­тия перспективных производств и т.д.);

социальные (поддержка и социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера, выделение субсидий, ссуд и кредитов на строительство жилья для лиц, выезжающих их северных районов; предоставление населению гарантий и компенсаций в связи с проживанием и работой в неблагоприятных климатических условиях и др.);

3) экологические (щадящий режим природопользования и т.д.).

Закон закрепляет меры государственной поддержки предпринима­тельства, государственное регулирование экономического развития, поддержку завоза продукции и т. д. Специальные правила установле­ны в законе в области охраны здоровья населения, защиты материн­ства и детства, регулирования численности населения на севере, природопользования и др. В частности, регулирование численности на­селения осуществляется путем предоставления поддержки инвалидам, пенсионерам, высвобождаемым работникам, т.е. тем категориям граждан, труд которых государство по тем или иным причинам не может использовать в этих районах, в приобретении и строительстве жилья в районах с благоприятными условиями проживания и трудо­вой деятельности. Вместе с тем, государство создает условия для при­влечения на Север необходимых трудовых ресурсов, использует вах­товый метод. Участие государства в строительстве и приобретении жилья для граждан, выезжающих из северных районов, обеспечивает­ся целевыми капительными вложениями, предоставлением субсидий, льгот и кредитов на льготных условиях.

31 декабря 1997 г. Правительство РФ приняло постановление "О реформировании системы государственной поддержки районов Севе­ра". В нем закрепляется механизм реализации Закона "Об основах государственного регулирования социально-экономического разви­тия Севера России".

Весьма симптоматичными и показательными являются сформули­рованные в постановлении основные направления реформирования государственной политики в северных регионах: повышение адресно­сти и эффективности поддержки; пересмотр существующей системы гарантий для северян по мере формирования системы дифференциро­ванных по регионам государственных социальных стандартов: по­вышение ответственности работодателей в решении социальных про­блем северных районов и т. д. Так, например, необходимо разрабо­тать предложения по установлению сферы ответственности работо­дателей, федеральных и региональных органов исполнительной вла­сти в вопросах социальной защиты граждан при ликвидации в рай­онах Крайнего Севера градообразующих предприятий и населенных пунктов, переселении работников, признанных безработными, и чле­нов их семей. Первые шаги в этом направлении уже делаются: 2 фев­раля 1998 г. принято постановление Правительства РФ "О мерах со­циальной защиты населения ликвидируемых поселков золотодобытчиков в Чукотском автономном округе". Должна быть разработана концепция формирования трудовых ресурсов с учетом потребностей северных районов, с разработкой и утверждением основных положений о вахтовом методе организации работ и рекомендации по заключению трудового договора (контракта), отражающие специфику ре­гулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера. До принятия закона о районировании Севера России с учетом географи­ческих и природно-климатических факторов, влияющих на жизне­обеспечение населения и производство, решено исходить из необходимости максимальной концентрации финансовых ресурсов прежде всего на решении социально-экономических проблем районов Край­него Севера и коренных малочисленных народов.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 200.