Принятие в 1995 г. Федерального закона о ветеранах было обусловлено началом реформ в социальной сфере, связанной с этим необходимостью учета заслуг перед государством и обществом тех лиц, которые имеют длительный стаж работы, военной службы, стали инвалидами при выполнении обязанностей военной службы и т.д. Целью социальной защиты ветеранов является создание условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Государственная политика в отношения ветеранов предполагает:
создание государственной службы по делам ветеранов;
разработку и исполнение государственных и иных целевых программ, направленных на социальную защиту ветеранов;
обеспечение бюджетного финансирования указанных программ;
целенаправленную пропаганду с использованием СМИ важности добросовестной военной службы, трудовой деятельности, престижа государственных наград за трудовые и ратные подвиги.
Финансирование мероприятий по социальной защите ветеранов осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Федеральным законом от 18 ноября 1998 г. в ст. 10 Закона о ветеранах были внесены изменения, устанавливающие распределение расходов между указанными бюджетами. За счет средств федерального бюджета производятся расходы на оплату проезда на транспорте междугородного сообщения, получение льготных кредитов на строительство жилья, санаторно-курортное лечение, обеспечение инвалидов войны протезно-ортопедическими изделиями. За счет средств бюджетов субъектов федерации производятся расходы, связанные с оплатой жилья и коммунальных услуг, обеспечение лекарственными средствами и т. д. Финансирование дополнительных мер социальной защиты ветеранов, установленных на уровне субъектов федерации или местного самоуправления, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Предприятиям и организациям, которые за счет собственных средств реализуют льготы, установленные Федеральным законом в отношении ветеранов, оказывается соответствующая поддержка, предоставляются налоговые льготы и т.д. Поддерживается благотворительность в этой сфере.
Функции государственной службы по делам ветеранов осуществляет Департамент по делам ветеранов и пожилых людей Министерства труда и социального развития.
Государство оказывает всемерное содействие деятельности общественных объединений ветеранов. В частности, решения по вопросам социальной защиты ветеранов должны приниматься только при участии представителей соответствующих объединений.
Государство устанавливает также гарантии судебной защиты прав ветеранов.
Категории ветеранов
С учетом заслуг при защите Отечества, безупречной военной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов(5 штук):
ветераны великой Отечественной войны;
ветераны боевых действий на территориях других государств;
ветераны военной службы;
ветераны органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов;
ветераны труда.
В рамках этих категорий осуществляется дальнейшее деление. Так, в категории "ветеран войны" выделены:
- участники войны;
- лица, работавшие в годы войны в пределах границ действующих фронтов;
лица, работавшие в городе Ленинграде в период его блокады;
труженики тыла.
Перечень категорий, относящихся к числу ветеранов боевых действий на территориях других государств, также не является исчерпывающим. В законе предусмотрено, что Правительство РФ определяет порядок и условия отнесения других лиц к этой категории ветераном объем их прав и льгот. Причем это должно быть сделано по истечении 6 месяцев с начала участия граждан в боевых действиях и не позднее 1 месяца с момента их окончания. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приводится в Приложении к закону. Изменения в него могут вноситься Государственной Думой. Он состоит из 3 разделов. В самом тексте Перечня указывается, что на лица, принимавшие участие в войнах и боевых действиях в государствах, на территориях и в обороне городов, предусмотренных в разделах 1 и 2, распространяется действие статей 2 и 4 закона о ветеранах, а на лиц, принимавшие участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе 3 - действие статей 3 и 4.
Ветераны военной службы - это военнослужащие всех родов и войск, всех министерств, где предусмотрена военная служба, который
7) награждены орденами или медалями либо удостоены почетных званий СССР или РФ;
8) награждены ведомственными знаками отличия и имеют право на пенсию за выслугу лет, в том числе уволенные в запас или отставку, также ставшие инвалидами вследствие военной травмы.
Ветераны органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судом (правоохранительных органов) - это работники соответствующий органов, которые:
9) награждены орденами или медалями либо удостоены почетных званий СССР или РФ;
10) имеют ведомственные знаки отличия и одновременно с этим право на пенсию за выслугу лет или по старости.
Ветеранами труда признаются две категории лиц. Первая из них определяется по схеме, изложенной выше. Ко второй относятся лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте ц период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 - для женщин.
Кроме указанных, закон выделяет такую категорию, как инвалиды Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территориях других государств.
Порядок присвоения звания "ветеран "
Льготы, предусмотренные законодательством, предоставляются только по предъявлении удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством РФ. Возможны две процедуры: 1) обращение за подтверждением права на льготы, когда удостоверение уже есть. 2) обращение за документом, подтверждающим присвоение звания "ветеран" и право на льготы.
В законе есть определенное несоответствие с точки зрения определения понятия "ветеран" и моментом возникновения права на льготы. Так, ветеранами труда являются лица, имеющие трудовые заслуги и трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости или за выслугу лет (ст. 7), а в ст. 22 предусматривается, что ветеранам труда при выходе на пенсию в качестве мер социальной защиты предоставляются соответствующие льготы. Но ведь иметь стаж и выйти на пенсию - это разные вещи. Если толковать закон буквально, то можно сначала получить звание ветерана труда и только после выхода на пенсию приобрести право на льготы. Недостаточно четкая формулировка правовой нормы порождает проблемы на практике. Так, некоторые граждане сочли, что право на льготы возникает со дня вступления закона в силу. Верховный Суд РФ разъяснил, что право на льготы, предоставленные законом о ветеранах, возникает с момента обращения данной категории лиц за их получением с предъявлением удостоверения установленного образца. Если же в выдаче удостоверения было отказано и отказ впоследствии признан судом необоснованным либо гражданин не имел возможности получить удостоверение по независящим от него причинам (отсутствие бланков, образцов удостоверений и т.п.), то моментом возникновения права на получение льгот следует считать дату первоначального обращения гражданина в орган, на который возложена выдача удостоверений.
Интересным представляется и тот факт, что ветеранам правоохранительных органов и военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, предоставляется право на льготы, установленные для ветеранов труда. А право на льготы, установленные законом именно для указанных категорий ветеранов, они имеют при условии, если у них есть право на пенсию за выслугу лет (военнослужащие) или на пенсию по старости или за выслугу лев (ветераны правоохранительных органов).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 231.