Правовые основы аудиторской деятельности в России и направления ее развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в РФ относятся:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»№ 307-ФЗ от 30 декабря 2008г.

3. Налоговый кодекс РФ.

4. Уголовный кодекс РФ.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

6. Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129- ФЗ от21 ноября 1996г.

7. Постановление Правительства РФ от 6 февраля2002г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»

8. Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ (Приказ МФ РФ от 3июня 2002г. № 47-н).

9. Приказ Минфина РФ от 7 марта 2002г. №47 «Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ» и др.

10. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» № от 2007г.

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В мировой практике можно выделить две концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция,Германия. В них аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах(США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов.Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России система нормативного регулированияаудиторской деятельности включает 4 основных уровня, каждый из которых обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.

Первый (верхний) уровень включает закон об аудите. Закон об аудиторской деятельности относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента.

К документам второго уровня относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения всеми субъектами.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям,организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами на базе федеральных стандартов и практики аудита.Содержание и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм и их ноу-хау. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.

 

50.Нормативная база экологического аудита. Нормативные документы по регулированию деятельности в области экологического аудита. ГОСТ Р ИСО 14010-98 – «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»; ГОСТ Р ИСО 14011-98 – «Руководящие указания по экологическому аудиту.

Нормативно-правовое обеспечение экологического аудита

Виды документов, регулирующих экологический аудит в РФ:

нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в области экологического аудита и охраны окружающей природной среды: федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в Минюсте России;

стандарты (государственные, отраслевые), содержание которых затрагивает вопросы экологического аудита и охраны окружающей природной среды;

нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, касающиеся методических вопросов деятельности в области экологического аудита и охраны окружающей природной среды и не подпадающие под документы, подлежащие в соответствии с действующими правилами государственной регистрации;

строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы и правила (СанПиН), включающие требования по охране окружающей природной среды;

нормативно-технические документы - нормативные документы, устанавливающие ограничения по воздействию на окружающую природную среду технологических процессов и технических средств, требования к очистному оборудованию.

Основным документом, регулирующим экологический аудит в России является приказ Госкомэкологии России от 30.03.98 г. №181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России».

Помимо этого:

Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» - №436 от 16.07.98 г.

Приказ Минприроды России «Об экологическом аудировании» - №412 от 11 октября 1995г.

Приказ Минприроды России «Об организации экологического аудита» - №540 от 29 декабря 1995г.

Приказ Минприроды России «О порядке проведения работ по лицензированию отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» - №282 от 18 июня 1996г.

Приказ Государственного комитета по охране окружающей среды - «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» - №181 от 30 марта 1998г.

Приказ Госкомэкологии России «О Системе экологического аудирования» - №453 от 16 октября 1998г.

Приказ Госкомэкологии России «Об эксперименте по проведению экологического аудита на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области» - №94 от 17 февраля 1997г.

Большое значение в регулировании экологического аудита играют стандарты серии ГОСТ Р ИСО серии 14000:

ГОСТ Р ИСО 14001 - 98 - «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»;

ГОСТ Р ИСО 14004 - 98 - «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;

ГОСТ Р ИСО 14010-98 - «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»;

ГОСТ Р ИСО 14011-98 - «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;

ГОСТ Р ИСО 14012-98 - Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».

ГОСТ Р ИСО 14041:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ». М., Госстандарт России, 1998г.

ГОСТ Р ИСО 14042:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия». М., Госстандарт России, 1998г.

ГОСТ Р ИСО 14043:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация». М., Госстандарт России, 1998г.

ГОСТ Р ИСО 140050:98. «Управление окружающей средой. Словарь». М., Госстандарт России, 1998г. http://docs.cntd.ru/document/120000525 см гост там много

 

Требования к организациям и аудиторам, осуществляющим экологическое аудирование. Внешние и внутренние аудиторы.

Требования к экологическим аудиторам.

Руководство по критериям квалификации аудиторов в области окружающей среды содержится в стандартах ГОСТ Р ИСО 14011-98 и ГОСТ Р ИСО 1402-98. Согласно этим документам аудитором-экологом является специалист, квалифицированный для проведения экологического аудита, ведущий аудитор-эколог управляет процедурой экологического аудита. Аудиторы должны иметь законченное высшее образование, опыт работы и быть компетентными в следующих вопросах: - наука об окружающей среде и технология охраны окружающей среды; - технические и экологические основы работы объектов и сооружений; - регламентирующие документы, нормативы, правила и др., связанные с охраной составляющей среды; - системы управления окружающей средой, правила и процедуры проведения аудитов. Аудиторы должны обладать личными качествами и навыками, позволяющими четко и понятно формулировать суждения и идеи как в устном, так и в письменном виде. Они должны уметь дипломатично и тактично задавать вопросы и внимательно и терпеливо выслушивать ответы. Аудитор должен быть объективным и независимым, обладать навыками личной организованности, необходимыми для успешного и результативного проведения аудита. Важное качество – способность с пониманием относиться к традициям и культуре того региона или страны, на территории которой находится и функционирует аудируемое предприятие. Аудиторы должны постоянно повышать свою квалификацию как на своем рабочем месте, так и в специализированных центрах

Внутренний и внешний аудит.

Под аудитом понимается финансовый анализ, ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия, т.е. проверка его деятельности. Аудит делится на внутренний и

внешний. Внешний аудит подразумевает контроль над деятельностью предприятия со стороны, а внутренний аудит находится под контролем самой фирмы.

Внешний аудит проводится на основе предварительной договоренности между аудитором и фирмой. Внешний аудит может включать в себя: - экспертизу хозяйственно-экономической деятельности; - оценку имеющихся у предприятия резервов и его платежеспособности; - советы и рекомендации по улучшению деятельности.

Если внешний аудит в компании проводится по инициативе сотрудников, его называют добровольным. Обязательный аудит осуществляется каждый год для предприятий любой формы собственности по требованию органов государственной власти. Кроме того, обязательный аудит может быть назначен в связи с решением следственных органов или суда.

Внутренний аудит, как правило, проводится в целях повышения эффективности деятельности компании. Внутренний аудит может включать в себя: - определение причин и мест образования издержек предприятия; - степень соответствия деятельности общепринятым правилам, нормам и стандартам; - выявление плюсов и минусов хозяйственно-экономического функционирования; - предоставление отчета руководству проверяемой компании; - выводы.

В зависимости от объема работ внутренний аудит, в свою очередь, подразделяется на общий и локальный. Общий аудит затрагивает абсолютно все вопросы и проблемы предприятия. Локальный аудит проводится в пределах выбранного направления (например, учет или технологии).

Совокупность внутреннего и внешнего аудита представляет собой единый комплекс мероприятий, ориентированных на цели проверки достоверности предоставленной для проверки документации, составления заключения о достоверности отчетности, баланса и прибыли компании, а также анализ финансовой информации по всем статьям затрат.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.