Правовая основа экологического аудита в России. Этапы становления и развития системы экоаудита в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране. Между тем попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.

Четвертая попытка, которая была предпринята в конце 1980-х годов прошлого века, оказалась наиболее успешной. Первый толчок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждения годовых отчетов. В 1987 году на основе постановления Совета министров СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма Акционерное общество «Инаудит». Эта фирма занималась аудиторскими проверками, консультированием СП по налогообложению, по различным правовым вопросам и пр.

Аудиторская деятельность регламентируется Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ». В соответствии с Временными правилами аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Первый этап — конец 1980-х — начало 1990-х гг. Этот этап характеризуется полным отсутствием правовой базы экологического аудита в Российской Федерации. На практике экологический аудит проводился в единичных случаях. Основными причинами проведения экологического аудита на российских предприятиях являются:

1) желание выйти на международный рынок, где предъявляются повышенные требования не только к качеству продукции, но и к тому, как поставщик соблюдает нормы по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

2) желание получить кредиты международных финансовых структур, в частности Международного банка реконструкций и развития и Европейского банка реконструкций и развития.

Второй этап — середина 1990-х. Наиболее значимыми нормативными правовыми актами рассматриваемого периода являлись приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. -№ 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» [1] и приказ Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации» [2].

Третий период — начиная с 1998г.Временное положения о Комиссии Госкомэкологии России по аттестации экоаудиторов содержало основные задачи (аттестация и контроль) и функции Комиссии (методическое руководство и координация деятельности по обучению экоаудиторов и др.), определяло организационную структуру и регламент работы» а также права Комиссии (проводить аттестацию экоаудиторов, требовать от аттестованных экоаудиторов определенные сведения и др.).

Среди значимых событий рассматриваемого периода следует отметить, что на федеральном уровне в соответствии с утвержденной Госкомэкологией России программой в 1998 г. осуществлена централизованная подготовка трех групп профессиональных экоаудиторов общей численностью 156 человек.

Четвёртый период — начало ХХI в. — настоящее время. На данном этапе получает дальнейшее развитие такой вид экологического аудита как аудит системы управления окружающей средой в связи с активным внедрением в практику российскими

предприятиями систем управления окружающей средой (систем экологического менеджмента).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 238.